УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТА САМОУХОДУ ПОСЛЕ ИНФАРКТА МИОКАРДА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТА САМОУХОДУ ПОСЛЕ ИНФАРКТА МИОКАРДА

Хафи Ахмад 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инфаркт миокарда - одно из наиболее распространенных заболеваний. Зачастую пациенты после выздоровления и выписки возвращаются к своей обычной жизни и вредным привычкам. Изучив литературные источники по данной тематике, было выявлено, насколько важен уход за пациентами после инфаркта миокарда. Небольшой курс по самоуходу пациентов после инфаркта поможет увеличить качество жизни пациента, а также снизить риск повторного инфаркта миокарда. Изучив литературу и понаблюдав за работой медицинских сестёр, было определено, что должного внимания обучению взрослых пациентов самоуходу не уделяется [2].

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения состоит из пяти этапов [5].

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

2. Определение проблем пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания.

4. Реализация плана обучения пациента.

5. Оценка результатов обучения пациента.

Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:

• демонстрация — медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД, использование костылей, инъекции, измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;

• консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;

• разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;

2) повторение пациентом всего, что он запомнил;

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;

5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.

Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.

Рассмотрим двух пациентов X и Y, перенесших инфаркт миокарда. Пациент Х - мужчина 59-ти лет, эндоморфного телосложения, перенесший инфаркт миокарда 15.10.2021 года. Пациент Х курит, иногда употребляет алкоголь, ведет малоподвижный образ жизни. Данный пациент имеет высокую предрасположенность к инфаркту миокарда. С данным пациентом проводилось обучение.

В качестве пациента Y был выбран мужчина 62-х лет, эндоморфного телосложения, перенесший инфаркт миокарда 18.10.2021 года. Пациент Y курит, иногда употребляет алкоголь, ведет малоподвижный образ жизни.

Обучение самоуходу включает беседы и практические занятия, которые помогут пациенту заботиться о своем состоянии после выписки из больницы. Обучение проходило 4 дня (20-40 мин). В программу обучения входили:

1) Беседы с пациентом о важности соблюдения назначений врача.

2) Обучение дыхательной гимнастике с отработкой практических навыков.

3) Беседы с пациентом о различных видах двигательной активности, допустимых для него.

4) Практические занятия по измерению пульса и артериального давления.

5) Беседа о важности соблюдения правильного питания и рациона после инфаркта миокарда. Составление примерного меню.

После прохождения обучения было проведено контрольное анкетирование.

Таблица 1. - Результаты анкетирования пациентов X и Yэ

Вопрос

Пациент Х

Пациент Y

Укажите Ваш пол

М

М

Как давно перенесли инфаркт миокарда

Больше месяца назад

Больше месяца назад

Укажите Ваш возраст

59

62

Проводилось ли для Вас обучение самоуходу после инфаркта миокарда?

Да

Нет

Кто ухаживал за Вами после выписки?

Самоуход

Самоуход

Соблюдаете ли Вы режим дня?

Скорее да, чем нет

Нет, никогда не соблюдаю

Следуете ли Вы рекомендациям врача по питанию и рациону?

Да

Скорее нет, чем да

Делаете ли Вы дыхательную гимнастику?

Иногда

Нет, не делаю

Занимаетесь ли Вы двигательной активностью? (зарядка, гимнастика, специальные упражнения для реабилитации)

Да, ежедневно

Иногда

Соблюдаете ли Вы назначения врача?

Да

Не всегда

У Вас есть вредные привычки? Если да, то какие?

Курение, иногда алкоголь

Курю, пью

Продолжаете ли Вы курить и/или употреблять алкоголь после того, как перенесли инфаркт миокарда?

Иногда

Да, продолжаю

Регулярно ли Вы измеряете артериальное давление?

Да, ежедневно

Иногда

Регулярно ли Вы измеряете пульс?

Иногда

Иногда

Оцените Ваше самочувствие в целом после инфаркта от 1 до 5, где 1 - плохое, неудовлетворительное самочувствие, а 5 - прекрасно себя чувствую.

4

3

Оцените Ваше настроение в целом после инфаркта от 1 до 5, где 1 - очень плохое настроение, а 5 - прекрасное настроение

4

2

Было ли полезно обучение самоуходу после инфаркта миокарда?

Да

Я не проходил обучение

Исходя из ответов анкеты, пациент X после выписки стал придерживаться режима дня, начал иногда выполнять дыхательную гимнастику и ежедневно занимался двигательной активностью. Также пациент X соблюдал все назначения врача, регулярно измерял артериальное давление. Пациент X сократил курение и потребление алкоголя. В целом самочувствие и настроение этого пациента после инфаркта миокарда находится на довольно высоком уровне – 4 балла из 5.

Пациент Y не придерживался режима дня, не выполнял дыхательную гимнастику, лишь иногда занимался двигательной активностью. Пациент Y не всегда соблюдал назначения врача и нерегулярно измерял артериальное давление. К сожалению, данный пациент продолжил курить и употреблять алкоголь. Самочувствие и настроение пациента Y после инфаркта миокарда ниже среднего – 2 балла из 5.

Выводы:

1. Инфаркт миокарда – одно из самых распространенных и тяжелых заболеваний. Незнание и несоблюдение правил самоухода может повлечь за собой осложнения.

2. Пациент, с которым проводилось обучение внимательно относился к своему здоровье и самоуходу. Самочувствие и настроение данного пациента находится на довольно высоком уровне. Пациент регулярно измерял артериальное давление, показатели в пределах нормы.

3. Пациент, который не проходил обучение, не изменил свой образ жизни после инфаркта миокарда. Нерегулярно измерял артериальное давление и не всегда соблюдал назначения врача. Настроение и самочувствие этого пациента находится на низком уровне. Его показатели артериального давления периодически понижаются.

4. Обучение пациента самоуходу после инфаркта миокарда необходимо с целью ускорения реабилитационного периода, а также сокращению риска повторного инфаркта. А медицинская сестра в этом процессе играет важнейшую роль, так как именно она прививает пациенту необходимые навыки и умения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Камынина, Н.Н. Теория сестринского дела. / Н.Н. Камынина, И В. Островская, А.В. Пьяных. -М.: ИНФРА, 2016. – 224 с.

2. Кислицына, Н.Н. Сестринский уход за больными после острого инфаркта миокарда. / Н.Н. Кислицына// Медицинская сестра. - 2015. - №7. С. 22-23.

3. Маркова, О.В. Андрагогика как научная основа образования взрослых. / О.В. Маркова, И.Г. Овчарова. //Актуальные вопросы профессионального образования. – 2017. - №1(6). - С. 31-35.

4. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела. / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 766 с.

5. Обучение пациента. [Электронный ресурс]/ YaMedsestra.ru - WEBSITE FOR NURSES – 2010-2021. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://yamedsestra.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=196:obuchenie-pacienta (дата обращения 24.10.2021

6. Сединкина, Р.Г. Сестринская помощь при патологии сердечно- сосудистой системы. / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 656 с.

7. Теслинов, А.Г. Андрагогика. Базисные теоремы. / А.Г. Теслинов// Образование и наука. - 2016. - №4. - С. 134-154.

8. Туркина, Н.В. Очерки о теориях и теоретиках сестринского дела. / Н.В. Туркина, Н.А. Кощеева, И.П. Королева. - М.: Из-во Панфилова, 2010. - 316 с.

9. Hill, M.C. Caring for patients after myocardial infarction. /M.C. Hill // Practice Nursing. - 2015. - №6. - P. 288-294.

Просмотров работы: 610