СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В культурном наследии современного общества особое место занимает народная культура в целом и народные праздники в частности, которые отражают систему народных верований, мифологические представления, демонстрируют неразрывную связь между человеком и природой, играют огромную роль в становлении духовного развития человека.

Актуальность социологического исследования заключается в том, что, к сожалению, в настоящее время большая часть народной праздничной культуры оказалась утрачена и проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер. Ведь скоро мы можем окончательно разрушить духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Целями данного исследования являются:

- проведение работы по определению степени приобщения населения к народной культуре;

- повышение интереса к народным праздникам, возрождению традиций и обычаев.

Для решения поставленных целей мною был решен ряд задач:

- провести анкетирование целевой аудитории;

- выявить уровень приобщения респондентов к народной культуре;

- определить наиболее популярные в настоящее время народные праздники;

- провести анализ анкетирования и сделать выводы по итогам практической работы.

Социологическое исследование аудитории проводилось с использованием метода анкетирования (Приложение 1).

Количество респондентов - 10 человек (обусловлено сроками проведения опроса и ограничениями, действующими на территории Ульяновской области в период проведения анкетирования).

Исследование проводилось в селе Ундоры Ульяновской области, на базе МОУ «Ундоровский лицей».

Проведенное исследование показало следующие результаты:

1. Анализ личных данных респондентов социологического исследования.

1.1. Возраст респондентов.

Рис 1. Диаграмма «Возраст респондентов».

По данным диаграммы видно, что набольшее число респондентов вошли в возрастную группу 15-17 лет – 70 %, 10 % вошло в возрастную группу от 18 до 24 лет, 10% - в группу 25-34 лет и 10% – в группу 35-45 лет.

Таким образом, из опрошенных респондентов выделяется следующая основная целевая возрастная группа – 15- 17 лет и меньшие группы.

1.2. Пол респондентов.

Рис 2. Диаграмма «Пол респондентов».

60% респондентов женского пола, 40% - мужского.

1. 3. Социальный статус респондентов.

Рис 3. Диаграмма «Социальный статус респондентов».

80% респондентов являются школьниками, 20% - работниками сферы образования.

2. Анализ основной части социологического исследования.

2.1. Мнение о важности знания народных традиций.

Рис 4. Диаграмма «Мнение о важности знания народных традиций».

Как видно из диаграммы, 90% опрашиваемых считают знание традиций своего народа крайне важным, 10% считает данное знание неактуальным в современном мире.

2.2. Сохранение и возрождение народных традиций.

Рис 5. Диаграмма «Важно ли сохранять и возрождать народные традиции?».

90% респондентов считают работу по возрождению и сохранению народных традиций важной и необходимой, 10% полагают, что есть более интересные направления культурной деятельности.

2.3. Народные праздники, известные современным людям.

Рис 6. Диаграмма «Какие народные праздники вы знаете?».

Как очевидно, наиболее распространенными народными и религиозными праздниками среди респондентов являются Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала (по 12,5%). Чуть меньше опрашиваемых знакомы с такими праздниками, как День Петра и Февронии, Колядой (10,84%), менее всего известны праздники Ильин день (9,64%) и Красная горка (8,43%).

2.4. Предпочтительный народный (религиозный праздник) у респондентов.

Рис 7. Диаграмма «Какой народный праздник Вам нравится больше других?».

Данный вопрос был открытым и предполагал свободные ответы анкетируемых. По результатам можно сделать выводы, что наиболее любимыми среди респондентов являются праздники Масленица (53%), Рождество (35%), Медовый/ореховый/яблочный спасы (6%) и Святки (6%).

2.5. Какие праздники проводятся по месту жительства респондентов.

Рис 8. Диаграмма «Какие народные праздники проводятся в Вашем селе?».

Вопрос был открытым и предполагал различные варианты ответов, но респонденты назвали всего один праздник – Масленицу (100%). Из чего можно сделать вывод, что работа по сохранению и возрождению народных традиций в селе Ундоры пока ведется недостаточно активно.

2.6. Посещение массовых народных праздников.

Рис 9. Диаграмма «Посещаете ли Вы массовые народные праздники?».

По результатам опроса видно, что 60% респондентов посещают массовые народные праздники регулярно, 30% - не так часто, как хотели бы и 10% не посещают совсем.

2.7. Какие массовые народные праздники пользовались бы вниманием респондентов.

Рис 10. Диаграмма «Какие массовые народные праздники вы посетили бы, если бы у Вас была такая возможность?».

Вопрос был открытым и респонденты определили следующие праздники, к которым проявили бы интерес: Иван Купала (80%), Троица и Колядки (по 10%).

2.8. Какие традиции существуют в семьях респондентов.

Данный вопрос «Какие традиции существуют в Вашей семье?» являлся открытым и анкетируемые ответили следующим образом:

1. Красить яйца на пасху и печь куличи.

2. Наряжать елку.

3. Печь жаворонков.

4. Купаться в проруби.

5. Ходить всей семьей в церковь на праздники.

6. Отмечать Прощеное воскресенье.

2.9. Народные праздники, отмечаемые в семьях респондентов.

Рис 11. Диаграмма «Какие народные праздники отмечаются в Вашей семье?».

Данный вопрос также являлся открытым и респонденты выделили следующие народные (религиозные) праздники, которые отмечаются в их семьях: Новый год (34%), Сочельник и Рождество (33%), Масленица (30%), Медовый/ореховый/яблочный спас (3%).

2.10. Чего не хватает организаторам массовых народных праздников.

На данный открытый вопрос «Как вы считаете, чего не хватает организаторам массовых народных праздников для привлечения большего количества зрителей и участников?» респонденты ответили следующим образом:

1. Зрелищности.

2. Желания проводить народные праздники.

3. Профессионализма для организации крупных мероприятий.

4. Средств.

Таким образом, по итогам социологического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Народная культура играет важную роль в становлении духовного развития человека, а народные праздники способствуют передаче культурных ценностей из поколения в поколение, формируют чувство патриотизма.

2. Большинство респондентов считают необходимым изучение, сохранение и возрождение народных традиций.

3. В семьях опрашиваемых достаточно развиты семейные ценности, имеются семейные традиции.

4. Респонденты знают и любят народные (религиозные) праздники, причем самыми популярными являются Масленица и Рождество.

5. Большинство респондентов посещают массовые народные праздники (гуляния), но испытывают недостаток в подобного рода мероприятиях.

6. Работа по сохранению и возрождению народных традиций в селе Ундоры развита слабо, хотя все же некоторые подвижки есть, например, проводится праздник Масленицы.

По итогам социологического исследования можно утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.

Анкета для социологического опроса

«Народные праздники – сохранение и возрождение народных традиций».

**************

Прошу Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном вопросам изучения, сохранения и возрождения народных традиций и ответить на несколько вопросов.

*************

1. Должен ли человек знать народные традиции?

Да, конечно

Нет, это неактуально

2. Считаете ли Вы важным сохранение и возрождение народных традиций?

Это очень важно и нужно

Нет, есть более важные направления

3. Какие народные (религиозные) праздники Вам известны?

Рождество

Масленица

Пасха

Троица

Иван Купала

День Петра и Февронии

Коляда

Ильин день

Красная горка

4. Какой народный (религиозный) праздник Вам нравится больше всего?

________________________________________________________________________

5. Какие народные праздники проводятся в Вашем селе?

________________________________________________________________________

6. Посещаете ли вы массовые народные праздники?

Да, регулярно

Не так часто, как хотелось бы

Не посещаю

7. Какие массовые народные праздники Вы посетили бы, если бы у Вас была возможность?

________________________________________________________________________

8. Существуют ли традиции в Вашей семье? Если да, то какие?

________________________________________________________________________

9. Какие народные (религиозные) праздники отмечают в Вашей семье?

________________________________________________________________________

10. Как Вы считаете, чего не хватает организаторам массовых праздников для того, чтобы привлечь большее количество зрителей и участников на народные праздники?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

************************************************************************

11. Укажите Ваш возраст.

15-17 лет

18-24 лет

25-34 лет

35-45 лет

12. Пол.

Мужской

Женский

13. Укажите Ваш социальный статус.

Школьник

Работник сферы образования

*******************

Спасибо за уделенное время!

Просмотров работы: 501