К ВОПРОСУ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И НАПИТКОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И НАПИТКОВ

Лабутина С.А. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под моделью принято понимать материальный или воображаемый объект, который в процессе познания замещает реальный объект, сохраняя при этом его существенные свойства. Другими словами, модель – это упрощенное представление реальности с включением только тех её аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне сферы его интересов, могут игнорироваться.

Существуют различные классификационные признаки моделей. Для пищевых продуктов и напитков различают модели, применимые на различных этапах жизненного цикла изделия. Особый интерес представляют модели, формируемые на маркетинговом этапе, когда важно знать потребительские предпочтения, и этапе проектирования продукта – для создания идеальной модели продукта.

Общепризнанно, что производству новых качественных продуктов должны предшествовать маркетинговые исследования потребительских предпочтений, в частности, анализ востребованности этих продуктов у населения. Маркетинговые исследования, направленные на принятие управленческих решений по повышению качества пищевых продуктов на этапе планирования и создания новых видов, востребованных обогащенных продуктов, как подчеркнуто в [1, с.2], «должны ориентироваться на потребительские предпочтения и учитывать региональные особенности рациона питания населения».

Теория потребительского поведения, как показано в диссертационном исследовании [2, с.19] изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми потребитель формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. В рамках указанной теории Уильям Руделиус и коллектив авторов полагали, что «поведение потребителя – это действия, совершаемые человеком при покупке, использовании товаров и услуг, включая умственные и социальные процессы, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними» [2, с.19].

Сущность потребительского поведения заключается в том, что, попадая в определённую среду рынка, потребители вынуждены искать «способы удовлетворения своих потребностей». Причем, в каждом конкретном случае, получая предложения товаров, покупатель принимать решение об их покупке или отказе. Подобные решения принимаются под воздействием огромного множества факторов, вся совокупность которых может привести к одному из трех возможных вариантов выбора (рисунок 1):

Рисунок 1 – Возможные варианты принятия решений потребителем о покупке товара

Как отмечалось выше, объектами моделирования может быть, как товар (продукт или услуга), так и само поведение потребителя при приобретении товара и получении услуги.

При моделировании потребительского поведения исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными [3].

По мнению авторов учебного пособия [3], модели обладают рядом преимуществ. В частности, их применение позволяет:

1. Объяснить потребительское поведение. Даже визуально можно понять, что происходит, когда меняются переменные и обстоятельства.

2. Дают систему координат для исследования. Пробелы в знании и понимании становятся очевидны, и можно выделить приоритетные направления исследований. Модель также позволяет соотнести друг с другом отдельные исследовательские проекты.

3. Являются фундаментом для систем информационного менеджмента. Правильное использование модели раскрывает типы информации, необходимой для понимания различных процессов принятия решения о покупке и выявляет особенности маркетинговой стратегии [3].

На этапе разработки идеальной потребительской модели пищевых продуктов и напитков важно исследовать комплекс предпочтений потребителя.

Сотрудниками кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета (МСиС ОГУ) под руководством д.т.н. Третьяк Л.Н. проведен ряд исследований по оценке предпочтений потребителями отдельных групп пищевых продуктов и напитков.

В монографии Третьяк Л.Н. [4] представлены результаты статистического опроса (проведен при участии фирмы социологических и маркетинговых исследований – СИМИС, г. Оренбург: опрошено 750 потребителей различных возрастных групп). По результатам исследования установлен вектор потребительских предпочтений респондентов Оренбургской области, по которому выявлен «портрет потребителя», отдающего предпочтения пиву и пивным напиткам. Установлено, что основным фактором, влияющим на решение о покупке пива, является потенциальная токсичность пива, связанная с содержанием в этом напитке этанола и сивушных масел. При этом, как показано в исследовании, если потребитель уверен в безопасности (отсутствии токсичности) пива, то при выборе напитка он руководствуется вкусовыми свойствами напитка. Такое отношение потребителя к пиву еще раз доказывает, что пиво следует относить к вкусовым, а не к алкогольной продукции.

Как показал опрос, проведенный на кафедре МСиС [5], осознание необходимости потребления продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, в частности биоэлементами, приходит к потребителям с возрастом. Поэтому необходимо как можно раньше поощрять потребителей в формировании запроса на здоровые пищевые продукты и готовые блюда. Однако для разработки полезных продуктов и напитков (например, повышенной биологической ценности и пониженной токсичности) ориентации на потребителя недостаточно. Потребитель может быть незнаком с современными научными тенденциями повышения качества продукции и технологиями, позволяющими реализовать на практике передовые достижения науки и техники. Кроме, потребитель не должен разбираться в вопросах безопасности. Напротив, гарантировать потребителю эту безопасность должны национальные системы стандартизации, оценки и подтверждения соответствия, а также сообщества по защиты прав потребителей.

На самых ранних этапах жизненного цикла продукции: «проектирование продукта», «проектирование технологического процесса» и «проектирование производства» должны формироваться требования к идеальным потребительским свойствам пищевых продуктов (напитков) и разрабатываться технологии для их реализации. Такой подход будет способствовать не только обеспечению качества продуктов, но и созданию эффективной, экономически обоснованной системы предупредительных мероприятий, улучшающих качество этой продукции.

При этом, как обосновано в разработках кафедры МСиС ОГУ [6], необходимо учитывать критерии качества, в частности, обобщенные показатели продукта с учетом технологии, например, посредством использования связи сенсорных систем с искусственным интеллектом.

Кафедра МСиС ОГУ развивает направление повышения качества пищевых продуктов путем их обогащения дефицитными для Оренбургского региона биоэлементами – йодом, селеном, фтором и литием, предлагая применять для целей обогащения органические формы соединений этих биоэлементов. Обогащение органическими соединениями микроэлементов авторы рассматривают как основной путь снижения уровня региональных биоэлементов [1].

На этапах разработки рецептур обогащённых пищевых продуктов моделирование должно быть основано на цифровой идентификации поликомпонентных систем. Следует отметить, что, например, квазиоптимальные параметры генетического алгоритма для решения задач моделирования пищевых рецептур в целях идентификации апробированы на примере молочных продуктов, и как показано в диссертационном исследовании [7] имеют большие перспективы.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации – академика РАЕ, д-ра техн. наук, доцента Третьяк Л.Н.

Список использованных источников

1. Третьяк, Л.Н. Управление качеством кисломолочных продуктов путем совершенствования технологии их обогащения регионально значимыми микронутриентами / Л.Н. Третьяк, А.О. Мордвинова // Качество и жизнь, 2019. – № 1(21). – С. 12-18.

2. Логинова Ю.В. Маркетинговые технологии и модели в организации электронной торговли с учетом факторов потребительского поведения: дис. ... канд. эконом. наук. Орёл, 2014. 207 с.

3. Пермичев, Н. Ф. Поведение потребителей: учеб. пособие / Н. А. Заглумина, Е. В. Карпенко, Н. Ф. Пермичев; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Ин-т экономики, упр. и права. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2014. – 116 с.

4. Третьяк, Л.Н. Технология производства пива с заданными свойствами: монография / Л.Н. Третьяк – СПб.: Изд-во «Профессия», 2012. – 463 с.

5. Третьяк, Л.Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе обогащенных кисломолочных продуктов. Региональный аспект [Электронный ресурс] / Л.Н. Третьяк, М.Б. Ребезов, А.П. Антипова, А. О. Мордвинова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. – № 12-6. – С. 978-982. – 5 с.

6. Третьяк, Л.Н. Перспективы изменения принципов автоматизированного управления процессом производства «идеального пива» / Л.Н. Третьяк, Е.М. Герасимов //в сборнике: Пищевая промышленность: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Правительство Оренбургской области, ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Оренбург, 2009, – С. 267-271.

7. Семипятный В. К. Принципы мета–аналитической декомпозиции при формировании цифровых идентификационных профилей пищевых систем: автореферат дис. ... д-ра техн. наук. Москва, 2021. 47 с.

Просмотров работы: 23