Введение. Критерииоцениванияспортивныхсостязанийдолжныобеспечиватьобъективноесравнениечеловеческихвозможностей, вчемизаключаетсясутьспорта. Однако, на практике часто наблюдается нарушение данных требований, вызванное неоднозначностью понятий, включенных в правила состязаний. Это приводит к манипулированию трактовками критериев судейскими бригадами. И, как следствие, нарушения ранжирования спортсменов по их достижениям, уравнивание исполнительского мастерства, ограничение возможностей рекордных достижений и индивидуальности в данном виде спорта [1].
С целью устранения данных негативных явлений правила соревнований по художественной гимнастике корректируются и совершенствуются в каждом олимпийском цикле. Изменения требований к критериям оценивания и содержанию упражнений, из которых складывается итоговая оценка гимнасток, можно увидеть проанализировав оценки гимнасток на протяжении последних олимпийских циклов [2].
При разработке правил на олимпийский цикл соревнований 2001–2004 годов увеличили количество экспертов, функции которых стали более специализированными. Учитывая правила соревнований по художественной гимнастике, исполнительское мастерство спортсменок стало оцениваться по трем составным частям: техничность («TV»), артистичность («AV») и исполнение («EX»). Данные компоненты дали название соответствующим бригадам судей. За каждый вид многоборья гимнастка могла получить 30 баллов, в состав данной оценки входили баллы каждой бригады (максимум оценки каждой бригады – 10 баллов).
С 2005 по 2008 год десятибалльная система оценивания в каждой бригаде считалась максимальной. Наиболее весомой была оценка за исполнение. А вот оценки за техническую и артистическую составляющие, были объединены в одну бригаду под названием - «Difficulty». Оценки, выставляемые судьями в данной бригаде, суммировались и делились на коэффициент 2. Общая оценка гимнасток снизилась, но такой принцип не позволил улучшить качество ранжирования спортсменок.
В соревновательном цикле с 2009–2012 годов произошло очередное изменение оценки исполнительского мастерства гимнасток. Международной Федерацией Гимнастики (FIG) было принято решение не уменьшать оценку техники и артистизма, но и такие меры не позволили объективизировать результаты гимнасток на соревнованиях. Такие действия привели систему оценивания к возвращению к трем бригадам судей, то есть к 30 балльной системе.
Ряд научных исследований был проведен в 2013–2016 годах олимпийского цикла с целью объективизации дифференцирования спортсменок в турнирной таблице. Конечная оценка каждого упражнения складывалась из двух компонентов: «A+E» - артистические и технические ошибки, входящие в состав бригады «Исполнение», «D» - бригада «Трудность». Итоговый максимум достиг 20 баллов [3].
С 2016 года по 2021 была введена открытая оценка, таким образом гимнастка или группа гимнасток могли выполнять неограниченное «количество трудности предмета», но при этом не более 9 элементов трудности тела («BM») в личной программе и не более 5 элементов трудности тела в групповых упражнениях. Поскольку было разрешено выполнять неограниченное количество трудности предмета, оценка стала превышать не только значение 20 баллов, но даже и 30. Данное нововведение позволило «техничным» гимнасткам достойно показать себя на международной арене [4].
С новой силой вопрос объективного судейства был поднят после олимпиады 2020 в Токио, а потому в новом олимпийском цикле (2021–2024) система правил значительно изменилась. Очень изменилась система оценивания гимнастических упражнений, их структура. Огромное количество критериев оценивания было добавлено в положение правил для максимального удобства судей. Также была вновь добавлена дополнительная бригада «АЕ», оценивающая артистические ошибки. Оценка по-прежнему осталась открытой и превышает 30 баллов [5].
Цель. Выявить наиболее эффективную систему оценивания в период с 2001 по 2024 год.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в спортивной школе №19 г. Екатеринбурга в декабре 2021 года. В нем приняли участие 10 спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, а также 10 судей различных категорий (Спортивный Судья 3 категории – 3 человека, Спортивный Судья 2 Категории – 1 человек, Спортивный Судья 1 Категории – 3 человека, Спортивный Судья Всероссийской Категории – 2 человека, Спортивный Судья Международной Категории -1 человек).
Основным методом нашего исследования являлось анкетирование. В ходе исследования была проведена контрольная тренировка двух групп спортивного совершенствования. Каждая гимнастка исполняла свою программу (гимнастическое многоборье – 4 вида). Работа судей заключалась в оценке каждой гимнастки по трем системам оценивания (олимпийские циклы – 2013–2016 года, 2017–2021 года, 2022–2024 года). По окончанию контрольной тренировки каждому судье предоставлялась анкета, включающая в себя перечень вопросов, который позволял выявить наиболее эффективную и объективную систему оценивания.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе математической обработки результатов эксперимента мы выяснили, что большинство тестируемых судей (8 человек) одобрили новую систему оценки гимнастических упражнений, посчитав ее наиболее объективной и простой в изучении. Но также присутствуют и замечания. Судьи считают, что стоимость отдельных технических элементов в данной системе не является совершенной и не соответствует заявленной сложности и наоборот. Относительно простые элементы могут иметь более высокую стоимость, чем элементы, на исполнение которых требуются немалые биомеханические возможности.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что с каждым годом в рамках борьбы с субъективизмом программа выступлений все больше усложняется, все больше внимания уделяется технике исполнения. Сочетание качества исполнения и координационной сложности должно поощрять техническую сложность упражнений на фоне качественно чистого исполнения и, следовательно, отражаться в Коде FIG. Основная задача правил состязаний – оценка координационной сложности элементов структурных групп. Судьям, в свою очередь следует максимально компетентно подходить к выполнению своей работы.
Наиболее совершенной системой оценки по результатам исследования мы выявили программу текущего олимпийского цикла (2022–2024 года).
Координация движений, прежде всего, содержит в себе критерий качества движений, их целесообразность, соответствие условиям, степень ее необходимого проявления характеризует сложность выполнения двигательной задачи. Именно этот синтез координационной сложности и качества исполнения должен быть заложен в Коде FIG и определять дальнейшее развитие художественной гимнастики, а значит поощрять координационную сложность элементов на фоне качественного их выполнения. Конкретизация критериев оценки координационной сложности элементов структурных групп - основная задача правил соревнований.
Литература
Медведева, Е. Н. Объективизация технической ценности элементов структурных групп художественной гимнастики : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Медведева Елена Николаевна. – Санкт-Петербург, 2017. – 54 с.
Обоснование подхода к определению сложности элементов художественной гимнастики и их технической ценности / Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина, А. А. Супрун, А. С. Мальнева, Н. И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2015. – Вып. 3 (121). – С. 146–149.
Анализ результатов Чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р. Н. Терехина, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2014. – Вып.10 (116). – С. 128–132.
Объективизация технической ценности элементов художественной гимнастики как фактор успешности многолетней подготовки спортсменок / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е. Н. Медведева, Е. С. Крючек, Р. Б. Цаллагова // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №10. – С. 66–67.
Правила судейства 2021–2024 по художественной гимнастике // rg - elite.ru URL: https://rg-elite.ru/Новые%20Правила%20по%20художественной%20гимнастике%202021-2024%20-%20DRAFT%20(проект)%20-%20русская%20версия.pdf (дата обращения: 07.01.2022).
Literature
Medvedeva, E. N. Objectification of the technical value of elements of structural groups of rhythmic gymnastics : specialty 13.00.04 "Theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical culture" : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Medvedeva Elena Nikolaevna. - St. Petersburg, 2017. - 54 p.
Substantiation of the approach to determining the complexity of the elements of rhythmic gymnastics and their technical value / E. N. Medvedeva, R. N. Terekhina, A. A. Suprun, A. S. Malyneva, N. I. Kuzmina // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. - 2015. - Issue 3 (121). - pp. 146-149.
Analysis of the results of the World Rhythmic Gymnastics Championship in Izmir / R. N. Terekhina, E. S. Kryucek, E. N. Medvedeva, I. A. Viner-Usmanova // Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. - 2014. - Issue 10 (116). - pp. 128-132.
Objectification of the technical value of the elements of rhythmic gymnastics as a factor of success in the long-term training of athletes / R.N. Terekhina, I.A. Viner-Usmanova, E. N. Medvedeva, E. S. Kryuchek, R. B. Tsallagova // Theory and practice of physical culture. - 2016. - No. 10. - pp. 66-67.
Rules of judging 2021-2024 in rhythmic gymnastics // rg - elite.ru URL: https://rg-elite.ru/Новые%20Правила%20po%20fiction%20gymnastics%202021-2024%20-%20DRAFT%20(project)%20-%20russian%20version.pdf (accessed: 07.01.2022).