ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОСГВАРДИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОСГВАРДИИ

Темчук Д.М. 1, Новикова И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России происходит постоянный рост и совершенствование научно-технического и социального прогресса. Если вспомнить время еще около века назад, то сегодня наше время можно точно назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Произошли поистине революционные изменения во всех сферах нашей жизни. Научно-технический прогресс повлек за собой колоссальные изменения в мире, в экологии, в материальной культуре, в окружающей нас природе, в сознании людей и во многих отраслях жизни общества. Отсюда интерес и привлечение внимания ученых, а в первую очередь, психологов все больше ориентируется на всестороннее изучение особенностей личности людей.

Условия, сложившиеся в современном мире устанавливают преимущественно коллективный характер человеческой деятельности. Этот факт повлек за собой сложность в психической жизнедеятельности людей, постоянное повышение критериев и требований к уровню психической включенности индивида в его трудовую деятельность, к его психологической готовности. Здесь же важно сказать и о том, что исходя из этого возрастают и личностные притязания индивидов. Каждая профессиональная деятельность требует от человека определенных качеств и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни [1].

Профессиональная деятельность, которая осуществляется сотрудниками войск национальной гвардии в разнообразных условиях, четко регламентирована и требует от сотрудников знания о правомерности использования ими огнестрельного оружия и совершненной собранности и самоконтроля, отличной саморегуляции, бдительности, ответственности, мобилизованности, спокойствия, умения прогнозировать события, уверенности, уравновешенности и т.п. [2].

Все эти осложненные условия профессиональной деятельности ставят на первый план психологичекие особенности личности субъекта труда, котрые обуславливают надежность несения службы с оружием. Специалисты утверждают, что говоря в целом, в сложных экстремальных и критических ситуациях правоохранения оказываются востребованными определенные психологические и психофизиологическе качества, например, воля, дисциплинированность, самоконтроль, психоэмоциональная устойчивость и тд [8].

Перед военнослужащими Росгвардии стоят множество задач, требующих определенной подготовки, как физической, так и моральной. Высокая степень ответственности за судьбу Отечества оказывает большое влияние на личность сотрудника в целом, на его состояние на работе, на его жизнедеятельность и за пределами службы. Не каждый человек готов взять на себя такую серьезную ответственность. Это накладывает отпечаток на эмоциональное состояние сотрудника, на его личностные качества, на трудовую деятельность и многое другое [10].

Еще одним фактором, способствующим повлиять на трудовую деятельность военнослужащего и его особенности личности – это дисциплина. Как известно, дисциплине в военных структурах уделяют особое внимание, ведь военнослужащие часто находятся в экстремальных ситуаций, требующих строгой уставной последовательности действий самого сотрудника и его трудовой группы. Даже самые незначительные ошибки могут повлечь за собой необратимые последствия, гибель людей, а также угрозу для жизни самого военнослужащего. От добросовестности и профессионального мастерства личного состава зависят не только результаты служебной деятельности, но также жизнь и здоровье сотрудников.

Социально-экономические перемены в стране, а также внутренние непорядки в трудовом коллективе: глумления, напряженные взаимоотношения, неуставные отношения и многое другое тоже оказывают большое влияние на особенности поведения и личности военнослужащих. Внутри трудового коллектива существует множество сложностей, с которыми сталкиваются военнослужащие, свои законы, свои правила и порядки, иерархия подчинения и многое другое, конечно, есть определенные соперничества между военнослужащими, отсюда и внутригрупповые конфликты, ссоры и тд. Это также является одним из главных факторов, влияющим на особенности личности сотрудников [4].

Сотрудники войск национальной Гвардии в связи с колоссальной важностью и сложностью своей трудовой деятельности работают в жестких рамках и ограничениях. Важность и необходимость данной структуры и отмечается жителями страны, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за прошедший год, поскольку появилась новая структура, три четверти опрошенных (76%) ожидают повышения уровня безопасности и защищенности населения. Если учитывать круг задач войск национальной гвардии и то, что в него входит борьба с терроризмом и контроль в сфере оборота оружия, деятельность данной структуры должна освещаться СМИ максимально корректно – считают 74% россиян. Можно утверждать, что информация о деятельности Росгвардии востребована населением: 70% респондентов говорят, что она им интересна, из них 43% желают получать сведения любого рода, 28% - информацию о функционале, 24% - об эффективности работы, 22% - о том, чем Росгвардия может помочь персонально им.

Важно отметить, что и не только факторы трудовой деятельности могут сказаться на морально-психологическом состоянии военнослужащих, здесь серьезной проблемой могут выступить и внутрисемейные конфликты, потери близких, бракоразводные процессы и многие факторы зависимости, которые могут ворваться в жизнь военнослужащего.

Все вышеперечисленные факторы сказываются на эмоциональном состоянии военнослужащего, на особенностях его личности и характерологических особенностях, при этом у каждого по-разному, в зависимости от возраста, стажа и должности соответственно. Так, находясь на высокой должности, сотрудник имеет еще более серьезную степень ответственности и более жесткие меры наказания за критические ситуации в трудовой деятельности, за собственные ошибки и ошибки своих подчиненных сотрудников.

Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на индивидуальные личностные особенности военнослужащего. Перечисленные и другие обстоятельства выдвигают психологическую работу на первый план, которая помогает постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, проводить психокоррекционные и просветительские мероприятия.

Вся отечественная психология изучения личности опирается на культурно- историческую концепцию Л. С. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева. Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое» [3].

Особенности личности, с точки зрения социогенетических теорий, рассматриваются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой. Если опираться на теорию социализации, человек, родившись биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Трудовая деятельность в правоохранительных органах – очень сложна и специфична. Она требует серьезной ответственности и дисциплинированности от служащего. Вся сложность в успешной реализации трудовой деятельности военнослужащего ведет к психологическим особенностям личности сотрудника.

Итак, цель работы – изучить и описать существующие особенности личности военнослужащих Росгвардии.

Теоретические задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «Индивидуально-психологические особенности личности».

2. Раскрыть на основе существующих исследований психические свойства личности военнослужащего;

3. Изучить и описать психологические особенности развития личности сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования – личность.

Предмет исследования – особенности личности сотрудников войск национальной гвардии.

Если говорить более широко, то личность – это интегральная совокупность биогенных, социогенных и психогенных элементов. На сегодняшний день не установлен единый подход к пониманию и изучению личности в отечественной и зарубежной психологии.

Как бы странно не звучало, но это является фактом, что человек на свет появляется уже человеком, и при этом факте, для развития собственно человеческих признаков и качеств возникает генетическая предопределенность появления естественных, природных предпосылок. Такой аспект закреплен в самом понятии «индивид», который подтверждает принадлежность биологического организма к человеческому роду.

Известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев полагал, что понятие индивид – это нечто, что не делится, является целостным, а также является особенностями конкретного субъекта, которые, в свою очередь, возникают уже на ранних ступенях развития жизни. Ученый полагал, что индивид является результатом биологической эволюции, а в ходе нее совершается не только процесс разделения органов и функций, но также и их интеграция и взаимное слияние. Соответственно, индивид – это человек, как особенное природное существо, единая особь, которая принадлежит к человеческому роду. Но тем не менее сказать о человеке, что он является индивидом – это не сказать почти ничего, потому, что индивид – это и младенец, и взрослый человек, и глубокий пьяница и высокообразованный, цивилизованный человек.

Все характеристики, которые человек набирает уже после, в течение жизни должны его определенным образом отличать и выделять в этом мире от других. Без этого никак, поскольку после рождения человек развивается, совершенствуется, учиться и тд, то есть продолжает развиваться физически, психологически и психически. После этого человек на определенной ступени своей жизни достигает качественно нового уровня, который называется личностным.

Следуя отечественной психологии, можно сказать, что личность – это есть конкретный человек, он может являться членом какой-либо общности, будь то врачебный социум, педагогический социум, воинский и тд. Такой человек осознает себя в окружающем его мире, он занимается социально-значимой, например, военно-профессиональной деятельностью, а также он наделен определенными индивидуальными психологическими особенностями.

Этот индивид непосредственно является субъектом социальных отношений, он является частью общественных, военно-профессиональных отношений и поэтому представляет собой определенное системное качество индивида. Говоря об этом, под личностью, можно понимать какое-то конкретное и определенное качество человека, которое отражает его собственное отношение к окружающему миру, а также оно определяет характер его деятельности.

Военнослужащему, как личности, помимо индивидуальных особенностей нервной системы, свойственно развитие и формирование в разных социальных ситуациях, а это, в свою очередь, влияет на их психологию. Такое явление называется индивидуальностью, и подразумевает собой определенное слияние психологических и психических особенностей конкретного военнослужащего.

Если рассматривать житейское сознание, то здесь личность, о которой мы говорим – это представление людьми о человеке, а в научной психологии личность – это совсем маленькое и узкое образование, которое вмещает в себя четкое определенное психологическое содержание. На сегодняшний день есть много определений понятия личности. Человек может быть описан с помощью понятия темперамента и всего, что в него включено, с помощью характера и тд., это происходит не только с точки зрения понятия личности. Эти описанные характеристики четко отличают одного индивида от другого, они показывают индивидуальность человека.

Является собирательным и многогранным понятие индивидуально-психологических особенностей личности. Оно включает в себя социокультурно обусловленные ценностные ориентации, специфические особенности восприятия смыслов различных ситуаций, а также стереотипы поведения.

На психические состояния, познавательные и волевые процессы оказывает огромное влияние направленность личности. Симпатии, привязанности, интересы, увлечения и тд. – это все ряд особенностей, которые имеет направленность вместе с некоторыми доминирующими мотивами. Также направленность личности можно охарактеризовать зрелостью, двойственностью, широтой и тд. Разумеется, это проявляется в самых разных видах и сферах жизнедеятельности человека.

У направленности личности есть ряд особенностей:

- уровень общественной ценности и социальная значимость отношений личности;

- широта интересов личности, определение центральных интересов личности и разнообразие потребностей личности. Здесь можно говорить и о целеустремленности личности и об ее упорстве.

- степень устойчивости отношений. Здесь и принципы, и идеалы и тд.

Конечно, есть и стандартные базовые ценности, фундаментальные для данной группы людей, также существуют и сверхценности.

Для многих людей собственная жизнь значит в разы меньше, чем жизнь родных и близких людей, свобода личности и народа, честь и достоинство – это все сверхценности.

Люди вполне способны преодолевать трудности жизни, препятствия и невзгоды, а также проявлять огромные усилия и тд. Только благодаря своей направленности личности. Конечно, это все лежит в пределах определенных социальных отношений и ценностей. Стратегии и тактику целей, систему побуждений и тд – предопределяет именно направленность личности. Основание самой цели лежит в системе человеческих потребностей. На различных этапах онтогенеза человека от рождения до старости психическое развитие и формирование личности имеет свои особенности.

Окажет важнейшую помощь знание процесса возрастного развития и конкретных особенностей проявления мотивации личности в том или ином возрасте. Например, необходимо учитывать особенности на ступени переходного периода от юности к взрослости (18-20 лет), военнослужащего срочной службы и понимать тот факт, что данный период является важнейшим и играет решающее значение в жизненном самоопределении, поскольку происходит переход от родителей к самостоятельности. Происходят перемены в мотивационной сфере молодого военнослужащего [5].

Можно представить, такой молодой военнослужащий только-только преодолел трудности «подросткового кризиса», которые сопровождались длительным стремлением к свободе, независимости, самовыражении, преодолению конфликтов со взрослыми, полного игнорирования замечаний и осечек и др. и вот оказавшись в армии молодой военнослужащий снова попадает под контроль командиров.

В такой ситуации может возникнуть у военнослужащего внутренний конфликт и в дело вступит психологическая защита личности, она будет проявляться в возвращении военнослужащего в подростковый возраст, где доминирует демонстративность, непредсказуемость, ступор и тд. Военнослужащий может проявлять неподчинение, нарушение уставного поведения, но по факту это будет проявлением защитной реакции подросткового типа.

В таком случае ускорить адаптационный процесс может только понимание молодого военнослужащего, помощь ему в осознании своей значимости, важности, ответственности как вооруженного защитника Родины. Тут важно создать все необходимые условия для воплощения стремления военнослужащего к самостоятельному принятию решений.

Силой изменить военнослужащего, или же сделать более жестким контроль его поведения будет тщетным решением. Все это осложнит и усугубит его внутренний конфликт.

Вышесказанный пример рассмотрен только в конкретном возрастном периоде – стремление личности к самостоятельности, а этих периодов, соответственно, еще очень много. Таким образом, возрастная психология дает возможность понять особенности в мотивации и поведении военнослужащих на разных этапах их жизни.

Поэтому необходимо учитывать типологические особенности ранней (21-25 лет), средней (25-40 лет) и поздней (40-55 лет) взрослости в изучении личности офицера. Конечно, для каждой возрастной ступени характерны свои кризисные «пики» и переживание их очень сильно влияет на все личностные проявления военнослужащего.

Направленность личности – это система интересов, убеждений, идеалов, потребностей и ценностных ориентаций, которые дают жизни человека мысль и мотивацию. Такое свойство личности в основном социально обусловлено, оно показывает идеалогию общности, в которую человек включен.

Самые разные побуждения наталкивают военнослужащих делать те или иные поступки. Например, военнослужащий может осознавать свой воинский долг, проявлять взаимовыручку, помогать товарищам и тд., а интерес к военному делу может вызвать стремление совершенствовать свое военно-профессиональное мастерство.

В протекании военной службы военнослужащий может ставить себе совершенно разные цели, может по-разному относиться в окружающим их социальным ценностям: коллективным обязанностям, образованию и тд.

Сознание чувство долга, потребности, цели и перспективы — все это элементы направленности личности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности личности военнослужащего: морально-нравственную, военно-профессиональную, бытовую, социально-политическую и др. [6].

Если кратко охарактеризовать некоторые из выделенных форм направленности, то это будет выглядеть следующим образом:

Влечение (психическое состояние, которое выражается в неосознанной или недостаточно осознанной потребности), желание (потребность человека в чем-то определенном, и влечение к этому, причем осознанно), стремление, интерес (интересы военнослужащих очень разнообразны: общественные, военно-профессиональные и бытовые интересы; узкие и широкие; устойчивые и неустойчивые и тд.), идеал (то, к чему стремиться человек, на что он ориентируется, это конкретизируется в образе), убеждение (это высшая форма направленности, представляющая собой систему мотивов личности), потребности, ценностные ориентации (например, ориентация на ЗОЖ, который ликвидирует табак, алкоголь, наркотики и многое другое, что подрывает здоровье человека и разлагает его личность [7], а также темперамент и характер.

Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:

- По отношению к другим людям (общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.).

- По отношению к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность и т.д.).

- По отношению к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-ленность и т.д.).

- По отношению к собственности (щедрость-жадность, бережливость расточительность, аккуратность-неряшливость и т.д.) [7].

Так, к наиболее значимым чертам характера военнослужащего относятся те, которые касаются особенностей его отношений с окружающими: коллективизм, ответственность, чуткость, гуманность, искренность, правдивость или, напротив, эгоизм, грубость и т. д. В начале своей службы у военнослужащего начинается новый этап становления его характера. Служебный порядок заставляет военнослужащего подчинять свое поведение строгим правилам и обязанностям, предусмотренным уставами, инструкциями, приказами и распоряжениями начальников.

Профессиональная деятельность военнослужащих осуществляется в условиях психологической реальности. Невозможно ограничиваться только правовой стороной и одновременно эффективно решать служебные задачи. Навык разбираться в политре психологических оттенков характеризует уровень профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов.

Говоря о личности и ее структуре, следует отметить, что личность – это определенные системные качества индивида, которые он приобретает в предметной деятельности и общении. Наиболее общепринятой является структура личности, предложенная К. К. Платоновым, в которой есть 4 основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.

По К. К. Платонову направленность тесно связана с убеждениями, идеалами, мировоззрением, склонностями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены. Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, знаниях, умениях и навыках [9].

Проблема личности – важнейшая проблема в сфере права и в деятельности правоохранительных органов. Принципиально важен изначальный подход к пониманию психологии личности. Он реализуется в организационно-деятельностной концепции А. М. Столяренко, опирающейся на ряд теоретикометодологических положений:

- психология личности целостна, системна. Человек представляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, развивается и формируется всегда целостно, а не по частям;

- психология личности структурна и иерархична;

- психология личности в любом возрасте при всей ее устойчивости непрерывно меняется. В мире нет ничего неизменного, и психология человека не составляет исключение;

- сущность личности [9].

Также важным компонентом в структуре личности сотрудника правоохранительных органов являются и морально-психологические качества. Их роль и специфика определяются неразрывной связью морали и права, правоохранительных задач и борьбы со злом и несправедливостью, глубоко нравственной сущностью исполнения права и утверждения законности в жизни. К ним относятся: общетрудовые качества (трудолюбие, добросовестность, ответственность, обязательность, дисциплинированность и др.), профессиональнотрудовые (обостренное отношение к справедливости, истине и правде, преклонение перед законом, принципиальность, неподкупность, преданность долгу, профессиональная честь и др.), человеческие (гуманность, доброжелательность, уважительность и др.), самооценочные (адекватная самооценка, самокритичность, требовательность к себе и др.) [9].

Важным для сотрудника правоохранительных органов являются и профессионально-психологические деловые качества или профессиональные способности, такие, как интеллектуальные, организаторские, коммуникативные, волевые качества (активность, инициативность, самостоятельность, решительность, упорство в достижении цели и т.д.), умение работать с людьми, готовность к взаимодействию. Следует выделить и профессиональную подготовленность, профессиональное мастерство, профессионально-психологическую и профессионально-педагогическую подготовленность, а также экстремальную подготовленность [9].

Определенные знания в особенностях развития личности и применение их в профессиональной дечтельности облегчают труд сотрудников правоохранительных органов, и помогают им строить и регулировать взаимоотношения с разными людьми, лучше понимать мотивы поведения и поступков людей, правильно оценивать реальность и использовать результаты этого знания в настоящей жизни.

Подводя итог можно сказать, что успех и достижения в правоохранительных органах более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. А неспособность обусловлена особенностями воспитания, в ходе которого не были скорректированы определенные качества.

Таким образом, развитие личности сотрудника правоохранительных ораганов открывается как процесс взаимосвязи профессионализации и индивидуализации при одновременном действии внешней и внутренней активности личности.

Список литературы

1. Авдиенко, Г. Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности : учебник для вузов / Г. Ю. Авдиенко. – Москва : Юрайт, 2020. – 630 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13621-0. – URL: https://urait.ru/bcode/466117 (дата обращения: 25.02.2021). – Режим доступа: Электрон. библ. система Юрайт.

2. Алещенко, М. В. Дисциплинированность как свойство характера военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / М. В. Алещенко // Russian Journal of Education and Psychology. – 2017. – Т. 8, № 2-2. – С. 12–15.

3. Барыкина, А. И. Представления о понятии «служение» представителей различных профессиональных групп / А. И. Барыкина // Российский психологический журнал. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 44–59. 6. Биденко, Р. А. Совладающее с боевым стрессом поведение военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / Р. А. Биденко // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-6. – С. 348–353.

4. Биденко, Р. А. Совладающее с боевым стрессом поведение военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / Р. А. Биденко // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-6. – С. 348–353.

5. Все о национальной гвардии : сборник нормативных правовых актов / сост.: Ч. В. Тумей, В. В. Шаронина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2017. – 288 с.

6. Вабишевич, А. В. Духовно-нравственные основы воспитания военнослужащих войск национальной гвардии России / А. В. Вабишевич, В. И. Леер, В. А. Беловолов // Проблемы высшего образования. – 2017. – № 2. – С. 6–9.

7. Волошина, Т. В. Роль стратегий совладания в адаптации личности военнослужащих войск национальной гвардии РФ / Т. В. Волошина, Р. А. Биденко // Развитие человека в современном мире. – 2017. – № 1. – С. 173–180.

8. Кокурин, А. В. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием / А. В. Кокурин, В. Е. Петров // Lex Russica. – 2018. – № 9 (142). – С. 119–128.

9. Пономаренко, К. А. Политические и морально-нравственные аспекты морально-психологического обеспечения в формировании личности военнослужащего (сотрудника) Росгвардии в современных условиях / К. А. Пономаренко, И. В. Манеев // Вестник адъюнкта. – 2019. – № 2 (4). – С. 9.

10. Российская Федерация. Федеральная служба войск национальной гвардии. Приказы. Об утверждении Инструкции об организации и проведении профессионально-психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации : приказ от 16.11.2016 г. № 357 : зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2016 г. № 44651 // Кодификация РФ : действующее законодательство Российской Федерации : [сайт]. – [Б. м.], 2015–2020. – URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosgvardii-ot-16.11.2016-N-357/ (дата обращения: 10.02.2021).

Просмотров работы: 822