Так, Г.А. Гаджиев в свое время в комментариях к ст. 8 Конституции РФ отмечал, что принцип единства экономического пространства имеет особое значение в федеративных государствах, субъекты которых имеют свое законодательство (ст. 5 Конституции1). Целый ряд конституционных положений в главе 3 Конституции "Федеративное устройство" устанавливают гарантии экономической целостности федеративного государства2.
Экономическая интеграция, позиционируемая в современных условиях одновременно и как отражение глобализационных процессов, и как противопоставление им, закономерно провоцирует трансформацию традиционных управленческих форм, к которым относится и контрольно-надзорная деятельность. В условиях экономического объединения государств государственный контроль и надзор в области экономических отношений приобретают новые качества, связанные с позиционированием данных управленческих форм (и их разновидностей) в качестве существенного фактора экономической интеграции3. Экономическая интеграция влечет интеграцию правовую и, как следствие, изменение правовых институтов и механизмов, важнейшими из которых являются контроль и надзор (административное управление) со стороны государства.
На первоначальном этапе унифицируются принципы регулирования в определенных сферах, обслуживающих экономические процессы. Последующим этапом унификации регулирования выступает установление единых правил контроля в отношении трансграничных рынков. Само понятие трансграничного рынка, а точнее, критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции Евразийской экономической комиссии установлены на уровне ЕАЭС. Согласно данным критериям, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств - членов ЕАЭС. Таким образом, в дополнение к традиционным понятиям внутреннего или национального рынка, внешнего рынка появляется понятие трансграничного рынка. В рамках последнего происходит унификация отдельных разновидностей контроля, в частности контроля в сфере конкурентных отношений (ст. 74 Договора о ЕАЭС 4). Аналогичные процессы ученые констатируют в Европейском союзе, где национальные государства устанавливают ограничения на реализацию политики в определенных сферах (например, налогово-бюджетной) и делегируют интеграционным институтам контроль над некоторыми областями экономических отношений, такими как торговая политика и антимонопольное регулирование5.
Необходимая и первоочередная унификация отраслей законодательства, напрямую обслуживающих формирующийся единый евразийский рынок, влечет за собой гармонизацию, подведение под общий знаменатель иных отраслей законодательства, в частности предусматривающих ответственность за нарушения в экономической сфере. В этом направлении унификация идет сложнее, несмотря на широко внедряемую концепцию равенства экономических субъектов на единой экономической территории, без которого невозможно полноценное обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, т.е. достижение базовых целей экономического единения.
В условиях экономической интеграции национальный уровень контроля и надзора государства безусловно сохраняется, но с учетом интеграционной повестки. Их правовая трансформация осуществляется с закономерной оглядкой на интеграционные тренды. Продолжают формироваться и систематизируются национально-государственный, интеграционный (или, по выражению академика В.С. Нерсесянца, макрорегиональный6) и международный уровни регулирования, выстраивается определенная модель соотношения между ними. Прогнозируя дальнейшее правовое развитие евразийской интеграции, ученые не исключают вариант создания специализированного парламентского органа, наделенного правом осуществления в том числе и контрольных функций7.
В отношении государственного регулирования контроля и надзора в сферах, лежащих в плоскости скоординированных, согласованных отраслей экономики, в области формирующейся единой экономики в целом, можно говорить о нескольких вариантах административно-правового обеспечения различных видов контрольно-надзорной деятельности.
Во-первых, речь идет о контрольно-надзорной деятельности, административные процедуры реализации которой регламентируются на национальном уровне, а принципы и общие правила осуществления контроля и надзора устанавливаются на уровне интеграции.
Во-вторых, сохраняются виды контроля и надзора, регламентируемые на национальном уровне. На интеграционном уровне устанавливаются принципы осуществления подконтрольной деятельности исключительно на трансграничных рынках.
В-третьих, следует выделить виды контрольно-надзорной деятельности, когда порядок устанавливается на уровне ЕАЭС, а технологии контроля - на национальном уровне. Так, в соответствии с п. 3 ст. 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) порядок проведения таможенного контроля определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной им, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании8. Технологии же применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, устанавливаются на национальном уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что контрольно-надзорное пространство ЕАЭС в настоящий момент формируется. В административно-процедурном отношении оно неоднородно. Степень унификации контрольно-надзорных механизмов в различных сферах регулирования напрямую зависит от уровня согласованности и скоординированности соответствующей отрасли экономики. При этом наглядно проявляется тенденция усиления роли принципов в регулировании (преимущественно интеграционного уровня) определенных категорий общественных отношений. Следует обратить внимание на то, что частью системы обеспечения единого экономического пространства и, соответственно, единого контрольно-надзорного пространства в рамках евразийской интеграции являются гармонизация и унификация юрисдикционных (санкционных) механизмов, которые дополняют контроль и надзор как функции управления в ЕАЭС. Равенство, единый административно-правовой статус подконтрольных субъектов на единой территории ЕАЭС возможно обеспечить посредством одновременно и тождественных контрольно-надзорных инструментов, и унифицированных мер административного принуждения, включая меры административной ответственности за нарушения в подконтрольной сфере. В этой связи важно "определение подвижной меры общего и национально-особенного в правовом регулировании" контроля и надзора в области интегрированной экономики.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. С. 34.
Агамагомедова С.А. Таможенный контроль в условиях евразийской экономической интеграции: понятие, признаки, тенденции развития // Государство и право. 2018. N 4. С. 64 - 72.
Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс»
Агамагомедова С.А. Государственный контроль и надзор в области экономики в условиях ее интеграции // Административное право и процесс. 2021. N 9. С. 44 – 47.
Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005. N 5. С. 39.
Тактарова С.В., Агамагомедова С.А. Административно-правовая защита интеллектуальных прав: новое в таможенном законодательстве // ИС. Промышленная собственность. 2019. N 3. С. 49 - 54.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
1Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
2Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. С. 34.
3Агамагомедова С.А. Таможенный контроль в условиях евразийской экономической интеграции: понятие, признаки, тенденции развития // Государство и право. 2018. N 4. С. 64 - 72.
4Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс»
5Агамагомедова С.А. Государственный контроль и надзор в области экономики в условиях ее интеграции // Административное право и процесс. 2021. N 9. С. 44 – 47.
6Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005. N 5. С. 39.
7Тактарова С.В., Агамагомедова С.А. Административно-правовая защита интеллектуальных прав: новое в таможенном законодательстве // ИС. Промышленная собственность. 2019. N 3. С. 49 - 54.
8Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) // СПС «КонсультантПлюс»