Особенности эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения

Суханова Н.П. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В психологии понятие эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радости, стыда, страха и т.д.), подчеркивающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для жизнедеятельности [1, с.79]. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни, служат одним из первостепенных механизмов внутренней регуляции психического поведения и деятельности, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Формирование эмоций – первостепенное условие развития человека как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, обязанности, нормы поведения, идеалы превращаются в реальные мотивы деятельности. В трудах А.В. Запорожца, Я.З. Неверович отмечается, что чувства являются важным результатом развития эмоций человека. Сформировавшись, они становятся главными детерминаторами его эмоциональной жизни, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций.

Эмоциональная отзывчивость – это положительное духовно-нравственное качество человека, проявляющееся как желание помогать нуждающимся, видеть потребности, обладать способностью к сочувствию, сопереживанию, пониманию внутренних состояний другого человека, состраданию, умению прощать, сдерживать эмоции [2].

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников в настоящее время стоит достаточно остро. Дети все меньше испытывают потребность в коммуникации как со сверстниками, как и со взрослыми, предпочитая живому общению и времяпрепровождению просмотр телевизионных программ, а также телефонные и компьютерные игры.

Дошкольники с нарушением зрения порой замыкаются в себе, чувствуя собственною неполноценность из-за своего физического недостатка. Они испытывают затруднения во взаимодействии с окружающей действительностью, в установлении социальных связей и отношений; стараются до минимума сократить общение со сверстниками, «уединившись» в своем микромире. Это отражается на формировании чувственной сферы: эмоциональной отзывчивости и сопереживания; развитии познавательной активности и любознательности. Проблемы со зрением могут приводить к развитию нежелательных черт характера, таких как негативизм, отрешенность, внушаемость и другой отрицательной направленности.

ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") ориентирует на важность воспитания у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования наряду с прочими умениями и навыками ФГОС ДО подразумевает способность ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя [7].

В исследовании уровня развития эмоциональной отзывчивости приняло участие 20 человек: 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и 10 детей с нормальным развитием. Диагностика проводилась на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок», г. Архангельск. В ходе диагностического исследования применялись следующие методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Методика изучения мимической моторики» (Г.А. Волкова), «Определи эмоции человека по ситуации» (О.А. Прусакова), «Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке» (В.Б. Никишина) [6].

В процессе проведения диагностической методики «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), целью которой является оценка способности ребенка к адекватному распознанию эмоционального состояния лица, изображенного на картинке и возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка, дети с нарушением зрения показали следующие результаты:

- высокий уровень выявлен у 30% детей. Они правильно определяли эмоциональное состояние схематически и реально изображенных лиц, допустив 1-2 ошибки за оба этапа исследования, показали способность соотнесения эмоций с личными переживаниями;

- средний уровень у 60% дошкольников. В процессе исследования эти дети испытывали затруднения в распознавании эмоционального состояния изображенных на карточках лиц и соотнесение его с личными переживаниями, требовалась подсказка взрослого;

- низкий уровень выявлен у 10% исследуемых. Они не смогли правильно определить и соотнести эмоциональное состояние изображенных лиц даже с помощью взрослого [3].

Дети с нормальным развитием при проведении данной методики показали следующее:

- высокий уровень определен у 50 % воспитанников. Они почти безошибочно определили все эмоциональные состояния как схематически, так и реально изображенных лиц, давали развернутые ответы. Смогли соотнести эмоциональное состояние человека с личными переживаниями;

- средний уровень также выявлен у 50% детей. Этим детям требовалась подсказка взрослого и при определении эмоций они допустили 3-4 ошибки. Но при соотнесении эмоциональных состояний с личными переживаниями у детей трудностей не возникло.

Проведенная диагностика «Методика изучения мимической моторики» (Г.А. Волкова), целью которой являлось выяснить, насколько ребенок может выразить мимически эмоциональное состояние, у детей с нарушением зрения показала следующие результаты:

- высокий уровень развития мимической моторики выявлен у 60 % детей. Они с радостью выполняли задание, правильно изображали эмоциональное состояние; эмоции были ярко выражены и понятны. Некоторые эмоции дети сопровождали жестами;

- средний уровень определен у 40% воспитанников. Ребята с интересом выполняли задания, но им требовалась помощь для изображения на лице эмоций. Дети путали эмоции «испуг» и «удивление», не понимали разницы между эмоциями «страх» и «испуг».

Результаты данной методики у детей с нормальным развитием:

- высокий уровень развития мимической моторики определен у 90 % детей. Они полностью справились с заданием. Эмоции лица, которые показывали воспитанники, были ярко выражены и понятны. При демонстрации эмоциональных состояний эти дети использовали не только мимику, но и жесты;

- средний уровень выявлен у 10 % воспитанников. Для выражения эмоциональных состояний им требовалась подсказка взрослого. Изображенные эмоции были слабо выражены.

Методика «Определи эмоции человека по ситуации» (О.А. Прусакова), цель проведения которой – оценить понимание дошкольниками ситуаций, характерных для переживания соответствующих эмоций, определила следующие данные у детей с нарушением зрения:

- высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости показали 50% детей. Они внимательно слушали рассказы, верно определяли эмоциональное состояние главного героя, на вопросы взрослого давали развернутые ответы;

- средний уровень понимания эмоционального состояния определен у 50% воспитанников. Ребята слушали рассказы, смогли угадать 2-3 эмоциональных состояния героя. На вопросы взрослого отвечали верно, иногда используя подсказки.

Результаты вышеуказанной диагностики у детей с нормальным развитием:

- высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости у 40% детей. Они внимательно слушали рассказы взрослого, верно определяя все эмоциональные состояния персонажа;

- средний уровень у 60% детей. Дошкольники внимательно слушали экспериментатора, допустив 1-2 ошибки при определении эмоционального состояния героя. На вопросы взрослого давали краткие ответы, используя подсказки.

Методика «Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке» (В.Б. Никишина), целью проведения которой являлось выявить умение дошкольников определять чувства изображенных на карточках людей (детей и взрослых), дети с нарушением зрения показали следующие результаты:

- высокий уровень понимания эмоциональных состояний выявлен у 50% воспитанников. Дети без подсказок правильно определили все эмоциональные состояния как взрослых, так и детей. На вопросы взрослого давали развернутые ответы;

- средний уровень развития определен у 40% детей. Эти дошкольники при определении эмоциональных состояний изображенных на карточках людей допустили по 3 ошибки. Некоторые дети эмоцию «испуг» определили, как «удивление», а эмоцию «вина» - как «грусть». На вопросы взрослого отвечали кратко;

- низкий уровень выявлен у 10%. Ребенок не смог правильно определить эмоциональное состояние как взрослых, так и детей. При выполнении задания допустил 4 ошибки. На вопросы взрослого отвечал кратко.

Дети с нормальным развитием при проведении данной диагностической методики показали следующие результаты:

- высокий уровень понимания эмоционального состояния выявлен у 70% детей. Они с интересом выполняли задание, без подсказок верно определяли эмоции изображенных на карточках как детей, так и взрослых. На вопросы взрослого давали развернутые ответы;

- средний уровень показали 30% воспитанников. Эти дети при распознавании эмоций пользовались подсказками, допустили 2-3 ошибки, путая эмоции «испуг» и «удивление». На вопросы взрослого отвечали кратко.

Таким образом, проанализировав результаты всех проведенных исследований у детей с нарушением зрения и их сверстников с нормальным развитием, можно сделать вывод, что уровень развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения сформирован недостаточно. Дети испытывают затруднения как в выражении собственных эмоций, так и в определении эмоционального состояния других людей.

Детская художественная литература наилучшим образом выступает в качестве средства формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников. Она переносит нас в мир любви и добра, эмоциональной отзывчивости и храбрости; в мир, где добро всегда побеждает зло. Поэтому эти произведения имеют большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости. Особенно актуально применять детскую художественную литературу в данном направлении у детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что дети с указанным нарушением развития имеют меньшее представление об окружающей действительности, чем их сверстники без ограниченных возможностей здоровья. Дети, слушая сказки и другие детские художественные произведения, образно представляют себе главных героев, погружаясь в происходящие события. Они как бы переносятся в эти произведения, чувствуя и проживая события, которые переживают их герои. Дети радуются, грустят, переживают и смеются вместе с персонажами. Благодаря сказкам и другим произведениям, у дошкольников появляются не только новые знания и представления, но и новое эмоциональное отношение к окружающим людям, предметам и явлениям [5].

Существует достаточно много произведений как отечественных, так и зарубежных авторов, которые способствуют формированию эмоциональной отзывчивости: В. Катаев «Цветик-семицветик», Т.С. Аксаков «Аленький цветочек», В.И. Даль «Девочка-Снегурочка», Л.Н. Толстой «Лев и собачка», К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», В. Бианки «Мышонок Пик», сказка «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка» «Белая уточка», «Волк и семеро козлят», Е. Чарушин «Волчишко», Сутеев «Мешок яблок», «Раз, два – дружно», В.А. Осеева «Отомстила» и др. [4].

Но работа над художественным произведением заключается не только в прочтении детям сказок и рассказов. Должен проводиться анализ прочитанного, в процессе которого определяется характер героев, их эмоциональное состояние, которое они испытывают в происходящих ситуациях; дается оценка поступков персонажей. Дети «проживают» описываемые события, перевоплощаясь в героев произведения и обыгрывая короткие сценки из прочитанной детской художественной литературы. Ребята общаются с героями – это могут быть принесенные на занятие куклы театра Би-ба-бо или другие игрушки-герои произведений. Должны быть созданы благоприятные условия для организации творческой деятельности детей, направленной на воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на героя произведения. Книги всегда должны быть в открытом доступе для дошкольников, чтобы воспитанники в любой момент могли взять ее с полки, рассмотреть иллюстрации, еще раз прочитать понравившийся отрывок [5].

Таким образом детскую художественную литературу можно использовать в качестве средства формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников с нарушением зрения.

Список литературы

1 Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст]: монография / В.К. Вилюнас. – Москва: Юрайт, 2009. – 256 с.

2 Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: научное издание / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3836290/, свободный (дата обращения: 15.12.2021). – Загл. с экрана.

3 Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст]: науч. издание / К. Ингенкамп. – Москва: Педагогика, 1991. – 240 с.

4 Клевенец, Н. Д. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы [Электронный ресурс] / Н. Д. Клевенец // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 85-88. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8882/, свободный (дата обращения: 14.12.2021). – Загл. с экрана.

5 Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – Москва: Академия, 2003. – 176 с.

6 Психодиагностика эмоциональной сферы личности [Текст]: практическое пособие / сост. Г.А. Шалимова. – Москва: АРКТИ, 2006. 232 с.

7 ФГОС ДО [Электронный ресурс]: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: от 17.10.2013, №1155 (с изменениями и дополнениями). – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fgos.ru/ , свободный (дата обращения : 15.12.2021). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 99