В данной статье рассмотрим место и значимость публичного выступления в профессиональном образовании, а также некоторые аспекты его подготовки и проведения.
Практически каждая сфера жизнедеятельности человека требует навыков публичного выступления. Начиная со школьной скамьи мы, с разным успехом, осваиваем умение выступать перед аудиторией.
Особый смысл публичное выступление обретает в сфере профессионального образования.
Именно педагог должен донести до обучающихся не только глубокие предметные знания , но и помочь стать им людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами.
Поэтому способность педагога к публичному выступлению ставится на один уровень с его предметными компетенциями.
Успешность деятельность преподавателя напрямую зависит от умения доступно донести до обучаемых требуемую информацию. Умение владеть навыками публичного общения может существенно облегчить педагогу организацию процесса обучения.
Кратко рассмотрим классификацию и виды публичных выступлений.
В зависимости от поставленных целей публичные выступления можно разделить на:
1.Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
2.Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах и пр.).
3.Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников
4.Убеждающие или агитирующие.
Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный) [4,с. 6].
В зависимости от цели, аудитории, выделенного времени, а также для большей эффективности подачи материала выбирается один из форматов подачи информации:
Сообщение — небольшое по времени (5–10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема; это маленький доклад на частную тему.
Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
Беседа — развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. какого-либо вопроса специалистом [4,c.7].
Для придания публичному выступлению последовательности применяются некоторые правила его построения. Обычно оно состоит из:
1.Вступление-отмечается важность значения подаваемой информации.
Вступление должно с первых минут захватить внимание слушателей, заинтересовать его, именно вступление является первым шагом для налаживания контакта с аудиторией.
2.Основная часть-изложение основного материала, подводка к необходимым выводам, доказательство их правильности. Этот элемент структуры выступления является наиболее емким, поэтому, как правило делится на части.
3.Заключение-содержит логические выводы по теме выступления.
Описанные правила применяются при написании книг, съемках фильмов, в образовательных процессах и др.
Подготавливая выступление, не стоит забывать о пропорции: 20-60-20. Где для вступления выделяется 20% ,для основной части 60% и для заключения также 20% от отведенного на выступления времени[4,с84] .
Данное соотношение является достаточно условными, но может служить отправной точкой для начинающих ораторов.
Внимание слушателей со временем притупляется. Причиной могут служить следующие факторы: сложное изложение материала, отсутствие логики в изложении, менторский (поучительный) тон, низкая доступность изложения, санитарно-гигиенические условия и др. Поэтому важнейшее внимание должно отводить на подготовку к выступлению.
Кроме того нужно иметь в виду, что восприятие речи на слух довольно трудная задача и ее нужно максимально упростить. Этому будет способствовать наличие однородной аудитории, использование популярного языка, чтобы легко находить общий язык с любой публикой, интуитивно понятный порядок изложения, который упрощает восприятие-слушатель потратит меньше времени и усилий, чтобы принять информацию и прочее [1,с 35-44].
Для поддержания внимания у аудитории используют ораторские приемы и средства. К самым популярным можно отнести следующие:
Прерывание мысли, т.е временный отход от темы и возврат к ней, который вызовет всплеск внимания к выступлению.
Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: "Сегодня утром я убил свою бабушку.
Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризм Марка Твена позволяет нетривиально сформулировать мысль: "Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать."
Голосовые манипуляции для активации внимания аудитории. К ним относятся усиление громкости речи и тона голоса. Допустимо использование и обратного приема с понижением громкости и тона, а также изменение темпа речи. Все это относится, к так называемым, звуковым раздражителям внимания. Однако этика публичного выступления предполагает после применения голосовых приемов возврат к обычной звуковой подаче материала.
Пауза- умело выдержанная пауза способна активировать внимание слушателя на нужном месте.
Жесты и движение- получая 90% информации благодаря зрению, слушатель не оставит без внимания поднятую в нужный момент руку или другой жест .[2,c.49]
Вопросно-ответный прием.
Педагог ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией -все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.
Провокационные вопросы или утверждения могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением. Следует учитывать, что при использовании данного метода говорящий должен сам знать ответ и может предсказать реакцию собравшихся.
Использование наглядных средств: иллюстраций, диаграмм, географических карты и пр. Смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбудит непроизвольное внимание[2,с.69-70].
Подводя итог проведенному в данной работе исследования отметим, что применение перечисленных ораторских приемов педагогом профессионального образования дает ему мощный рычаг воздействия на слушателей, позволяя удерживать и направлять внимание аудитории в требуемом направлении.
Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен продемонстрировать убежденность и компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.
Список литературы:
Введенская Л.А, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов н.д.: Феникс, 2005.
Голованова И.И. Методика публичного выступления. Казань 2009.
Сопер, П. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать : монография / П. Сопер; перев. с англ. С.Д. Чижовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - С. 84.
Стернин А.И. Практическая риторика. Воронеж 2011.