НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Захваткина В.Н. 1
1Оренбургский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей и является одним из приоритетных направлений современного образования. В связи с изменениями социальной жизни нашей страны, с переменами в области просвещения проблемы нравственности, морали, патриотизма, становятся особенно актуальными. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, создание положительного отношения к окружающему обществу, понятие морали, а это и есть начало нравственно-патриотического воспитания, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные ценности и является частью его истории. Народное искусство находит большое отражение в содержании образования и нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы культуры активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей [1, с.5].

В энциклопедическом словаре «народное искусство» - это единство материальной и духовной культуры определенного народа, синтетическое по характеру, связанное с его трудовой деятельностью [2].Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простата, завершенность формы, обобщенность образ) именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

В работах искусствоведа И.Я. Богуславской, ученых Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева, Е.С. Рогалевой, Е.А. Флериной народное искусство рассматривается как действенный фактор социализации и развития личности. Только в дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом (К. Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, О.И. Капица, А. П. Усова).

Нравственно-патриотическое воспитание применительно к ребенку старшего дошкольного возрастаопределяется нами как сознательно осуществляемый процесс формирования у дошкольников положительных патриотических, моральных отношений, взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, потребности совершать добрые дела и поступки, через воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

В педагогический процесс ДОУ стараемся внедрять разнообразные методы и приемы ознакомления детей с народным искусством. Старались развивать патриотические чувства, любовь к родному краю, гордость за достижения своей Роди­ны, желание сохранять её характер и культурные особенности, индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как устойчивый интерес к народному творчеству. Например, на музыкальном занятии участвовали в инсценировке «Казачья песня, разливайся», прослушивание казачьей песни «Кундюбочка», русской народной песни «Калинка», способствовало восприятию образа т.к. народные песни всегда сюжетны и динамичны, а образы доступны и легки для воспроизведения. На занятии с использованием игровой ситуации «Набойка узора ткани для костюма Дымковской барышни» предлагали украсить ткань на платье для дымковской барышни. Серия занятий «Городецкая роспись» способствовала знакомству дошкольников с промыслом Городца, который олицетворяет собой понимание единства пользы и красоты, копилка нравственного опыта человечества. Формированию нравственного сознания у детей мы рассказали историю возникновения городецкого промысла, провели игру «Народные промыслы», «Составь узор», провели сюжетно-ролевую игру «Семья мастера-ремесленника из Городца». Дети с удовольствием и восторгом рассматривали посуду, расписанной городецкой росписью (тарелочки, ковши, разделочные доски, ложки), предметов быта с городецкой росписью, учились рисовать городецкие узоры. Данные занятия сформировали у старших дошкольников чувство любви и гордости за свою родину, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм, умение работать в коллективе со сверстниками,

Список литературы:

Сертакова,Н. М. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности / Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова. Волгоград : Учитель. 2017. 116 с.

Энциклопедический словарь педагога / [Электронный ресурс]Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html

Просмотров работы: 15