2020-21 гг. для образования и других социальных сфер стал знаковым. Пандемия и с ней связанные ограничения потребовали перестройки предоставления системы мер социальной поддержки населения, включая социально-педагогическое сопровождение. Для соблюдения правил безопасности и ограничения социальных взаимодействий были экстренно адаптированы технологии оказания помощи и внедрены новые, дистанционные формы работы, современные формы и методики работы с детьми и родителями, которые нуждаются в поддержке. Вызов COVID-19, брошенный практически всему человечеству, вынудил принимать срочные решения.
По данным Центра стратегических социальных и социально-политических исследований были выявлены следующие проблемы, с которыми столкнулись граждане в период пандемии: снизился уровень жизни граждан, возникли проблемы, связанные с работой: потеря или угроза потери работы; трудности в дистанционной работе и учебе; роблемы с получением медицинской помощи, со здоровьем граждан и их близких, и конечно же проблемы бытового уровня: проблемы с покупками или получением услуг.
Анализ эмпирических и теоретических исследований, которые проводили ученые, психологи, социологи, педагоги в период пандемии по различным аспектам жизнедеятельности российского общества, а также многочисленные примеры, которыми переполнена наша повседневная жизнь, позволяют сказать, что данная тема остается актуальной по сей день.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определила проблему исследования: каковы способы оказания социально-педагогической поддержки детям и родителям в период пандемии?
В сфере образования в качестве такой меры реагирования на новые вызовы борьбы с пандемией был выбран экстренный перевод учебного процесса в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. Социальные педагоги тоже оказались в новой социальной ситуации, которая помогла (или заставила) развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате. Профессиональная социально-педагогическая деятельность – один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию. В связи с новыми условиями обучения для социально-педагогической деятельности в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в т.ч. групповых и индивидуальных), в-третьих, соблюдение этических норм в связи с применением дистанционных форм работы.
Поскольку мы рассматриваем социально-педагогическую поддержку ребенка, определимся с содержанием этой деятельности. Исследователи проблемы педагогической и социально - педагогической поддержки единодушно выделяют несколько этапов поддержки:
1) диагностический (определение проблемы с помощью педагогических, психологических, социологических методик, ее оценку с точки зрения значимости для ребенка);
2) прогностический (организация совместно с ребенком анализа сложившейся ситуации, поиска причин возникновения проблемы и определение прогнозов успешности ее разрешения);
3) договорный (заключение своеобразного договора педагога и ребенка о деятельности по разрешению его проблем);
4) проективный (проектирование совместных действий педагога и ребенка по решению проблемы);
5) реализации (воплощение проекта по решению проблемы ребенка в жизнь);
6) рефлексивный (обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, рефлексия, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности).
Содержание социально-педагогической поддержки, в отличие от педагогической, должно кроме этапов деятельности педагога и ребенка включать управленческую деятельность образовательных учреждений, ориентированную на создание условий поддержки.
Выделим основные моменты определений социально-педагогической поддержки: первое - решение индивидуальных проблем жизни и деятельности; второе - система деятельности на основе межведомственного взаимодействия, направленная на создание условий реализации прав детей; третье - выделение особой категории детей, для которых предназначена социально-педагогическая поддержка, причем эта категории трактуется достаточно свободно (дети с социальными проблемами, проблемами здоровья, взаимодействия, одаренные дети). Если обобщить существующие определения социально-педагогической поддержки с позиции социальной защиты ребенка, то речь идет о системе межведомственного взаимодействия и педагогической деятельности, направленной на создание условий реализации прав особой категории детей и решение индивидуальных проблем их жизни и деятельности.