Вербальные средства делового общения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Вербальные средства делового общения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы им воспользоваться.

Г.Гегель, немецкий философ.

Человек с самого раннего возраста начинает жить той или иной информацией, и получает ее различными видами, способами и возможностями, на протяжении всей своей жизни, начиная с оценки собеседника при первой встрече, и до получения тех или иных знаний. Прежде всего, набираясь опытом различного вида общений, т. е вербальными средствами коммуникаций. Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные, глобальные аспекты.

По мнению психологов, во время общения людей 60 – 80% осуществляется с помощью невербальных средств и всего 20-40 % - вербальных. Следует понимать, что бывает так, что вербальное и невербальное сообщение, может приниматься неверно, только лишь потому, что сопровождается «противоречивыми жестами». Очень важно учитывать мимику. Нередко выражение лица является самым главным показателем чувств говорящего. При том, что положительные эмоции обычно распознаются более легче, чем отрицательные.

Деловое общение – это в первую очередь коммуникация, а коммуникация - обмен информацией, важной для каждого участника беседы.

Человек получает информацию с помощью всех имеющихся у него каналов. Некоторые из них носят особый характер для общения. В первую очередь это визуальная и вербальная коммуникации. Мы не умеем контролировать визуальное восприятие информации, как мы можем делать это с каналом вербальным. Вербальное общение носит особый характер в любой области человеческой деятельности. Умелое владение речью - успех в огромном количестве профессий [1].

Вербальная деловая коммуникация влияет на человека на многих уровнях. Успех многих политических деятелей, артистов, деловых людей связан с тембром голоса. Речь считается самым универсальным средством коммуникации, потому что при передаче информации при помощи речи меньше всего теряется смысл сообщения. Слова имеют различные значения для разных людей. То, что человек хочет рассказать, необязательно будет принято так же другим человеком. Нередко, одни и те же слова выражают разные значения.

Смысл слова интерпретируется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой было применено. Никто не может быть абсолютно уверенным в том, что собеседник понимает слова, так же, как понимает их тот, кто их произносит.

Культура речи – это как одежда мысли, по которой незамедлительно можно определить степень образованности человека.

В случае если в письменной речи есть лексический выбор, то донесение информации осуществляется благодаря специфике письменных стандартных речевых средств. В устной речи такого же лексического выбора не существует. Так же в устной речи встречаются довольно редко: термины, специфические книжные обороты, развернутые номенклатурные знаки и полные наименования.

В устной речи нередко используется большое количество профессиональной (жаргонной) лексики, имеющей терминологические соответствия.

К вербальным средствам общения относятся письменная, устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь принимают участие в процессе передачи информации, а слушание и чтение – в восприятии данной информации.

Одним из ключевых и важных средств передачи информации является речь, как вербальная связь. К главным функциям вербальной связи в процессе общения относятся: коммуникативная (обмен информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен этикетными формулами); метаязыковая (толкование) [2].

В ситуациях делового общения свободное и умелое владение речью, умение грамотно излагать мысли, вести диалог, умение понимать собеседника – это залог успешности вербального общения.

Деловое общение подразумевает не только и не столько передачу эмоциональных состояний (как бы ни важны были эмоции и чувства между людьми), сколько передачу информации. Притом, чтобы эта информация была передана мягкой, грамотной, понятной для собеседника форме.

Перед передачей информации нужно возникшую мысль, в первую очередь словесно сформулировать во внутренней речи, затем перенести во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

На любом этапе общения часто происходят потери информации, искажение. Размеры данных потерь определяются общим несовершенством человеческой речи, невыполнимостью полно и точно реализовать мысли в словесные формы, о чём образно заявил знаменитый русский поэт Ф.Тютчев: «Мысль изречения есть ложь», и наличием или же отсутствием доверия к собеседнику, личностными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), совпадением или же несовпадением словарного запаса и многое другое [3].

Но все таки люди понимают друг друга. И понимание это дано любому в соответствии с его внутренним миром. Осознание постоянно корректируется, так как общение - это не просто представление информации - в первую очередь, обмен информацией, предполагающей обратную связь.

Важно учитывать личностный смысл, который вкладывается в сообщение, так как обмен этими сообщениями осуществляется для достижения какой либо цели общения. В общении не просто передается конкретная информация, а, мы в первую очередь информируем, осуществляем обмен знаниями о трудностях решения какой-либо проблемы, или просто жалуемся. Значит, успешная коммуникация вероятна только лишь с учётом личностного фона, с помощью которого передаётся данное сообщение.

Деловая коммуникация обоснована практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Она оказывает огромное влияние в сфере правовых, управленческих, общественных отношений и реализуется как в письменной форме (например, деловая переписка, нормативные акты и т.д.) так и в устной форме (например, доклад, выступление на совещании, служебный диалог и т.п.). Деловая коммуникация содержит различные стили, такие как: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Любой из выше перечисленных стилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые особенности. Например, в законодательном стиле используются: закон, статья, предписание, повестка, указ, кодекс; в канцелярском стиле – расписка, справка, докладная, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика.

Деловая коммуникация требует предельной точности речи, которая достигается использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных.

Речь в деловом общении ориентирована на убеждение собеседника в своей точке зрения и склонение его к сотрудничеству.

Убедительность характеризуется следующими факторами:

- психологическими (например, атмосферой беседы, которая может быть неблагоприятной или благоприятной, доброжелательной или недоброжелательной);

- культурой речи.

Речевая культура в деловом общении проявляется в умении оценить уровень мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке. При деловом диалоге не нужно употреблять простые и точные слова, уметь грамотно формулировать свою мысль. Не зря есть выражение «режет слух». Очень часто режет слух неправильно поставленное ударение в словах «договор», «начать», каталог», употребление несуществующего в русском языке глагола в повелительном наклонении «ложите» [4].

Более эффективной формой общения считается диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.

В деловом общении выделяют некоторые типы вопросов, помогающие получить нужную информацию. Эффективными вопросами для ведения диалога, являются открытые вопросы такие как: каково ваше мнение? каким образом? сколько ещё? почему? как?

Информационный опрос - это вопрос открытого типа, поэтому его следует создать так, чтобы он вызвал к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные утверждения. В случае если вопрос подразумевает ответ «да» или «нет», то он закрывает разговор и тогда его нельзя считать информативным. Закрытые вопросы, рекомендуются не для получения информации, а для подтверждения согласия или несогласия с высказанным утверждением.

Для обеспечивания непрерывного открытого диалога, можно также применять зеркальные вопросы. Технически такие вопросы состоят в повторении с вопросительной интонацией части, какого либо высказывания.

Эстафетные вопросы призваны придать динамику разговору: с их помощью стремятся опередить высказывания собеседника, не перебивая его, а наоборот помогая ему. Данные вопросы требуют способности уметь слушать и схватывать мгновенно реплики партнёра и провоцировать его сказать ещё больше, или сказать как-то по-другому или сверх того, что уже сказано.

Устная речь по-прежнему остается наиболее распространенным способом коммуникации. В ней применяется система фонетических средств выражения. Она формируется в процессе говорения и для нее свойственны словесная импровизация и языковые особенности.

Важнейшей способностью устной речи, считается умение удерживать внимание слушателей. Например, выступая с докладом, можно смотреть кому-либо прямо в глаза, тогда его ответное внимание будет гарантировано. Если же рассказывать свои идеи монотонным голосом, читая по заранее подготовленной бумажке, то аудитория скоро перестанет тебя слушать. Визуальный контакт полезен еще и потому, что позволяет оценить реакцию слушающих. Самым эффективным, всегда считается личное общение, когда участвуют только два человека [5].

Письменная речь - это графически закрепленная речь. Она может заранее быть обдумана и исправлена. Для нее свойственны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Различие письменной речи и устной заключается в характере адресата. Письменная речь, как правило, обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, и может только мысленно представить его. На письменную речь не воздействует реакция тех, кто ее читает.

Каждое письменное сообщение имеет одно бесспорное преимущество перед устным. При его составлении есть возможность посидеть подумать, привести мысли в порядок и при необходимости переписать. Но нужно отметить и недостатки письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонацию и жестикуляцию, во-вторых, нет быстрой обратной связи с собеседником. Чтобы убрать первый недостаток, нужно добавить в сообщение эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной речи, может помочь богатый словарный запас. Вторая проблема может легко решиться, если человеку известны уровень образованности собеседника, его интересы и словарный запас. Короткое сообщение, написанное простым языком, всегда более понятно людям.

Различия между письменной и устной речью также заключается в том, что произнесенное недолговечно, и сохраняется в памяти частично, а написанное сохраняться может долго.

Слушать не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего, они хотят получить новую смысловую информацию. Например, слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Например, слушание стихов, художественной прозы.

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для разговора. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации [6].

В официальном общении абсолютно неуместно использование жаргонно-профессиональной лексики. Сложность иногда заключается в том, что говорящие не отдают себе отчета в стилистической окраске применяемых слов.

Если в письменной речи простые предложения достигают нескольких сотен слов, то в устной речи длина предложения уже может измеряться, охарактеризовав ее таким понятием, как оперативная память человека. В ней удерживается начало выражения, продолжение и его конец.

Чтобы общение было удачным, мало знать специфику речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Важно привлечь собеседника, воздействовать на него, завоевать его. Надо уметь говорить и с теми, кто симпатизирует вам в разговоре, и с теми, кто против вас, принимать участие в беседе в узком кругу и выступать перед публикой.

Вероятно, нет таких профессий и специальностей, где искусство обладать словом не понадобилось бы. Но в кое-каких областях человеческой деятельности, владение искусством речи считается обязательным. Деловому человеку, который занят в сфере предпринимательства, каждый день приходится общаться с людьми, принимать участие в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и коллег. Но недостаточно знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо знать особенности ораторского искусства, умело владеть инструментарием ораторской речи, пользоваться техникой речи.

Большое значение для достижения успеха у человека имеет его умение этически, эстетически и психологически выражать свои мысли.

Беседа – устный речевой контакт между людьми, которые связаны различными интересами. Разговор представляет собой конкретное общение, которое подразумевает конкретного собеседника (собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (на них). Присутствие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другие техники общения [7].

Важной чертой устной речи считается ее спонтанность, неподготовленность. В случае если при создании даже небольших простых письменных текстов, например, записка или письмо, каждое высказывание в той или иной степени обдумывается, то при создании сложных текстов, например текст документа, речь идет о тщательной и трудной работе.

Функцию, которую выполняет язык в процессе общения, определяет вид высказывания и выбор слов. В зависимости от целей, которые хотят достичь участники общения, выделяют несколько типов высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь содержит коммуникативную природу и этим самым обращена к кому-либо. В основе письменной и устной речи лежит литературный язык. Нужно отметить, что для каждой ситуации общения в любой социальной сфере деятельности определены свои правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых обусловлен свой подбор языковых средств.

Список литературы:

1. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003.- 92 с.

2. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие.- Спб.: Знание, ИВ ЭСАП, 2001. – 496 с.

3. Солякин А.В., Богатырева Н.А.Деловое общение: конспект лекций. – М.; Приор-издат, 2005- 144 с.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 3-е изд. – М.-1999.- 240 с.

5. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шредер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса).- М:Инфра-М, 2006. – 256 с.

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

7. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. Рекомендации для успешного проведения переговоров. – М., 1996.

Просмотров работы: 1077