Проблема воспитания в современной школе уже много лет волнует педагогов, родителей, да и общество в целом. Воспитание детей – это самая важная цель, которую государство должно поставить перед собой, ведь подрастающее поколение – это будущее страны.
Существуют разные проблемы школьного воспитания. Одной и немаловажной является проблема нравственного воспитания школьников. Очень значимым в процессе воспитания личности является формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Формирование взглядов и убеждений современных учеников является одной из главных задач воспитательного процесса. Именно в школьном возрасте происходит начало становления мировоззрения, с которым молодые люди идут по жизни после окончания школы.
Задача воспитания подрастающего поколения становится особенно острой в переходный период, характерный для современной России. Школа изменилась. Появились новые образовательные стандарты, новые технологии обучения и воспитания. Поменялось и отношение к ученику. Теперь он сам строит свою школьную жизнь. Однако инновационные процессы столкнулись с резким обострением воспитательных проблем. Они возникли, прежде всего, из-за экономической нестабильности и духовного дисбаланса в обществе. Нравственная культура оказалась невостребованной, ее во многом заменили материальные ценности. Но, несмотря на то, что в современной России появились новые политические и экономические отношения, это не меняет главного фактора – государству по-прежнему нужно поколение, обладающее не только практическими научными знаниями, но и высокой нравственной культурой.
На современных учителей ложится задача нравственного воспитания молодежи, которая является достаточно сложной, так как осуществлять ее необходимо зачастую вопреки тем установкам, которые преподносятся детям в обществе средствами массовой информации, а иногда и самими родителями. Кроме того, возникает вопрос: как правильно использовать религиозные основы в процессе обучения, на каких уроках осуществлять нравственное воспитание.
Во-первых, это предметы гуманитарного цикла: потенциальные возможности уроков истории, литературы и обществознания очень велики. Однако и другие уроки, внеклассные мероприятия и даже перемены могут научить детей нравственности.
Не менее главными воспитательными методами могут быть внушения, призывы, диалоги и беседы. Они могут сыграть очень важную роль в становлении нравственного мировоззрения ребенка и повлиять на его дальнейшее будущее.
Роль педагога в нравственном становлении учащихся очень велика. Он должен создать условия для введения ученика в культуру, научить в ней ориентироваться. Однако преподаватель не должен навязывать ученику свое собственное мнение. Учитель должен вступать в диалог, обращая внимание не только на нормы и устоявшиеся понятия, но и на эмоциональный мир ребенка, создавая проблемные ситуации ценностного выбора. Учащиеся сами должны понять что хорошо, а что плохо. Успешность выполнения этой задачи во многом зависит от готовности педагогов к подобным методам и формам общения.
Кроме того, есть еще одна проблема - проблема подготовки педагогов. Она тесно чрезмерной перегруженностью учителей и страха перед бесконечными проверками. Ежедневно им приходится заполнять множество документов, в том числе и классный журнал, который теперь существует в двух вариациях – бумажный и электронный. Классное руководство также забирает очень много сил.
Многие нововведения в школе совсем не соответствуют действительной реальности. Когда в министерстве образования разрабатываются новые методики и образовательные стандарты, учителей не спрашивают, смогут ли они работать в этой новой системе. А самое главное, каким будет качество этого «нового образования.
Таким образом, проблема нравственного воспитания в современной школе очень актуальна. Она влияет не только на нравственное поведение детей, но и на состояние учителей. Поэтому важно как можно быстрее разработать и предпринять меры по ее решению.
Список литературы:
Клинова М.В. Нравственное воспитание как педагогическая проблема современной школы// Совет ректоров. 2011. № 3. С. 83-88.