Введение. Существенный рост напряженности соревновательной борьбы в современной художественной гимнастике остро ставит проблему совершенствования подготовки юных гимнасток. Для ее решения требуется разработка новых эффективных методик подготовки спортсменок [1]. Оптимальная организация учебно-тренировочного процесса является важным условием обеспечения роста результатов в многолетней соревновательной практике [2].
Особое внимание в тренировочном процессе специалисты уделяют технической подготовке гимнасток. Способность четко выполнять сложно координационные движения позволяет достигать высоких спортивных результатов, и в итоге значительно повышает надежность реализации технических действий в ходе выполнения упражнений [3].
При обучении техническим элементам в художественной гимнастике следует разделять каждый элемент абсолютно любой из подгрупп (прыжки, вращения, равновесия) на составные части, включающие в себя фазу выполняемого двигательного действия (в фазу входит отдельное звено двигательного действия), задачу (в которой будут приведены основные положения, которые должен помнить спортсмен при выполнении элемента), основную опорную точку (в состав которой входит определенное слово, либо словосочетание, заставляющее гимнастку в короткий промежуток времени собрать все физические и моральные силы воедино и выполнить технический элемент). Разделение такого рода позволяет гимнасткам и тренерам избегать ошибок различного типа во время исполнения упражнений, а также выполнять их максимально собранно и амплитудно.
Реализация программы, разработанной тренером-преподавателем Бочкарниковой Н.В. с учетом рекомендаций Рожковой Л.В. позволила добиться существенной положительной динамики. Действия с предметами согласно предложенной методике включают в себя следующие компоненты:
идеомоторные упражнения, совершенствование точности воспроизведения, отмеривания и дифференцирования движений руки;
развитие гибкости в лучезапястном и плечевом суставах;
симметричное развитие мышц правой и левой рук, воспитание силовой выносливости мышц рук;
формирование мелкой моторики рук.
Данная методика была использована в разделе предметной подготовки в основной части занятия. Для выстраивания единой целостной системы занятий обучение велось по следующей схеме: постановка рук без предметов – «скакалка» - «обруч» - «мяч». Недельный цикл включал чередующиеся упражнения двух видов многоборья. Тренировочный мезоцикл гимнасток экспериментальной группы состоял из 10 комплексов упражнений каждого вида многоборья [4].
Представляя киевскую школу художественной гимнастики, отличающуюся высокой техникой владения предметами, Н. А. Овчинникова и Е. В. Бирюк рекомендуют проводить уроки предметной подготовки непосредственно с уроками хореографии. По их мнению, необходимость таких предметных занятий важна тем, что в совокупности данная методика обучения позволяет гимнасткам овладеть мастерством соединения манипуляций предметами с движениями тела, давая определенную свободу и независимость каждого компонента [5].
Цель. Оценить уровень эффективности совмещения предметных уроков и уроков хореографии у гимнасток (16-17 лет).
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в ДЮСШ №19 г. Екатеринбурга в декабре 2021 года. В нем приняли участие 18 спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.
Большая часть гимнасток (12 человек), принимавших участие в исследовании, имеют спортивный разряд – кандидат в мастера спорта, остальные спортсменки (6 человек) являются уже мастерами спорта России.
Основным методом нашего исследования являлся эксперимент, который включал в себя ежедневное совмещение уроков хореографии с предметной подготовкой на протяжении двух месяцев на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента гимнасток разделили на две группы: контрольную (9 человек) и экспериментальную (9 человек). В составе каждой группы находилось 3 мастера спорта и 6 кандидатов в мастера спорта. Далее в ходе математической обработки результатов эксперимента мы выяснили, что при такой подготовке у экспериментальной группы по сравнению с контрольной стал значительно выше уровень формирования техники телодвижений, техники движений с предметами, техники хореографических движений, а гимнасткам стало проще понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером, темпом, ритмом, динамикой. В последующем соревновательном сезоне гимнастки экспериментальной группы показывали более высокие результаты на соревнованиях и допускали меньшее количество ошибок.
Результаты проведенных исследований позволили сделать следующие выводы: совмещение двух разделов подготовки положительно влияет не только на уровень технической подготовленности, но и положительно сказывается на развитии физической, предметной, хореографической, музыкально-двигательной, композиционной подготовки.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что совмещение разделов хореографической и предметной подготовок в тренировочном процессе гимнасток-«художниц» позволяет сэкономить время и создать предпосылки для значительного улучшения различных видов подготовки спортсменок на всех этапах спортивной специализации, что в конечном счёте проявится в показателях их исполнительского мастерства.
Выстраивать тренировочный процесс необходимо на основе учета физических возможностей организма. При обучении техническим элементам следует уделять особое внимание индивидуальным особенностям организма каждой гимнастки на любом этапе подготовки.
Как и различные другие навыки, навык предметного манипулирования будет успешно сформирован, если при обучении ему будут предусмотрены подготовительные упражнения для нижележащих уровней построения движения.
Литература
Чертихина Н.А., Шевчук Н.А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - №1 (5). - с. 34-38.
Чертихина Н.А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки: дис. канд. педагогич. наук: 13.00.04. - Волгогр., 2013. - 173 с.
Заплатинская, О. Б. Программа обучения базовым прыжкам в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / О. Б. Заплатинская // Слобожанский научно-спортивный вестник. – 2015. – № 4(48). – С. 46-49. – DOI 10.15391/snsv.2015-4.008.
Бочкарникова, Н. В. Развитие навыка предметного манипулирования в художественной гимнастике / Н. В. Бочкарникова, А. В. Гаськов, Е. И. Овчинникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 113-118.
Степанова, И. А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастике [Текст] / И. А. Степанова, Л. А. Карпенко. - М., 2003.- 112с.
Literature
Chertikhina N.A., Shevchuk N.A. Methodology of complex development of vestibular stability in rhythmic gymnastics at the stage of initial training // Physical education and sports training. - 2013. - №1 (5). - pp. 34-38.
Chertikhina N.A. Complex development of vestibular stability in rhythmic gymnastics at the stage of initial training: dis. candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04. - Volgogr., 2013. - 173 p.
Platinskaya, O. B. Training program for basic jumps in rhythmic gymnastics at the stage of initial training / O. B. Platinskaya // Slobozhansky scientific and sports bulletin. – 2015. – № 4(48). – Pp. 46-49. - DOI 10.15391/snsv.2015-4.008.
Bochkarnikova, N. V. Development of the skill of subject manipulation in rhythmic gymnastics / N. V. Bochkarnikova, A.V. Gaskov, E. I. Ovchinnikova // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - No. 59-3. - pp. 113-118.
Stepanova, I. A. Technical training and the basics of teaching rhythmic gymnastics exercises [Text] / I. A. Stepanova, L. A. Karpenko. - M., 2003. - 112s.