Актуальность исследования состоит в том, что новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования предполагают ориентацию на личностные результаты, одним из которых является формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В связи с этим ценным и важным становится эффективная организация работы по формированию психологического здоровья детей младшего школьного возраста.
Успешному формированию психологического здоровья младших школьников препятствуют такие негативные педагогические факторы, как несоответствие программ и технологий обучения возрастным и индивидуальным потребностям обучающихся, интенсификация учебного процесса, недостаточная компетентность педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Анализ научных исследований показал, что без целенаправленного формирования компонентов психологического здоровья невозможно достижение «умения учиться», предполагающего полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Рассмотрение современной научной литературы показало, что нет единого определения психологического здоровья личности. Это объясняется с одной стороны, многогранностью проблемы, а с другой стороны – большим разнообразием исследовательских подходов. Обобщая анализ современных концепций и подходов Хватова М.Г. делает вывод, что «психологическое здоровье личности представляет собой ее социально-личностный статус, характеризуемый общественно-значимой реализацией личностного потенциала и самоограничением в удовлетворении индивидуальных потребностей, гармоничным взаимодействием с социальным окружением и автономным самодостаточным существованием, адаптированной интеграцией с окружающим миром и конструктивными стратегиями преодоления препятствий на пути к утверждению собственных жизненных идеалов» [2, с.21].
Психологическое здоровье человека включает в себя: а) способность к саморегуляции; б) наличие позитивных образов собственного Я и Другого; в) владение рефлексией как средством самопознания; г) потребность в саморазвитии.
В данной работе мы придерживаемся точки зрения В.А. Ананьева и выделенных им критериев психологического здоровья. Исходя из представленных критериев, можно сделать вывод, что психологически здоровая личность обладает высокими адаптивными способностями к социуму, креативностью, высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, развитое духовно-нравственной мотивацией, значительными показателями работоспобности. С точки зрения В.А. Ананьева, главным критерием психологического здоровья, является адаптация ребенка к социальной жизни. Он выделил уровни психологического здоровья ребенка, подчеркивая, что они условны, но нужны для организации практической работы с детьми в образовательном учреждении, поскольку позволяют разделять и выбирать необходимую психологическую помощь школьникам [1].
Психологическое здоровье – предпосылка жизненной успешности и гарантия благополучной жизни человека, очевидно, родителям и педагогам не следует экономить силы на его формирование в детстве. Современная школа должна ставить перед собой задачу быть для детей местом не только, где учат, но территорий их полноценного взросления, и важным местом их счастливого, успешного и что немело важно психологически здорового развития учащихся. Для этого ценно создать атмосферу душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в общеобразовательном учреждении, сохраняющего и даже начинающего процессы формирования психологических потенциалов и личности в целом. В связи с этим школа должна быть территорией безусловной психологической безопасности.
Список литературы:
Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Хватова М. В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи / М. В. Хвастова. – Тамбов, 2012. – 52 с.