В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к будущей семейной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [1].
Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. Численность детей-сирот в России сократилась за 2020 год на 6,6%. На начало 2021 года в России насчитывалось 406 128 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Численность воспитанников в организациях для детей-сирот за год сократилась на 6% – до 37 тысяч. В ноябре 2020 года было указано, что число детей-сирот, сведения о которых содержатся в государственном банке данных, за два года сократилось на 15% – до 42 тысяч. При этом почти в 60% случаев ребенок становился сиротой после лишения и ограничения родительских прав и только в 24% – из-за смерти родителей. Данную проблематику регламентируют Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001 г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах, Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24.04.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье. Перенимаются стили родительского воспитания, образцы поведения и реагирования на разные жизненные ситуации, формируется представление о семейных ролях. Важными компонентами, составляющими формирование семейной идентичности, являются материальные доказательства семейной жизни: альбомы с фотографиями, детские рисунки, игрушки, какие-либо вещи, передающиеся по наследству. Часто взаимодействие с этими объектами сопровождается рассказом родителей историй из раннего детства ребенка, общими воспоминаниями, что благотворно влияет на формирование чувства принадлежности к семье. Ребенок, воспитывающийся в семье, в той или иной степени знает историю своего рода, имеет информацию о ближайших родственниках и в большинстве случаев поддерживает с ними связь.
Уровень сформированности семейной идентичности влияет на то, как человек в дальнейшем будет строить отношения с людьми и создавать собственную семью. В раннем возрасте закладываются основы для формирования привязанности, влияющие на все виды идентичности человека и его взаимодействие с окружающим миром. По мнению И.С. Кона: «…только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни» [4, с.118].
Н.Аккерман дает следующее определение семейной идентичности: «Семейная идентичность — это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи» [2]. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует это «когнитивное мы». У них нет «шаблона», на который они могли бы ориентироваться, с помощью которого формируются нормы и ценности.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование семейной идентичности идет по искаженному пути. У детей, воспитывающихся в детских домах, представление о своей семье имеет либо негативный оттенок, либо оно идеализировано. Зачастую это происходит по причине переживания того или иного вида насилия и материнской депривации. Кроме того, при попадании в детский дом в раннем возрасте у ребенка часто вытесняются негативные воспоминания, связанные с неблагополучным опытом жизни в семье – это своего рода защитная реакция. Таким образом, образ семьи либо отсутствует, либо является неполным. В таких случаях необходимо проводить комплексную психологическую работу по созданию адекватного образа семьи у ребенка [9].
Жизнь в семье закладывает прочный фундамент для формирования ценностей, жизненных ориентиров, системы различных правил и установок. Все это недоступно ребенку, воспитывающемуся в сиротском учреждении, поскольку условия учреждения зачастую не позволяют осуществлять индивидуальный подход к ребенку (в основном ведется групповая работа), позволять ему принимать обоснованные и самостоятельные решения. В детском доме существует определенный режим, несоблюдение которого может привести к разного рода санкциям, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование самостоятельности и, как следствие, здоровой идентичности [9].
Формирование семейной идентичности у воспитанников детского дома является основой для подготовки их к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностного отношения к семье, браку, который включает в себя определенные знания о семейных ценностях, заинтересованность в создании благополучных собственных семейных отношений. В этом возрасте у подростков появляется чувство «взрослости», происходят заметные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее. [5, c.24]. Усвоенные привычки и отношения к окружающим явлениям и обществу у подростков постепенно переходят в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение – все это создает благоприятную основу для формирования семейной идентичности.
У воспитанников детского дома отсутствует фундамент для создания «внутренней картины семьи», которая необходима для формирования представлений о собственной семейной перспективе. В результате возникает ситуация, в которой выпускники детских учреждений интернатного типа имеют значительные трудности в создании собственной семьи в будущем и сохранении ее стабильности. Они с трудом входят в родительскую семью мужа (жены), не могут построить полноценных взаимоотношений с супругом (супругой), сводя все либо к сексуальным отношениям, либо к требованиям, оторванным от реальности, быстро исчерпывают первоначальную привязанность, встречаются с проблемами в развитии супружеских отношений.
Воспитание, формирование семейной идентичности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей происходит в воспитательных организациях. По определению А.В. Мудрика, воспитательные организации - это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. [3, c.60].
В структуру семейной идентичности входят следующие компоненты:
эмоциональный – включает в себя отношение человека к образу семьи, ощущению себя как члена семьи;
когнитивный – представляет собой осознание своей принадлежности к семье, знание о степени своего соответствия семейным нормам;
поведенческий – это ритуалы, в которые человек вступает для сохранения собственной причастности к семье;
ценностный – то есть приоритет семейных интересов.
В соответствии с данной структурой С. С. Строкова изучила вклад следующих факторов в специфику семейной идентичности:
социально-демографического фактора, то есть ролевого состава семьи;
психологического фактора, который включает в себя сплоченность и гибкость семейной системы;
индивидуального фактора – возраста и пола подростков[8, с.40].
Анализ концептуальных психолого-педагогических идей Л.Я. Олиференко, Е.А. Стреблевой, Т.И. Шульги, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др. позволил выявить следующие причины, затрудняющие формирование семейной идентичности у воспитанников государственных учреждений: проживание детей вне семьи в условиях длительной социальной изоляции, на полном государственном обеспечении, отсутствие у них родственной привязанности, положительного примера семейных отношений. Дети, которые воспитываются в детских домах и интернатах, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определенным набором форм, факторов, проявлений и следствий [6, с.171].
Учет вышеописанных типов депривации поможет избежать возникновение причин, затрудняющих формирование семейной идентичности у воспитанников детского дома.
Таким образом, роль семьи в обществе по своей значимости несравнима с другими социальными институтами, поскольку именно в этой ячейке человечества, в семье, развивается и формируется личность человека, осуществляется овладение социальными ролями, которые необходимы для благополучной адаптации ребенка в социуме. Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности и обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Важным является формирование у воспитанников детского дома ответственного отношения к созданию собственной семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XLVI, 1993; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru
Литература
Аккерман, Н. Теория семейной динамики. Семейная психотерапия / Н. Аккерман. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 512 с.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для вузов / А. В. Мудрик. - Москва: Академия, 2013. - 239 с.
Мухина, В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 2012. С. 113-122.
Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология: учебно - методическое пособие / Т.С. Пак. - СПб.: Человек, 2010. - 48 с.
Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
Сагалова, М.В. Социально-психологические методы и приемы социализации и адаптации детей-сирот / М. В. Сагалова, Семенова, А. В. - М.: ГОУ ЦППРК, - 2007. - 230 с.
Строкова, С. С. Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков / С. С. Строкова. – Текст : непосредственный // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24, № 2. – С. 29–46.
Электронные ресурсы
Савкова, Е.А Семейная идентичность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – Режим досутпа: http://psyjournals.ru/files/68850/Savkova.pdf (дата обращения: 09.01.2022)