На сегодняшний день проблема качества обучения становится более острой, особенно по мере расширения и использования информационных технологий. Высокое качество образования дает студентам право выбирать не только место будущей работы, но и получить полный социальный пакет, а также возможности саморазвиваться и расти по карьерной лестнице в различных IT-компаниях.
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования многих преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, систем автоматизации проектирования, средств администрирования и защиты баз данных и других.
Развитие общественных наук в области управления привело к широкому распространению процессного подхода к описанию деятельности предприятия. Например, стандарт ISO 9000 определяет деятельность организации как множество выполняемых ею бизнес-процессов. Такой подход используют все отраслевые стандарты, регламентирующие деятельность предприятий. Для большинства предприятий понимание такого подхода и использование его для описания своей деятельности имеет большое практическое значение, еще и потому, что на нем базируются многие международные системы сертификации предприятий на ведение того или иного бизнеса, системы бухгалтерского и финансового учета. Также немаловажно, что процессным представлением деятельности предприятия пользуются мировые производители программного и технического обеспечения при разработке линейки своих продуктов.
Современный этап развития общества ставит перед нынешней системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Ежегодно в БелГУ проводится День науки. Мероприятия Дня Науки отражают взаимодействие науки с социальной сферой, отраслями экономики, инновационную деятельность, международное научно-техническое сотрудничество.
Администрация высшего учебного заведения ко Дню науки концентрирует фокус своего внимания на активной работе по привлечению молодежи в науку, развитии научно-исследовательской и инновационной деятельности студенческой молодежи, дальнейшем развитии необходимых условий для формирования у студентов исследовательских умений, навыков работы в научных коллективах, оказании помощи в осуществлении научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Научно-исследовательская работа студентов является сегодня неотъемлемым компонентом образовательного процесса и средством вовлечения студентов в научную деятельность учреждений высшего образования.
В профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной становится проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне вуза возможно через внесение определенных изменений в учебный план и в учебные программы дисциплин подготовки будущих бакалавров и магистров. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, ситуационные задачи и т.д.) возможны через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки бакалавра, определяемого работодателем.
Так как, компетенции выпускников, по сути, представляют собой результаты обучения по основной образовательной программе, их составляющими являются знания, умения и владения (опыт деятельности), то по моему мнению наилучшим способом оптимизации практико-ориентированного обучения является более активное использование рекомендаций студентов преуспевающих в той или иной дисциплине работодателям со схожей сферой деятельности, для привлечения студентов к более глубокому изучению предметной области для бедующего трудоустройства.
Техническое задание (ТЗ) — перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проектно-исследовательского характера. Такое задание обычно предшествует разработке проектов и призвано ориентировать разработчика на создание проекта, удовлетворяющего желаниям заказчика и соответствующего условиям использования, применения разрабатываемого проекта, а также ресурсным ограничениям [1,2].
ГОСТ 34;
ГОСТ 19;
ISO/IEC/ IEEE 29148-2011;
SRS в RUP.
ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы регламентирует структуру ТЗ на создание именно системы, в которую входят программное обеспечение, аппаратное обеспечение, люди, которые работают с программным обеспечением, и автоматизируемые процессы.
Согласно ГОСТ 34 техническое задание должно включать следующие разделы:
1. Общие сведения;
2. Назначение и цели создания (развития) системы;
3. Характеристика объектов автоматизации;
4. Требования к системе;
5. Состав и содержание работ по созданию системы;
6. Порядок контроля и приемки системы;
7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
8. Требования к документированию;
9. Источники разработки.
Именно ГОСТ 34, как правило, заказчики государственных проектов требуют при разработке ТЗ.
«ГОСТ 19.ххх Единая система программной документации (ЕСПД)» — это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ (или ПО) и программной документации. То есть этот стандарт относится к разработке именно ПО.
Согласно ГОСТ 19 Техническое задание, требования к содержанию и оформлению техническое задание должно включать следующие разделы:
1. Введение;
2. Основания для разработки;
3. Назначение разработки;
4. Требования к программе или программному изделию;
5. Требования к программной документации;
6. Технико-экономические показатели;
7. Стадии и этапы разработки;
8. Порядок контроля и приемки;
9. Приложения.
Стандарт IEEE 29148-2011 обеспечивает единую трактовку процессов и продуктов, используемых при разработке требований на протяжении всего жизненного цикла систем и программного обеспечения. Он приходит на смену стандартов IEEE 830-1998, IEEE 1233-1998, IEEE 1362-1998.
Данный стандарт содержит два шаблона спецификации требований:
1. System requirements specification (SyRS)
2. Software requirements specification (SRS)
System Requirements Specification (SyRS) определяет технические требования для выбранной системы и удобства взаимодействия предполагаемой системы и человека. Она определяет высокоуровневые требования к системе с точки зрения предметной области, а также информацию об общей цели системы, ее целевой среде и ограничениях, допущениях и нефункциональных требованиях. Она может включать в себя концептуальные модели, спроектированные для иллюстрации содержания системы, сценариев использования, основных сущностей предметной области, данных, информаций и рабочих процессов. Из определения следует, что это аналог ТЗ, описанного в ГОСТ 34.
SyRS может содержать следующие разделы:
1. Введение
1.1. Назначение системы
1.2. Содержание системы (границы системы)
1.3. Обзор системы
1.3.1 Содержание системы
1.3.2 Функции системы
1.3.3 Характеристики пользователей
1.4 Термины и определения
2. Ссылки
3. Системные требования
3.1 Функциональные требования
3.2 Требования к юзабилити
3.3 Требования к производительности
3.4 Интерфейс (взаимодействие) системы
3.5 Операции системы
3.6 Состояния системы
3.7 Физические характеристики
3.8 Условия окружения
3.9 Требования к безопасности
3.10 Управление информацией
3.11 Политики и правила
3.12 Требования к обслуживанию системы на протяжении ее жизненного цикла
3.13 Требования к упаковке, погрузке-разгрузки, доставке и транспортировке
4. Тестирование и проверка (список необходимых приемочных тестов, которые отражают зеркально раздел 3)
5. Приложения
5.1 Предположения и зависимости
5.2 Аббревиатуры и сокращений
Согласно стандарту SRS в методологии RUP техническое задание должно включать следующие разделы:
1. Введение.
1.1 Цель.
1.2 Краткая сводка возможностей.
1.3 Определения, акронимы и сокращения.
1.4 Ссылки.
1.5 Краткое содержание.
2. Обзор системы
2.1 Обзор вариантов использований.
2.2 Предположения и зависимости.
3. Детальные требований
3.1 Описание вариантов использования.
3.2 Дополнительные требования.
3.3 Другие функциональные требования.
3.4 Нефункциональные требования.
4. Вспомогательная информация.
В МАИ был проведен сравнительный анализ методологий написания технического задания, чтобы выбрать наилучший стандарт для разработки ТЗ.
Для этого были выдвинуты следующие критерии:
Актуальность;
Распространенность;
Длительность реализации;
Оформление;
Полнота описания и изложения требований.
Метод анализа иерархий (МАИ) – состоит в декомпозиции проблемы на более простые составные части и дальнейшей обработке последовательностей суждений эксперта по парным сравнениям [14].
Для выбора подходящей методологии разработки использовалась система поддержки принятия решений (СППР) «Выбор».
Результат оценки критериев предоставлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результат сравнения
По результатам сравнения, для разработки технического задания был выбран ГОСТ 34.602-89.
Данный стандарты был выбран для составления технического задания по разработке системы анализа факторов ранжирования web - ресурсов так как большинство Заказчиков, как правило, требуют соблюдение именно ГОСТ 34 [9].
Разработанное ТЗ частично представлено на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Основные сведения из ТЗ
Рисунок 3. Требования к системе из ТЗ
Результатом работы является разработанное техническое задание для проектирования системы поддержки управления практико-ориентированным обучением в IT-сфере. Для этого была проанализирована предметная область, выявлены основные понятия и их определения, проведен сравнительный анализ методологий разработки ТЗ, а также разобрано техническое задание.
Использованные источники
ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200006924 (дата обращения 13.12.2021);
СППР «Выбор» [Электронный ресурс] – URL: softportal.com/software-7763-sppr-vibor.html (дата обращения 12.03.2021).
Как составить техническое задание и получить то, что нужно [Электронный ресурс] – URL: https://kontur.ru/articles/5945 (дата обращения 12.03.2021).
Мамыченко С. А. Практико-ориентированная модель обучения студентов в учебном процессе [Текст] – 2017. – УДК 378.14.015.62
ГОСТ 19.201-78 Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200007648?marker=7D20K3 (дата обращения 13.12.2021);
IEEE 830-1998 - IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications [Электронныйресурс] – URL: https://standards.ieee.org/standard/830-1998.html (датаобращения 13.12.2021);
RUP методология разработки [Электронный ресурс] – URL: https://qaevolution.ru/metodologiya-menedzhment/rup/ (дата обращения 13.12.2021);
Стандарт ISO/IEC/IEEE 29148:2011 [Электронный ресурс] – URL: https://www.standards.ru/document/4681000.aspx (дата обращения 13.12.2021);
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Развитие практико-ориентированного профессионального образования в России [Текст] – Москва, 2017;
ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы [Электронный ресурс] – URL: https://www.prj-exp.ru/gost/gost_34-602-89.php (дата обращения 13.12.2021);
ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы (пример) [Электронный ресурс] – URL: https://www.prj-exp.ru/patterns/pattern_tech_task.php (дата обращения 13.12.2021);
Метод анализа иерархий: процедура применения [Электронный ресурс] – URL: http://vamocenka.ru/metod-analiza-ierarxij-procedura-primeneniya/ (дата обращения 13.12.2021);
Практико-ориентированный подход в обучении [Электронный ресурс] – URL: https://izron.ru/articles/ (дата обращения 13.12.2021);
Практико-ориентированный подход информационных технологий [Электронный ресурс] – URL: https://www.informio.ru/publications/id4561/ (дата обращения 13.12.2021);
Фалько Л. Ю., Коновалова Н.А. Модернизация образовательного процесса на основе практико-ориентированной модели обучения[Текст] – 2017;