РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема качества обучения становится более острой, особенно по мере расширения и использования информационных технологий. Высокое качество образования дает студентам право выбирать не только место будущей работы, но и получить полный социальный пакет, а также возможности саморазвиваться и расти по карьерной лестнице в различных IT-компаниях.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования многих преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, систем автоматизации проектирования, средств администрирования и защиты баз данных и других.

Развитие общественных наук в области управления привело к широкому распространению процессного подхода к описанию деятельности предприятия. Например, стандарт ISO 9000 определяет деятельность организации как множество выполняемых ею бизнес-процессов. Такой подход используют все отраслевые стандарты, регламентирующие деятельность предприятий. Для большинства предприятий понимание такого подхода и использование его для описания своей деятельности имеет большое практическое значение, еще и потому, что на нем базируются многие международные системы сертификации предприятий на ведение того или иного бизнеса, системы бухгалтерского и финансового учета. Также немаловажно, что процессным представлением деятельности предприятия пользуются мировые производители программного и технического обеспечения при разработке линейки своих продуктов.

Современный этап развития общества ставит перед нынешней системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Ежегодно в БелГУ проводится День науки. Мероприятия Дня Науки отражают взаимодействие науки с социальной сферой, отраслями экономики, инновационную деятельность, международное научно-техническое сотрудничество.

Администрация высшего учебного заведения ко Дню науки концентрирует фокус своего внимания на активной работе по привлечению молодежи в науку, развитии научно-исследовательской и инновационной деятельности студенческой молодежи, дальнейшем развитии необходимых условий для формирования у студентов исследовательских умений, навыков работы в научных коллективах, оказании помощи в осуществлении научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов является сегодня неотъемлемым компонентом образовательного процесса и средством вовлечения студентов в научную деятельность учреждений высшего образования.

В профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной становится проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне вуза возможно через внесение определенных изменений в учебный план и в учебные программы дисциплин подготовки будущих бакалавров и магистров. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, ситуационные задачи и т.д.) возможны через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки бакалавра, определяемого работодателем.

Так как, компетенции выпускников, по сути, представляют собой результаты обучения по основной образовательной программе, их составляющими являются знания, умения и владения (опыт деятельности), то по моему мнению наилучшим способом оптимизации практико-ориентированного обучения является более активное использование рекомендаций студентов преуспевающих в той или иной дисциплине работодателям со схожей сферой деятельности, для привлечения студентов к более глубокому изучению предметной области для бедующего трудоустройства.

Техническое задание (ТЗ) — перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проектно-исследовательского характера. Такое задание обычно предшествует разработке проектов и призвано ориентировать разработчика на создание проекта, удовлетворяющего желаниям заказчика и соответствующего условиям использования, применения разрабатываемого проекта, а также ресурсным ограничениям [1,2].

ГОСТ 34;

ГОСТ 19;

ISO/IEC/ IEEE 29148-2011;

SRS в RUP.

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы регламентирует структуру ТЗ на создание именно системы, в которую входят программное обеспечение, аппаратное обеспечение, люди, которые работают с программным обеспечением, и автоматизируемые процессы.

Согласно ГОСТ 34 техническое задание должно включать следующие разделы:

1. Общие сведения;

2. Назначение и цели создания (развития) системы;

3. Характеристика объектов автоматизации;

4. Требования к системе;

5. Состав и содержание работ по созданию системы;

6. Порядок контроля и приемки системы;

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8. Требования к документированию;

9. Источники разработки.

Именно ГОСТ 34, как правило, заказчики государственных проектов требуют при разработке ТЗ.

«ГОСТ 19.ххх Единая система программной документации (ЕСПД)» — это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ (или ПО) и программной документации. То есть этот стандарт относится к разработке именно ПО.

Согласно ГОСТ 19 Техническое задание, требования к содержанию и оформлению техническое задание должно включать следующие разделы:

1. Введение;

2. Основания для разработки;

3. Назначение разработки;

4. Требования к программе или программному изделию;

5. Требования к программной документации;

6. Технико-экономические показатели;

7. Стадии и этапы разработки;

8. Порядок контроля и приемки;

9. Приложения.

Стандарт IEEE 29148-2011 обеспечивает единую трактовку процессов и продуктов, используемых при разработке требований на протяжении всего жизненного цикла систем и программного обеспечения. Он приходит на смену стандартов IEEE 830-1998, IEEE 1233-1998, IEEE 1362-1998.

Данный стандарт содержит два шаблона спецификации требований:

1. System requirements specification (SyRS)

2. Software requirements specification (SRS)

System Requirements Specification (SyRS) определяет технические требования для выбранной системы и удобства взаимодействия предполагаемой системы и человека. Она определяет высокоуровневые требования к системе с точки зрения предметной области, а также информацию об общей цели системы, ее целевой среде и ограничениях, допущениях и нефункциональных требованиях. Она может включать в себя концептуальные модели, спроектированные для иллюстрации содержания системы, сценариев использования, основных сущностей предметной области, данных, информаций и рабочих процессов. Из определения следует, что это аналог ТЗ, описанного в ГОСТ 34.

SyRS может содержать следующие разделы:

1. Введение

1.1. Назначение системы

1.2. Содержание системы (границы системы)

1.3. Обзор системы

1.3.1 Содержание системы

1.3.2 Функции системы

1.3.3 Характеристики пользователей

1.4 Термины и определения

2. Ссылки

3. Системные требования

3.1 Функциональные требования

3.2 Требования к юзабилити

3.3 Требования к производительности

3.4 Интерфейс (взаимодействие) системы

3.5 Операции системы

3.6 Состояния системы

3.7 Физические характеристики

3.8 Условия окружения

3.9 Требования к безопасности

3.10 Управление информацией

3.11 Политики и правила

3.12 Требования к обслуживанию системы на протяжении ее жизненного цикла

3.13 Требования к упаковке, погрузке-разгрузки, доставке и транспортировке

4. Тестирование и проверка (список необходимых приемочных тестов, которые отражают зеркально раздел 3)

5. Приложения

5.1 Предположения и зависимости

5.2 Аббревиатуры и сокращений

Согласно стандарту SRS в методологии RUP техническое задание должно включать следующие разделы:

1. Введение.

1.1 Цель.

1.2 Краткая сводка возможностей.

1.3 Определения, акронимы и сокращения.

1.4 Ссылки.

1.5 Краткое содержание.

2. Обзор системы

2.1 Обзор вариантов использований.

2.2 Предположения и зависимости.

3. Детальные требований

3.1 Описание вариантов использования.

3.2 Дополнительные требования.

3.3 Другие функциональные требования.

3.4 Нефункциональные требования.

4. Вспомогательная информация.

В МАИ был проведен сравнительный анализ методологий написания технического задания, чтобы выбрать наилучший стандарт для разработки ТЗ.

Для этого были выдвинуты следующие критерии:

Актуальность;

Распространенность;

Длительность реализации;

Оформление;

Полнота описания и изложения требований.

Метод анализа иерархий (МАИ) – состоит в декомпозиции проблемы на более простые составные части и дальнейшей обработке последовательностей суждений эксперта по парным сравнениям [14].

Для выбора подходящей методологии разработки использовалась система поддержки принятия решений (СППР) «Выбор».

Результат оценки критериев предоставлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результат сравнения

По результатам сравнения, для разработки технического задания был выбран ГОСТ 34.602-89.

Данный стандарты был выбран для составления технического задания по разработке системы анализа факторов ранжирования web - ресурсов так как большинство Заказчиков, как правило, требуют соблюдение именно ГОСТ 34 [9].

Разработанное ТЗ частично представлено на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Основные сведения из ТЗ

Рисунок 3. Требования к системе из ТЗ

Результатом работы является разработанное техническое задание для проектирования системы поддержки управления практико-ориентированным обучением в IT-сфере. Для этого была проанализирована предметная область, выявлены основные понятия и их определения, проведен сравнительный анализ методологий разработки ТЗ, а также разобрано техническое задание.

Использованные источники

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200006924 (дата обращения 13.12.2021);

СППР «Выбор» [Электронный ресурс] – URL: softportal.com/software-7763-sppr-vibor.html (дата обращения 12.03.2021).

Как составить техническое задание и получить то, что нужно [Электронный ресурс] – URL: https://kontur.ru/articles/5945 (дата обращения 12.03.2021).

Мамыченко С. А. Практико-ориентированная модель обучения студентов в учебном процессе [Текст] – 2017. – УДК 378.14.015.62

ГОСТ 19.201-78 Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200007648?marker=7D20K3 (дата обращения 13.12.2021);

IEEE 830-1998 - IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications [Электронныйресурс] – URL: https://standards.ieee.org/standard/830-1998.html (датаобращения 13.12.2021);

RUP методология разработки [Электронный ресурс] – URL: https://qaevolution.ru/metodologiya-menedzhment/rup/ (дата обращения 13.12.2021);

Стандарт ISO/IEC/IEEE 29148:2011 [Электронный ресурс] – URL: https://www.standards.ru/document/4681000.aspx (дата обращения 13.12.2021);

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Развитие практико-ориентированного профессионального образования в России [Текст] – Москва, 2017;

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы [Электронный ресурс] – URL: https://www.prj-exp.ru/gost/gost_34-602-89.php (дата обращения 13.12.2021);

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы (пример) [Электронный ресурс] – URL: https://www.prj-exp.ru/patterns/pattern_tech_task.php (дата обращения 13.12.2021);

Метод анализа иерархий: процедура применения [Электронный ресурс] – URL: http://vamocenka.ru/metod-analiza-ierarxij-procedura-primeneniya/ (дата обращения 13.12.2021);

Практико-ориентированный подход в обучении [Электронный ресурс] – URL: https://izron.ru/articles/ (дата обращения 13.12.2021);

Практико-ориентированный подход информационных технологий [Электронный ресурс] – URL: https://www.informio.ru/publications/id4561/ (дата обращения 13.12.2021);

Фалько Л. Ю., Коновалова Н.А. Модернизация образовательного процесса на основе практико-ориентированной модели обучения[Текст] – 2017;

Просмотров работы: 49