В настоящее время динамика экономических процессов в России характеризуется высокой степенью нестабильности. В этих условиях особого внимания заслуживает проблема защиты экономических интересов и, прежде всего, повышения экономической безопасности. Экономическая безопасность страны зависит от степени экономической защищенности отдельных территорий. Особенностью российского регионального развития является значительная дифференциация территорий по природно-климатическим, отраслевым, технологическим и социально-экономическим характеристикам.
В этой связи были проведены комплексная оценка и анализ экономической безопасности региона на основании методики, предложенной Кучиной Е.В. и Улякиной Н.А., позволяющие выявить спектр угроз и разработать необходимые меры по их предотвращению. Индикаторами выступили наиболее чувствительные к изменениям внешней и внутренней среды показатели в рамках основных сфер обеспечения экономической защиты региона. Авторами используется ресурсный и целевой подход к выбору показателей1.
На основе значений частных показателей, сгруппированных по сферам обеспечения экономической безопасности, были рассчитаны интегральные показатели на примере Орловской области (рис. 1 и табл. 1).
Рисунок 1 - Интегральные показатели экономической безопасности Орловской области
Критериальные границы интегрального показателя варьируются в следующих пределах: критический (0,9 и ниже), кризисный (0,5 - 0,69), низкий (0,7 - 0,79), нормальный (0,8 - 0,99), высокий (1 и выше).
Таблица 2 - Риск нанесения ущерба интересам региона в связи с реализацией угрозы экономической безопасности
Показатель |
Орловская область |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Интегральный показатель экономической сферы |
критический |
кризисный |
кризисный |
Интегральный показатель производственной сферы |
критический |
критический |
кризисный |
Интегральный показатель научно-технической и инновационной сферы |
критический |
критический |
критический |
Интегральный показатель социальной сферы |
нормальный |
кризисный |
кризисный |
Уровень экономической безопасности |
критический |
кризисный |
кризисный |
Интегральный показатель экономической сферы к 2020 году увеличился до 0,57, что свидетельствует о кризисном состоянии и говорит о снижении угроз в отношении экономической безопасности по сравнению с 2018 годом, но все еще несет риски нанесения ущерба интересам региона в экономической сфере. Интегральный показатель производственной сферы к 2020 году увеличился на 0,23 и из критического уровня безопасности перешел в кризисный, что говорит о по-прежнему недостаточном уровне обеспечения и развития производственной сферы региона.
Интегральный показатель научно-технической и инновационной сферы растет, но находится в критическом состоянии, что говорит о высоком уровне риска нанесения ущерба интересам региона в сфере экономической безопасности и может привести к потере устойчивого развития.
Интегральный показатель социальной сферы имеет динамику снижения и к 2020 году находится на стадии кризиса, что свидетельствует об ухудшении качества жизни населения и говорит о высоком уровне риска нанесения ущерба интересам региона в сфере экономической безопасности.
Общий интегральный показатель экономической безопасности в период 2018-2020 гг. имеет положительную динамику, однако уровень экономической безопасности региона по-прежнему недостаточно высок и находится в кризисном состоянии, что ставит под угрозу устойчивое развитие субъекта.
По результатам оценки были выявлены следующие потенциальные угрозы экономической безопасности региона: дефицит консолидированного бюджета, снижение уровня деловой активности, уменьшение объема инвестиций в основной капитал, сокращение исследований и разработок, падение уровня доходов населения.
В целях минимизации выявленных угроз и расширения конкурентных преимуществ региональной экономики предлагается сфокусировать внимание на развитии экономической самостоятельности региона, что позволит гарантировать финансовое обеспечение региональных программ социально-экономического развития, направленных на финансирование развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства территории и повысить эффективность хозяйственной деятельности территории посредством воздействия на общеэкономическую обстановку в регионе и возможности активизации предпринимательской деятельности. А также решит проблему дефицита регионального бюджета путем повышения эффективности налоговой политики региона.
Противодействие экономической преступности является общегосударственной задачей. Ее решение возложено на органы исполнительной, законодательной и судебной власти и, в первую очередь, - на правоохранительные органы.
Сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России осуществляют комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности.
Проанализируем сведения о состоянии преступности, на основании представленной УМВД по Орловской области информации с использованием индивидуальных статистических индексы. Расчёты проведём по данным за 2018-2020 гг. и оформим результаты в виде диаграммы на рисунке 2.
Наблюдается незначительная тенденция к снижению как общего числа раскрытых преступлений, так и большей части структурных правонарушений, преобладающая доля которых все три года приходится на кражи (к 2020 году 34%).
Число краж в сравнении с 2018 годом сократилось на 10,93% или на 360 ед. Вторым видом правонарушений по занимаемой доле являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, число которых также снизилось на 2,38% или на 15 ед. «Грабежи» еще один показатель количество которого сократилось на 18,75% или 45 ед., что в большей степени повлияло на итоговый результат относительно других показателей число которых также уменьшилось.
Кроме этого стоит отметить значительное снижение числа преступлений умышленного причинения вреда здоровью, количество которых к 2020 году составило 59 ед., что в сравнении с 2018 годом на 22,37% или 17 ед. меньше. Также число нарушений ПДД постепенно становится меньше на 9,17% ниже значения показателя ха 2018 год.
Лишь по двум видам правонарушений показатели возросли. Наблюдается динамика повышения числа насильственного хищения чужого имущества (на 5 ед. или 25% в сравнении с 2018 годом) и тенденция к росту количества преступлений, связанных с убийством и покушением на убийство (на 9 ед.), доля которых в числе числа правонарушений 0,29% и 0,55% соответственно. Данные изменения незначительны, однако являются отрицательным фактором.
Рисунок 2 - Отношение числа зарегистрированных и раскрытых преступлений по Орловской области
Однако, с учётом снижения количества совершаемых преступлений эти изменения являются неплохим результатом. Также число нераскрытых преступлений продолжает снижаться - в динамике за 3 прошлых года - на 8,91% как и их доля, которая в 2018 году составила 53,58% в общем числе преступлений, а к 2020 году 51,43%.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на то что к 2020 году произошло повышение раскрываемости преступлений, деятельность УМВД по Орловской области по раскрытию преступлений все еще недостаточно эффективна.
Проведем оценку эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности на примере ЭБиПК по Орловской области2.
Рисунок 3 - Число преступлений экономической направленности за 2018-2020 гг.
За три года число преступлений экономической направленности постепенно снижалось и к 2020 году составило 472 ед., однако возросло число тяжких и особо тяжких преступлений в их составе на 21,29% или 66 ед. из которых 219 преступлений связаны с финансово-кредитной системой, что на 14,79% или на 38 ед. меньше значения показателя в 2018 году.
Количество преступлений против собственности уменьшилось примерно в 2 раза в сравнении с 2018 годом, доля показателя в составе преступлений экономической направленности также снизилась на 26,35% и составила 30,93%. Самым распространённым из всех видов преступлений против собственности является мошенничество: в 2018 году 91,41% или 291 ед., к 2020 году число преступлений этой направленности сократилось на 53,76% также, как и доля на 7,16%. Остальные преступления приходятся на присвоение и растрату.
Наблюдается тенденция к снижению преступлений в сфере экономической деятельности на 23,04%, а также преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг в их составе на 8,84%, доля которых в 2018 году составила 78,7%, а к 2020 году возросла до 93,2%.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются самыми малочисленными из всех преступлений экономической направленности и к 2020 году их числа снизилось еще больше (на 52,73%). В составе которых также наблюдается сокращение числа взяточничества на 51,72%, доля взяточничества в сравнении с 2018 годом (61,82%) заметно сократилась и в 2020 году составила 51,72%.
Проанализировав современные особенности организации и борьбы с экономическими преступлениями можно сделать вывод, что в настоящее время совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями требует дополнительного осмысления в соответствии с новыми социально-экономическими условиями развития общества.
Таким образом, для получения максимального эффекта от деятельности подразделений ЭБиПК необходимо уделить особое внимание решению следующих вопросов3:
использование практического опыта и разработка необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений;
совершенствование процессов идентификации противоправной деятельности;
уделять особое внимание противодействию преступным махинациям бюджетной и налоговой сферах;
расширение поля взаимодействия подразделений ЭБиПК МВД России с правоохранительными структурами;
повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников.
Список литературы
Бойкова, А. В. Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов региона по обеспечению экономической безопасности / А. В. Бойкова, Н. Э. Ганджа // Вестник евразийской науки. - 2018. - Т. 10. - № 6. - С. 6.
Кучина, Е. В. Оценка и механизм обеспечения экономической безопасности региона / Е. В. Кучина, Н. А. Улякина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2021. - Т. 15. - № 3. - С. 86-97. - DOI 10.14529/em210309.
Перегримов, П. И. Теоретические подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности региона органами внутренних дел / П. И. Перегримов, Д. А. Ивлев // Экономика, управление и право: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.). - 2017. - С. 154-156.
Руденко, М. Н. Инструменты регулирования механизма региональной экономической безопасности / М. Н. Руденко, Я. А. Долганова// Экономика и управление. - 2018. - No 1(147). - С. 42-48.
Брушковский, К. Б. Использование и перспективы автоматизированных информационно-поисковых систем в борьбе с преступностью / К. Б. Брушковский, П. А. Алмаганбетов // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. - 2020. - № S1(59). - С. 203-208.
Кривицкий, Д. Е. Взаимодействие полиции с обществом и общественными организациями / Д. Е. Кривицкий, Ю. Л. Евтушенко, Н. В. Милованов // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 4(196). - С. 40-45. - DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_40.
1 Кучина, Е. В. Оценка и механизм обеспечения экономической безопасности региона / Е. В. Кучина, Н. А. Улякина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2021. – Т. 15. – № 3. – С. 86-97. – DOI 10.14529/em210309.
2 Бойкова, А. В. Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов региона по обеспечению экономической безопасности / А. В. Бойкова, Н. Э. Ганджа // Вестник евразийской науки. - 2018. - Т. 10. - № 6. - С. 6.
3 Перегримов, П. И. Теоретические подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности региона органами внутренних дел / П. И. Перегримов, Д. А. Ивлев // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем : сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции : в 3 ч., Пенза, 25 мая 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 154-156.