Роль спортивного туризма в жизни студента - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Роль спортивного туризма в жизни студента

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования заключается в изучении значения спортивного туризма в жизни человека. 

Задачи: 

Рассмотреть понятие спортивного туризма.

2. Описать положительные туризма, оказывающие влияние на физическую и нервную системы человека. 

3. Рассмотреть влияние туризма на жизнь студента на основе социологического опроса. 

4.  Проанализировать полученные данные, сделать вывод. 

Объект исследования: мотивация студентов к туризму. 

Предмет исследования: мотивирующие факторы деятельности студентов в походах.

Предмет исследования: мотивирующие факторы деятельности человека в сфере фитнеса. 

Термин «туризм» довольно обширен по своему смыслу. В общем под ним подразумеваются временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. [1] Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом. В данной статье мы затронем спортивный туризм, который является не просто путешествием, а видом спорта. Отличается от обычного тем, что включает в себя преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде. Таким образом спортивный туризм одновременно содержит в себе два положительных аспекта: физическая активность и времяпровождения на природе. В совокупности они создают мощнейшее оружие для оздоровления физической и нервной системы.

В спортивном туризме выбирают такие путешествия, которые насыщенны природными препятствиями, так называемые спортивные походы. За участие в спортивных походах могут присуждаться спортивные разряды и тому подобное. Туристические походы делятся на «походы выходного дня», походы 1-3 степеней сложности и категорийные походы 1-6 категорий сложности. Отдельным направлением пешеходного туризма является «легкая походка». Отличительной чертой «легкой походки» является путешественник, самостоятельно планирующий и осуществляющий путешествия, не пользуясь услугами туроператоров, дорогих отелей и перевозчиков. К водному туризму относятся путешествия по рекам или озерам на туристских судах, таких как байдарки, надувные лодки и катамараны, плоты, которые не оборудованы двигателями. Некоторые реки преодолеваются на катамаранах, байдарках, плотах преимущественно с туристической целью. В велосипедном туризме осуществляются походы на велосипедах, как правило, на достаточно значительные расстояния. Эти походы могут осуществляться в различных природных районах, часто они привязаны к дорожной сети, однако в сложных велопоходах используется и бездорожье. Велосипедный туризм имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами туризма. Это, прежде всего, большая интенсивность движения, и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо больше чем, например, пеший турист. Таким образом, основными задачами спортивно-рекреационного туризма являются: гармоничное физическое развитие человека; укрепление его здоровья и предупреждения различных заболеваний; обеспечение полноценного отдыха людей разных возрастов и профессий; поддержание высокой работоспособности; достижение активного творческого долголетия. [4]

В настоящее время наблюдается тенденция снижения физического уровня подготовленности студентов, и чаще в связи с этим и появление проблем со здоровьем. Количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, снижается, а в подготовительной и специальной медицинских группах увеличивается, 45 % студентов – оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное или плохое, каждый третий студент имеет 2–3 заболевания. [3] Обычный распорядок среднестатистического студента: дом, учеба и у многих работа. Долгое нахождение в городе постепенно угнетает нервную систему. Если мыслить глобальнее, город – искусственно созданная человеком система, ведь изначально человек родился в природных условиях. Природа – это то, что нас объединяет. Мы вышли из нее, она наш первый дом. Миллионы лет наши гены развивались под воздействием природы, поэтому неудивительно, что время вне каменных застроек идет нам на пользу. Провести время на природе – одно из самых простых действий для своего здоровья и счастья. Природа снижает стресс, уменьшает воспаление и развивает эмпатию. Борьба со стрессом считается одним из целебных эффектов природы. Слова расслабление и природа стоят рядом по понятным причинам. Доказано также, что времяпровождение на природе снижает уровень кортизола. Таким образом, если природа помогает справляться с хроническим стрессом, она вполне может вернуть нам возможность улучшения самоконтроля, принятия более вдумчивых решений и улучшения регулирования эмоций и импульсивности.

Разумеется, о пользе времяпровождения на природе для нашего здоровья можно говорить очень много и совместно с физической активностью оно содержит в себе лечебный эффекты. К примеру:

• активация деятельности иммунной системы с увеличением и количества, и активности естественных клеток-киллеров в организме;

• уменьшение кровяного давления;

• повышение способности справляться со стрессом и снижение стресса в целом;

• улучшение настроения;

• повышение внимательности;

• повышение способности сосредоточиваться, в том числе у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

• ускоренное восстановление после операций и болезней;

• повышение энергии;

• улучшение сна.

Все это заметно улучает жизнь студента, повышается концентрация, улучшается настроение, что поможет добиваться успехов в учебной студенческой жизни.

В опросе «Роль спортивного туризма для студента» приняли участие 18 студентов в составе туристского клуба САФУ «Полярная звезда». Этот клуб расположен в Архангельске на базе университета и представляет собой студенческое объединение в целях оздоровления студентов и ведения активного образа жизни. Каждый год «Полярная звезда» проводит походы по категорийным маршрутам «Северная тайга», «Хибинские тундры», организует походы выходного дня и активно принимает участия в межклубных соревнованиях и туристических слетах. Каждый из опрошенных студентов-участников хоть раз в жизни посещал оздоровительные мероприятия клуба.

Рис. 1. Результаты опроса «Как часто Вы

стараетесь бывать за городом?»

Из рисунка 1 видно, что большинство респондентов (46,2%) стараются быть на природе (в оздоровительных целях) раз в неделю, или на выходных, что говорит о положительной тенденции студентов к частому времяпровождению за городом.

Рис. 2. Результаты опроса «Каким видом туризма Вы предпочитаете заниматься?»

Основу различных форм рекреационно-оздоровительного туризма составляют естественные способы активного передвижения, такие как: ходьба, гребля, езда на велосипеде, ходьба на лыжах и тому подобное. Соответственно, в зависимости от условий и средств передвижения наиболее распространенными являются такие формы рекреационно-оздоровительного туризма, как: пешеходный, водный, лыжный, конный (Рис.2). Во время путешествий и походов туристы расширяют свой кругозор и углубляют свои знания в различных областях, например, в ботанике, зоологии, географии, геологии и астрономии, сельского и лесного хозяйства, истории и культуры. Спортивный туризм является одним из эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей студента-туриста. Немаловажно, что спортивный туризм изначально предполагает выживание в экстремальных условиях, благодаря этому студент получает знания, умения и навыки оказания первой медицинской помощи. Спортивный туризм развивает дисциплину в поведении, и ответственность за жизнь и здоровье окружающих людей. Это связанно со строгим соблюдением техники безопасности. Тесное взаимодействие туризма с разнообразной природной средой и климатическими условиями дает знания по поведению человека в конкретных условиях и адаптации к этим условиям; стимулирует получение студентом естественнонаучных знаний.

Рис. 3. Результаты опроса «Какую Вы преследуете цель?»

В ответе на вопрос «Какую Вы преследуете цель?» (Рис. 3) многие студенты отвечали одинаково – новые эмоции и впечатления, получение новых навыков, общение с друзьями и отдых. Немаловажно, что многие так же выбрали целью для занятия спортивным туризмом поддержание физической формы, поскольку спортивный туризм – это не просто прогулка на природе, это так же и физическая нагрузка при которой приводятся в работу все группы мышц человека.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что спортивный туризм в жизни студента играет огромную роль. Он хорошо подходит для решения задач по формированию и укреплению жизненно необходимых физических и нравственных качеств личности. Спортивный туризм включает в себя тесное общение с природой и создает позитивный эмоциональный настрой в отношении к учебе. Общественный характер взаимоотношений в туризме требует от участников развития таких качеств как: чувство коллективизма, взаимовыручки, самопожертвования во имя общей цели; воспитывает духовность. Именно поэтому спортивный туризм – это школа воспитания патриотизма, мужества, гражданской ответственности.

Список литературы: 

Ивонтьева А. К., Мокеева Л. А. Роль спортивного туризма в индустрии туризма. [Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37419477 (дата обращения: 22.12.2021).

Кораблев В. А. Спортивный туризм, его роль и место в современной классификации туризма [Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42442272 (дата обращения: 12.12.2021). 

Мизюрова Э.Ю., Роль спортивного туризма в физическом воспитании студенческой молодежи [Электронный ресурс]// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8 (20); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sportivnogo-turizma-v-fizicheskom-vospitanii-studencheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 11.11.2021) 

Поддубная Т. Н., Голубан С. В. Спортивный туризм как средство рекреации //Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт [Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35533022& (дата обращения: 20.12.2021). 

Рябова С. Ю. Спортивный туризм //Вестник научных конференций. [Электронный ресурс] //URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25030976 (дата обращения: 27.12.2021). 

Просмотров работы: 374