Коммуникативные навыки жизненно необходимы не только в повседневном общении людей, но и в их трудовой деятельности, являются практичными и технологичными. Без коммуникативных навыков невозможно эффективное функционирование организации, а, следовательно, становится затруднительным выход производимой продукции на отечественный и мировой рынки сбыта. Данные навыки способствуют заимствованию новых приемов поведения, необходимы в решении поставленных перед руководителем и организацией задач. Коммуникативная грамотность – важное условие успеха сотрудника в его профессиональной деятельности. Коммуникативные знания необходимы для поддержания межличностных взаимоотношений [5].
Коммуникация представляет собой процесс общения людей в их совместной деятельности. Коммуникация включает обмен мыслями, чувствами, идеями и информацией. Без коммуникации не представляется возможным никакое организованное существование людей. Коммуникация является средством, которое помогает моделировать поведение, производить изменения, благодаря которым информация приобретает смысл и реализуются поставленные цели. В процессе общения информация передается от одного субъекта другому. Субъектами выступают отдельные личности, группы людей и целые организации. В первом случае коммуникация имеет межличностный характер и осуществляется посредством передачи фактов и идей, обмены мнениями, ощущений и восприятий, чувств по отношению собеседников друг к другу, как правило, в устной форме.
Организации, в том числе образовательные, используют различные средства коммуникаций. С потребителями они устанавливают контакт при помощи рекламы и иных способов продвижения товаров и услуг на рынок. В сфере отношений с общественностью особое внимание уделяется созданию определенного образа организации на требуемом уровне. Подчиненные государству организации, ведут разнообразную документацию. При этом, обсуждения, переговоры, собрания, служебные записки, которые циркулируют внутри организации, часто являются реакцией на проблемы, вызванные окружающей организацию средой.
Существуют следующие типы коммуникаций внутри организации:
- межуровневые коммуникации, т.е. перемещение информации, происходит в рамках вертикальной коммуникации;
- коммуникации между различными отделами, иначе их называют горизонтальными коммуникациями. Организация состоит из большого количества отделов и подразделений, поэтому обмен информацией необходим для координации задач и действий между ними;
- коммуникации «руководитель – подчиненный», они связаны с пояснением конкретных задач организации, обсуждением проблем эффективности работы, получении информации об идеях и предложениях подчиненных;
- коммуникации между руководителем и рабочей группой. Данные коммуникации позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;
- неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций представляет собой канал распространения слухов. По каналу распространения слухов информация передается значительно быстрее, чем по каналам формального общения [1].
Коммуникации, осуществляемые в организации, могут быть классифицированы по ряду признаков, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация коммуникаций в организации
Признак классификации |
Виды коммуникаций |
Субъект и средства коммуникаций |
- Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий - Межличностные |
Форма общения |
- Вербальные - Невербальные |
Каналы общения |
- Формальные -Неформальные |
Организационный признак (пространственное расположение каналов) |
- Вертикальные - Горизонтальные - Диагональные |
Направленность общения |
- Нисходящие - Восходящие |
Таким образом, мы рассмотрели виды коммуникаций в организации, в том числе образовательной. Можно сделать вывод, что коммуникативный процесс очень важен для эффективной работы всех сотрудников организации и оттого как он налажен зависит не только объем выхода готовой продукции, но и психологический климат внутри подразделений организации.
Существуют различные виды сетей коммуникаций. Некоторые виды зависят от конкретного фактора, например от качества и объема информации. На рис. 1 представлены четыре типа коммуникационных сетей. Экспериментальные данные показали, что в целом различия между видами сетей следующие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Сеть в виде колеса представляет собой другую крайность: она менее активна, имеет определенного лидера, хорошо и устойчиво организована, более упорядочена. Следует упомянуть и о многоканальной сети, представляющей собой то же колесо, но со связью между подчиненными [3].
Рис.1 Типы коммуникационных сетей:
а – круг; б – цепь; в – «Y»; г – колесо
Таким образом, становится очевидным то, что структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности ее членов. Она является важным компонентом в типах взаимодействия внутри организаций, в способности группы направлять общие усилия на выполнение определенных задач. С этих позиций структура в виде колеса считается наиболее простой для организации. В отдельных группах она оказывается эффективной, а в других - нет. В таблице 2 показана эффективность различных типов сетей.
Критерии оценки |
Коммуникационные сети |
||||
Цепь |
“Y” |
Колесо |
Круг |
Многоканальная |
|
Скорость |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Точность |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Средняя |
Удовлетворенность |
Средняя |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, в том числе образовательных, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Нередко такая форма распространения информации является весьма оперативной, а поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. В то же время такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения ответственности и отчетности.
Для успеха сотрудников и организации в целом необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникативные процессы являются одной из основных проблем организации. Эффективно работающие руководители – это специалисты, которые умеют налаживать продуктивные коммуникации. Они обладают хорошими навыками устного и письменного общения, имеют представление о сути коммуникационных процессов в организации и понимают, как сделать коммуникации эффективными в интересах всего коллектива организации.
Каждый руководитель организации хотел бы иметь сплоченный и работоспособный коллектив, который способен достичь поставленных целей. Работа над созданием такого коллектива важна так же, как и производственные процессы организации. Поэтому важнейшим условием для сплочения трудового коллектива является наличие хороших внешних и внутренних коммуникаций.
Коммуникации – это процесс общения людей в их повседневной совместной деятельности, обмен мыслями и информацией. Без коммуникаций невозможно существование никакой группы людей. Коммуникации являются средством, с помощью которых организованная деятельность становится единым целым. Также коммуникации можно рассматривать как средство, при помощи которого модулируется поведение, происходят изменения, достигаются определенные цели. Без коммуникаций невозможно управление организацией. Потому что оно одновременно опирается на существующие в организации формы коммуникаций и создает новые виды коммуникаций, которые помогают улучшить совместную деятельность сотрудников и усовершенствовать управление. Коммуникации широко используются во всех областях управления организацией. Они особенно важны для осуществления функции управления организацией.
Согласно исследованиям, руководитель организации большую часть своего рабочего времени тратит на коммуникации, чтобы наладить межличностные взаимоотношения в организации, улучшить информационный обмен между сотрудниками и отделами и разработать эффективную мотивацию. Именно поэтому коммуникации принято называть связующим звеном в информационном обмене организации [5].
Список литературы:
1. Андреева, Т. Изменения и внутрифирменные коммуникации / Т. Андреева // Управление персоналом. - 2016.
2. Наврузов, Ю. Роль коммуникаций в организациях / Ю. Наврузов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015.
3. Разводов, С. Построение внутренних коммуникаций в компании / С. Разводов // Кадровик. - 2016.
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф: Основы менеджмента. – М.:2006.