СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее десятилетие суициды входят в число десяти доминирующих причин смертности населения во многих цивилизованных странах, а среди молодежи в возрасте от 15 до 35 лет в первую тройку причин смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатели смертности, превышающие 20 на 100 тыс. населения являются критическими. Существующая динамика имеет тенденцию к повышению, что наводит на грустные размышления - к 2025 году суицид будет второй причиной смерти населения, опередив онкологические заболевания, уступив только сердечно - сосудистым болезням.

Суициды детей подросткового возраста представляет особую социальную и исследовательскую проблему, так как подходы к его исследованию затрагиваются как в медицинских исследованиях, так и понимание проблемы с точки зрения психологических, социологических, философских, педагогических наук. В связи с комплексным исследованием суицидального поведения подростков проблема носит междисциплинарный характер.

Как считают многие исследователи, формирование суицидального поведения представляет собой многофакторный процесс. Современными авторами выделяются основные факторы, детерминирующие суицидальное поведение подростков: социальные, клинические, биологические и психологические. Значительная часть клинических психологов и психиатров склонна признавать, что суицидальным рискам подвержены в большей степени подростки, страдающие теми или иными психическими расстройствами. Важную роль в формировании суицидального поведения занимают психологические свойства личности подростков.

На первый план исследований суицидального поведения подростков выступает проблема своевременного выявления суицидального риска, успешного предупреждения самоубийства, идентификация факторов риска, актуальных для существующего контекста, поиск воздействий путем реализации надлежащих вмешательств.

Анализ множества факторов и причинно-следственных механизмов, приводящих людей к самоубийствам подводит нас к мысли, что необходимы комплексные диагностические обследования суицидентов. Как считают зарубежные исследователи, нельзя объяснить мотивы самоубийства какой-то одной причиной или стресс-фактором, так как параллельно воздействуют несколько факторов риска, повышающих уязвимость человека и суицидальный риск. Профилактика самоубийств не может являться медицинской проблемой, так как не входит в компетенции психиатров, должна быть создана система, объединяющая усилия психологов, социальных работников, правоохранительных органов, родителей, педагогических коллективов. Важно своевременно распознавать и устранять состояния, несущие потенциальную угрозу суицида.

Во многих современных подходах суицидальное поведение обусловлено комплексом патогенетических факторов и условий. Отечественными авторами выделен ряд деструктивных факторов в онтогенетическом подходе, включающие биологические, социально-средовые, индивидуально-личностные и психопатологические. Суицидальное поведение подростков нельзя идентифицировать со взрослыми суицидами, так как подростничество в рамках онтогенетического развития человека имеет отличительные физиологические, психологические и поведенческие особенности.

Наиболее значимыми факторами риска завершенных суицидов в будущем является повторное суицидальное поведение. Если после 18 лет суицидальные попытки повторяются, то это подводит к формированию стереотипа кризисного реагирования и суицидального поведения в подростковом возрасте. Повторение суицидальной попытки приводит к «привыканию» к аутодеструкциям, самоповреждениям, приводит к совершению летальной попытки. Подобное утверждение придает проблеме подростковых суицидов крайнюю актуальность.

Подростковый возраст выделяется в онтогенетическом развитии личности как период становления характера, самосознания, является самым противоречивым и сложным в психологическом плане. В подростковом возрасте возможны дебюты многих психических заболеваний, спровоцированные сложными социальными условиями и жизненными обстоятельствами. Именно в этом возрасте ярко проявляются различные типологические варианты нормы («акцентуации характера»), пограничные аномальные личностные особенности, так как характерологические особенности еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

Выявление типа акцентуации характера подростков поможет определить уязвимые особенности ребенка, предвидеть факторы, которые способны спровоцировать ряд психогенных реакций, ведущих к дезадаптации [52]. Тип акцентуации характера, дрейф в стороны аномальной личностной изменчивости влияет на особенности деструктивного поведения («пубертатных кризов»), проявления острых аффективных реакций.

В последние десятилетия интерес отечественных и зарубежных ученых вызывают вопросы эпидемиологии, патогенеза суицидального поведения, определения суицидального риска подростков, необходимость оказания своевременной лечебно-профилактической клинико-психологической помощи. Актуальными являются задачи исследования клинико-динамических факторов суицидального поведения, проявление склонности к суицидальному поведению у подростков с различными психическими расстройствами, обусловленные психологическими особенностями.

Таким образом, вышеизложенное определило проблему исследования, что в настоящее время важно изучить психологические особенности подростковс психическими расстройствами, склонных к суицидальному поведению, что ведет к совершенствованию понимания патогенеза суицидального поведения и разработке психотерапевтических, лечебно-реабилитационных подходов, может способствовать снижению суицидального риска в будущем, а следовательно, имеет большое научное, практическое и социальное значение.

Мы предположили, что подростки с психическими расстройствами, имеют психологические особенности, которые способствуют формированию склонности к суицидальному поведению: слом культурных барьеров, отсутствие антисуицидального фактора, демонстративность, аффективность, социальный пессимизм, отсутствие временной перспективы, высокую склонность к делинквентности, риск социальной дезадаптации, алкоголизации и наркотизации, низкий уровень нервно-психической устойчивости тенденцию к уходу от проблем. С целью доказать наше предположение нами экспериментально были изучены психологические особенности подростков с психическими расстройствами, склонными к суицидальному поведению, применялись клинико-психологические методики: Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика оценки нервно-психологической устойчивости (НПУ) «Прогноз».

В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте от 11 до 17 лет (12 мальчиков и 8 девочек), проходивших лечение в отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1 и в Клинике пограничных состояний ФГБОУ «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Были получены результаты, что в каждомконкретномслучаедостаточносложнымпредставляетсяизучение причин суицида подростка, поскольку зачастую субъективные мотивы суицидента не могутв полной мере прояснить возникновение суицидальных тенденций, из-за недостаточного самосознания и уровня рефлексии, либо нежелания раскрыть истинные мотивы, что особенно актуально для подросткового возраста.

Факт попытки суицида может кардинально менять психотравмирующую ситуацию, в которой находится подросток, а также его субъективное отношение к ситуации, психическое состояние в целом, что не дает исследователю объективного представления о его психическом состоянии в момент совершения самоубийства

Выявлено значимое влияние на суицидальное поведение подростков с психическими заболеваниями следующих факторов: неблагополучие микросоциального окружения (практически половина обследованных подростков (49,7%) из неполных семей или из семей с неродными родителями, более половины подростков (55 %) проживают в неблагополучных условиях семейной среды. У 62% подростков выявлены дисгармоничные типы воспитания, хронические психотравмы в различных жизненных сферах (семейной, школьном классе, дворовой компании). Подобные факторы являлись способствуют возникновению как психических расстройств, так и различных форм суицидального поведения, оказывают негативное воздействие на формирование личности подростка.

Просмотров работы: 6