Введение: Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе является сегодня одной из актуальных проблем психологии и представляет интерес для многих исследователей и практиков, работающих в системе высшей школы.
В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Исходя из вышесказанного, понятию «адаптация» можно дать однозначное определение: это процесс приспособления студентов первого курса к новым условиям жизни и деятельности, новой социальной ситуации.
Состоявшаяся психологическая адаптация включает три этапа:
‒ знакомство с новым учебным заведением, с правами и обязанностями студента и собственно начало учебы;
‒ ознакомление и соблюдение правил и норм университета;
‒ осмысленный и креативный подход к совершенствованию учения.
Адаптация студентов-первокурсников к обучению в университете происходит по-разному. Некоторые студенты практически без особых проблем проходят этот этап, они быстро и легко достигают хороших результатов, но при этом настроение у них существенно не изменяется. Другие, после перемены психики и поведения, осваивают программу обучения. Но имеются и такие студенты, которые этот период переживают долго и тяжело, это сопровождается переменой самочувствия, ухудшением физических и психологических показателей. Нарушения психического характера не способствуют формированию личности и могут стать причиной отчисления из ВУЗа в связи с нежеланием учиться. Процесс привыкания протекает быстрее, если со вчерашними школьниками заранее проведена работа по моделированию всевозможных учебных ситуаций.
Дальнейший результат зависит от общительности и коммуникабельности юношей и девушек, умения справляться с возникающими трудностями, управлять своим поведением. С другой стороны, процесс учебы в институте считается новым этапом в жизни молодого человека, меняются формы и способы обучения, предъявляются повышенные требования к объему и качеству деятельности.
Значимым аспектом этого этапа выступает необходимость адаптации к изменившейся социально-культурной и информационно-образовательной среде учебного заведения. В период адаптации приобретаются студент-первокурсник должен приобрести те компетенции и алгоритмы действий, которые в дальнейшем потребуются ему для успешного решения насущных социальных задач, то есть формируется социально-адаптивная компетентность студентов.
Качество студенческой жизни определяется на первом курсе и, следовательно, успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе считается задатком последующего формирования каждого студента как человека, будущего специалиста. Попав в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет определенные сложившиеся установки, стандарты, которые при начале обучения начинают меняться, разрушаться.
В качестве мер по ускорению социально-психологической адаптации студентов младших курсов используются мероприятия по сплочению группы; экскурсии по городу и учебному заведению; содействие в организации быта студентов 1 курса, проживающих в общежитии; шефство старшекурсников; установление со студенческими группами по вертикали и горизонтали; вовлечение первокурсников в общественную жизнь факультета, университета и др.
Психодиагностические методики:
1. Методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний».
2. Методика «Самооценка психологической адаптивности».
3. Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».
4. Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности».
5. Методика Г.Шмишека и К.Леонгарда «Методики изучения акцентуаций личности».
Методика «Самооценка психологической адаптивности»
Методика «Самооценка психологической адаптивности». С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности. Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б – из 5).
Цель: исследовать уровень социально-психологической адаптивности.
Инструкция: Если Вы, безусловно, согласные утверждением, напишите ответ «да», если не согласны, напишите ответ «нет».
ТЕСТ
Группа А
1. Я часто испытываю тягу к новым впечатлением.
2. Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной операции на другую, с одного дела не другое.
3. Я быстро могу перейти от отдыха к интенсивной деятельности.
4. Я быстро схожусь с новыми людьми.
5. Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.
6. Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.
7. Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.
8. Я люблю бывать в новом для себя обществе.
9. Мне приходится слушать от окружающих и друзей, что я человек деятельный и подвижный.
10. Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю быстро, хотя иногда способен так же быстро его забывать.
Группа Б
11. Я не люблю заводить новых знакомств.
12. Мне трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.
13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня медленно, но зато усваиваются очень прочно.
14. Меня иногда упрекают в медлительности.
15. Я не люблю подвижных игр.
Обработка результатов
Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10). Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.
Уровни социально-психологической адаптивности:
8-10 баллов – высокий
6-7 баллов – выше среднего
5 баллов – средний
3-4 баллов – ниже среднего
2-1 баллов – низкий.
Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы».
Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.
Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.
- до 30 баллов – тревожность отсутствует;
- от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;
- 45 и более – выраженная тревожность.
Тест на адаптацию первокурсников.
Варианты ответов: «Да» – 2; «Трудно сказать» – 1; «Нет» – 0.
1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.
2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.
3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.
4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.
5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.
6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.
7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.
8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.
9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.
10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.
11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.
12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.
13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.
14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам, и я всегда его высказываю.
15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.
16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.
Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.
Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14.
Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.
Шкала адаптированности к учебной группе.
Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.
Шкала адаптированность к учебной деятельности.
Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.
Методика может быть использована для исследования адаптированности студентов-первокурсников, окончивших сельскую и городскую школы.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет».
Нравится ли тебе учиться в университете?
Интересно ли тебе учиться в университете?
Комфортно ли ты чувствуешь себя в группе?
Дружелюбно ли к тебе относятся в группе?
Не испытываешь ли ты беспокойства?
Чувствуешь ли ты себя скованным?
Ты волнуешься понапрасну?
Чувствуешь ли ты себя в безопасности?
Испытываешь ли ты трудности в общении с одногруппниками?
У тебя появились новые друзья?
Приспособился ли ты внутриуниверситетскому режиму?
Обработка и интерпретация результатов. За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. Подсчитывается сумму баллов.
9-11 баллов – высокий уровень адаптации;
5-8 баллов – средний уровень адаптации;
0-4 баллов – низкий уровень адаптации.
Заключение
Результаты первичной диагностики позволяют провести первичное ознакомление с возможными трудностями в обучении и адаптации у студентов, а также становятся основой для проведения профориентационной работы с будущими студентами. Мы заметили, что такая работа позволяет создать положительную установку студентов на дальнейшее обучение, повысить их мотивированность, заинтересованность, настроить на достижение успеха. Работа с психологом помогает лучше понять себя, свои проблемы и наметить пути саморазвития.
На первом этапе важно выделить студентов «группы риска» — это студенты, у которых по тем или иным причинам могут возникнуть определенные трудности в адаптации. После проведения анализа результатов первичной диагностики первокурсников мы проводим индивидуальные беседы с классными руководителями, дополняя сведения о студентах педагогическими наблюдениями, в результате чего и выделяются студенты, требующие особого внимания и контроля.
2 этап углубленное психодиагностическое обследование.
На этом этапе ведется работа со студентами, показавшими низкий уровень адаптации к колледжу, и со студентами, попавшими в группу риска, у которых предполагаются внутренние психологические конфликты и ряд других проблем. Данная диагностика носит индивидуальную направленность и проводится также по запросам родителей и педагогов
Психодиагностические методики для углубленного обследования личности выбираются в зависимости от причин, влияющих на низкий уровень адаптации и попадания студента в «группу риска»:
- Низкая успеваемость-методики на измерение уровня интеллекта, внимания, памяти и т.д.;
- Низкая посещаемость – методики определения ценностных ориентации и мотивации к обучению и получению профессии;
- Девиантное поведение – методика на определение акцентуаций характера;
- Семейные, личностные проблемы– методики Люшера, Кеттела, психотерапевтическая беседа и другие.
Если студент успешно обучается и его психологический статус находится в пределах критериев адаптационного благополучия, то проведение каких-либо дополнительных обследований представляется неэтичным.
3 этап сопровождающий.
На данном этапе работа строится, в основном, в рамках коррекции и раскрытия индивидуальных особенностей каждого студента для повышения уровня адаптации к университету и достижения личностной зрелости. Здесь используются такие формы работы, как:
Тренинг адаптации;
Индивидуальное консультирование, профилактические беседы.
4 этап итоговая диагностика
На этом этапе используется тот же психодиагностический инструментарий, который был на первом этапе.
В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап его профессионального обучения. Сложность его заключается в том, что у первокурсника происходит преобразование всей системы ценностных ориентаций, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные образы и формы межличностных отношений и связей. И чем быстрее пройдет адаптация студентов, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности. Поэтому очень важна психодиагностическая работа, так как на результатах можно вовремя определить и откорректировать имеющиеся проблемы в адаптации у студентов 1 курсов. Данный комплекс используемых методик и дальнейшее психологическое сопровождение адаптации, положительно отражается на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года.
Список литературы
Мультиурок [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kompleksnaia-programma-adaptatsii-adaptatsiia-stud.html (Дата обращения 14.12.21)
Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С. В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сбор. научных трудов. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
Динмухамедова Р. К. Активизация психолого-педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации студентов [Электронный ресурс] / Р. К. Динмухамедова, Э.И. Гараева. – Режим доступа:http://www.fcoit.ru/internet_conference/psycho_pedagogical_support_and_its_role_in_the_educational_system_of_the_college/3_activation_of_psychological_and_educational_activities_in_the_socio_professional_adaptation_of_stude.php ( Дата оюращения 15.12.21)
Оценка адаптации студентов – первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/513384 (Дата обращения 15.12.21)
Особенности психологической диагностики студентов 1 курса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/189670-osobennosti-psihologicheskoj-diagnostiki-stud ( Дата обращения 15.12.21)