Использование фитнес - программ в спорте - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование фитнес - программ в спорте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенностями спорта, по мнению многих авторов, являются: резкое повышение его социальной роли в мире; профессионализация; жесткий уровень профессиональной жизни; высочайшие требования к возможностям спортсмена; выраженная интенсификация подготовки; возрастание напряженности соревновательной борьбы; повышение мотивационной стоимости спортивной победы; высокая личная ответственность спортсмена за результат.

По мнению Е. Н. Захарова, В. Н. Кулакова, чтобы сохранить здоровье спортсмена и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично воспитывать, развивать его физические и духовные качества, необходима реализация научно обоснованных методик физического воспитания спортсменов [2]. Поэтому выявление влияния средств, методик на организм спортсмена, поиск новых средств, методов воздействия физического воспитания на функциональное состояние, будет способствовать повышению работоспособности занимающихся. Подготовка спортсмена – многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания. Формируются задачи подготовки спортсмена:

1. Содействовать развитию общей физической подготовки;

2. Содействовать развитию специальной физической подготовки;

3. Воспитывать морально волевые качества спортсмена.

В процессе многолетней спортсмены, проходят техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку [3].

На этапе начального обучения основное внимание уделяется обучению технике упражнений.

На втором, наряду с обучением, большое место отводится развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

На третьем этапе главной задачей становится развитие двигательных качеств, технике выполнения. Основные средства и методы тренировки спортсмена – это различные физические упражнения, вспомогательные – словесные и показательные, также включают в себя:

– Основные упражнения – это те, которые подлежат изучению или в которых специализируется спортсмен в избранном виде спорта.

– Подводящие – способствующие более эффективному овладению техникой основных упражнений.

– Общеразвивающие, целью которых является достижение высокой работоспособности организма, и направлены на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационных способностей, физических качеств – с учетом особенностей и требований избранного вида спорта [3].

К ним относятся упражнения на снарядах («шведская» стенка, скамейка и другие), со снарядами (набивные мячи, штанги, утяжеления, блины от штанги, гантели, эспандеры), на тренажерах, подвижные и спортивные игры, кроссы, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание.

– Специальные – упражнения, направленные преимущественно на развитие и совершенствование двигательных качеств и навыков (техники), специфических для избранного вида порта.

– Вспомогательные – не имеющие, казалось бы, прямого отношения к основным упражнениям, но играющие важную роль. Они способствуют разносторонней физической подготовке, более рациональному отдыху, в первую очередь нервной системы, более эффективному расслаблению. К ним относятся различные виды спорта: гимнастика, лыжи, плавание, спортивные игры, а также те виды легкой атлетики, в которых данный спортсмен не специализируется [3].

Применение одних и тех же средств может осуществляться по-разному.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Фитнес-программы – это, прежде всего, программы, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом [5].

Анализируя фитнес программы, их современное содержание, можно сказать, что они развиваются быстрыми темпами, решая своими задачами всё самое ценное, наработанное за многие годы в оздоровительной физической культуре (основой являются как традиционные, так и инновационные методики, программы, технологии), модернизирует и на этой основе создаются фитнес программы, описание которых встречается как в научных исследованиях, методических разработках, образовательных программах, так и в разных видах физической культуры, где они с успехом применяются. По мнению Т.С. Лисицкой, А.Г. Митрофановой, в основе идеологии фитнеса и его целеполагания лежит приоритет здоровья человека, создаваемые фитнес программы имеют преимущественно оздоровительную направленность [4,5]. Однако можно отметить, что появляющиеся в фитнес-индустрии фитнес программы выходят далеко за её пределы и находят своё применение во всех видах физической культуры [5]. Так, грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-программ в систему спортивной тренировке, способствуют развитию и воспитанию спортсменов.

Различные исследования Е. Н. Захарова, А. А. Старикова и ряда других специалистов подтверждают, что развитие гибкости, подвижности суставов имеет особое значение в целом для развития двигательных качеств, физического состояния спортсменов, а также совершенствования их техники в избранном виде спорта [2, 6].

При развитии гибкости спортсмены применяют комплексы упражнений, логически подобранные для целенаправленного воздействия на суставы, подвижность в которых в наибольшей мере определяется успешность профессиональной или спортивной деятельности. Для спортсмена важна гибкость позвоночника, подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, а также эластичности мышц передней, задней поверхностей бедра, икроножной мышцы и ахилового сухожилия [6].

В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта возрос интерес к различным упражнениям фитнеса, как к средству развития гибкости. Благодаря их выполнению улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, улучшается самочувствие и появляются положительные эмоции у спортсменов.

В качестве развития гибкости у спортсменов, мы предлагаем включить в систему подготовки спортсменок фитнес программу «Flex».

«Flex» — это особый вид аэробики, направленный главным образом на растяжку мышц, также он помогает человеку приобрести гибкость и эластичность его тела.

Механизмы растягивания можно разделить на пассивные механизмы растягивания и активные механизмы растягивания [6].

Пассивное растягивание выполняется при помощи усилий партнера или тренажера, то есть без напряжения самого спортсмена. Выяснено, что пассивное растягивание слишком болезненное, и не способствует сохранению гибкости. При пассивном растягивании вероятность получить травму выше, чем при активном растягивании [6].

Активное растягивание, в свою очередь, можно разделить на статическое и медленное динамическое растягивание [6].

Статическое растягивание предусматривает растягивание мышц до момента, когда дальнейшее ее движение ограничивается собственным напряжением. В данном положении растяжение поддерживается определенное время, при этом происходит расслабление мышцы. При активной растяжке достаточным временем фиксации является 30–60 секунд. Поскольку при растягивании нагружаются отдельные микроэлементы тканей, то следует делать несколько подходов. Медленное динамическое растягивание эффективно для увеличения пластичности мышцы в случае наличия статической фиксации на 10–15 секунд.

Упражнения фитнес- программы «Flex» имеют ряд преимуществ:

1.Они выполняются не с таким большим мышечным напряжением, и лишены ненужного повреждающего действия на ткани тела;

2. Упражнения можно выполнять, с учетом индивидуальных особенностей строения тела;

3.Положения тела, при правильном подборе и применении, оказывают воздействие на все органы и системы организма, не вызывая от них оттока крови, а, напротив, улучшая её циркуляцию;

4. Известно, что высокий уровень физического совершенства и умение владеть своим телом в пространстве благоприятно влияет на расслабление мышц, а умение расслабить свои мышцы – одно из основных условий при развитии гибкости;

5.Одни из упражнений направления «Flex» направлены на растягивание задней поверхности тела, другие – передней, третьи – боковых поверхностей, а также имеются упражнения, позволяющие растягивать мышцы при скручивании позвоночника или отдельных звеньев тела [1].

Выводы: Анализ научно-методической литературы показал, что в подготовке спортсменов является актуальным применение фитнес программ, которые позволяют развить гибкость, спортсменов подвижность суставов. В подготовке атлетов фитнес- программу «Flex» можно использовать: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части тренировочного занятия, как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок, а также снятия болей и предотвращения судорог.

Гибкость необходима для выполнения движений с большой амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы и спортивные результаты.

Список литературы

1. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – Москва : Лептос, 1994. – 368 с. – ISBN 5-8450-0024-6. – Текст : непосредственный.

2. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – Москва : Советский спорт, 2009. – 162 с. – ISBN 978-5-9718-0340-9. – Текст : непосредственный.

3. Митрофанова, А. Г. Аэробика : учебное пособие / А. Г. Митрофанова.– Вологда : Вологод. гос. университет, 2014.– 84 с. – Текст : непосредственный.

4. Лисицкая, Т. С. Аэробика: Теория и методика: в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – Москва : 2012. – 221 с. – ISBN 978-5-7695-3745-5. – Текст : непосредственный.

5. Старикова, А. А. Значение и механизмы растягивания / А. А. Старикова // Молодой ученый. – 2015. – №24(104). – С. 677-679. – Текст: непосредственный.

6. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 430 с. – ISBN 966-7133-42-7. – Текст : непосредственный.

7. Мураками, К. Пилатес. 9 программ для всех уровней подготовки / К. Мураками // пер. с англ. А. Антоновой. – Москва : 2012. – 232 с. – ISBN 978-5-699-45088-6 . – Текст : непосредственный.

8. Ньюсон Энджи. Йога и Пилатес. Домашние тренировки / Энджи Ньюсон. – Москва : 2011. – 176 с. – ISBN 978-5-404-00220-1 . – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 30