Термин «формирующее оценивание» впервые был употреблен в 1967 г. Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». В зарубежных исследованиях, особенно, англоязычных, к этому феномену, представляющему эффективное средство оценивания ученые-педагоги обращаются в последнее время достаточно часто, так как в современной парадигме образования оценивание не просто должно подводить итоги достигнутых результатов, оно должно стать отправной точкой, за которой будет следовать новый виток развития, новый уровень качества образования. И речь идет скорее не об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), а об изменении целей оценивания и философии оценки.
Формирующее оценивание является видом оценивания, а также обязательным свойством современного оценивания и, наконец, педагогической технологией. Процесс оценивания стимулирует целенаправленное формирование результатов обучения на основе диагностики и мониторинга учебного процесса на всем его протяжении, когда оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности школьника, показывающие его личные учебные достижения. Формирующее оценивание, в отличие от традиционного оценивания, при котором результаты тестов и контрольных работ являются основным источником информации об уровне знаний и умений учащихся, осуществляется в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения. В настоящее время в отечественной педагогической литературе отсутствует точное и полное определение понятия «формирующее оценивание». Приведенные ниже дефиниции дополняют друг друга, отражая различные характеристики процесса формирующего оценивания.
М. А. Пинская, сделавшая вполне удачную экспериментальную попытку адаптации этого вида оценивания в отечественной педагогической практике, цитирует определение, данное Assessment Reform Group в 2002 г., согласно которому, формирующее оценивание — это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. В одной из книг О. Н. Крыловой и Е. Г. Бойцовой отмечено, что формирующее оценивание — оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение обучающихся, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его предыдущими результатами. Происходит мотивирование обучающихся, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.Ряд исследователей под формирующим оцениванием понимают оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения. Некоторые исследователи трактуют формирующее оценивание качества учебных достижений школьников как пошаговое движение каждого конкретного ученика к лучшим учебным результатам через активное включение в анализ (постоянную рефлексию), призванное установить трудности, выявить пробелы в освоении содержания иноязычного образования и эффективно их восполнить (обратная связь в диаде «ребенок— учитель»).Вопросам формирующего оценивания в отечественной педагогике посвящены научные и практические работы таких российских ученых и педагогов, как М. А. Пинская, И. М. Улановская, Н. И. Запрудский, Р. X. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина и другие.
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Формирующей данная оценканазывается потому, что она ориентирована на конкретногоученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимися элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать образно суть формирующего (внутреннего) оценивания можно так: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».
Пять главных принципов формирующего оценивания
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии и замечания по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет приёмы и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
5. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Этапы технологии формирующего оценивания
Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.
Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.
Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.
Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.
Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю).
Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.
Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.
Главными функциями формирующего оценивания являются:
— стимулирование ответственности ученика за свои результаты;
— оценка продвижения ребенка относительно самого себя, своих прежних успехов и неудач;
— констатация позитивных продвижений;
— прогнозирование будущих достижений (или неудач) при овладении учебным материалом;
— приучение к самооценке.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний
Формирующее оценивание для обучающихся:
видит свой учебный прогресс,
чувствует ответственность за свою учебную работу,
стремиться выполнять ее качественно,
понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,
может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
готов к учебе на протяжении всей жизни.
Приемы формирующего оценивания:
Недельные отчёты
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Cоставление тестов
Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Составление учащимися предметных тестов - эффективная форма самостоятельной работы, которая улучшает их успеваемость по предмету, и, способствует формированию у них общих компетенций: понимать и анализировать процессы; способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Опросник
Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.
Опросник можно использовать в начале курса, чтобы установить, какие формы учебной деятельности, с точки зрения учеников, являются для них наилучшими, и определить их отношение к предмету. Это поможет выбрать стратегию преподавания.
Другая возможность – использовать опросник для сравнения отношения учеников в начале (предтест) и в конце курса (посттест). Это позволит преподавателю увидеть, как были восприняты различныетемы курса. К нему можно обратиться в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.
Минутный обзор – лестница самооценки
Предлагается ученикам отметить уровень владения информацией в начале урока и в конце урока.
Карты понятий
Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Карты понятий. Критерии оценивания:
1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,
2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,
3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,
4. Примеры: 1 пример – 1 балл
Портфолио
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практикоориентированного обучения18. Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.
Организация рефлексии (метод неоконченных предложений)
Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило
Мне больше всего удалось…
Задания для меня показались… потому, что…
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…., потому что…
Заставил задуматься…
Навёл на размышления…
Сегодня я узнал…
Было трудно…, потому что…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу… потому, что…
Рубрики
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Верные - неверные утверждения
Прием "Верно — Не верно" давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления, что методисты теперь рекомендуют его проводить именно в рамках уроков по ТРКМ, удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.
Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".
Формирующее оценивание соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Заявленные в Стандарте принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии формирующего оценивания или, как его часто называют, оценивание для обученияи развития.
Применяя технологию формирующего оценивания, выстраивая в системе обратную связь, можно достичь высоких образовательных результатов для каждого отдельно взятого ученика — не общий минимум, а индивидуальный максимум.
Список используемых источников
1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2012.
4. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.
5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига, 2011.
6. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
7. Кусакина Т.В. Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся. - Электрогорск, 2018.
8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
9.Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. – 2004. –№17.
10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя — М. : Просвещение, 2004.