Сравнительный анализ нефтегазовых и ненефтегазовых доходов РФ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Сравнительный анализ нефтегазовых и ненефтегазовых доходов РФ

Терентьев В.А. 1
1Коломенский политехнический институт (филиал) Московского политеха
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной статьи является исследование влияния нефтегазовых и ненефтегазовых доходов РФ на федеральный бюджет.

Ненефтегазовая отрасль несомненно крупнейшая отрасль в нашем государстве. Она является наиболее энергоёмкой, трудоёмкой, а также требует значительных затрат для реализации.

В настоящее время, ненефтегазовые и нефтегазовые доходы являются доминирующими при формировании федерального бюджета РФ. Но стоит отметить, что в дальнейшем, нефтегазовые доходы будут снижаться из-за роста издержек на добычу данных ресурсов, исчерпания запасов на территории страны и прочих факторов.

В данной статье используются данные за период с 2011 года по 2020 с сайта Федерального казначейства [1] .

Данные, которые были взяты для основы данной статьи, позволят выявить определённые аспекты, влияющие на добычу данного вида ресурсов и место нефтегазовых доходов РФ.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс", среднегодовая экспортная цена на газ природный и среднегодовой обменный курс доллара США к рублю.

Разница между нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчетный финансовый год обменного курса доллара США к рублю.

Нефтегазовые доходы в последнее время являются нестабильным источником. В то время как ненефтегазовые доходы стабильно увеличиваются и будут продолжать увеличиваться, а также будет увеличиваться общий доход от нефтегазовой и ненефтегазовой отраслях, что видно на рисунке 1:

Можно сделать вывод, что нефтегазовая отрасль снижает своё значение в формировании Федерального дохода, из-за их истощаемости, санкций, различных договорённостей или недоговорённостей по экспорту/импорту товаров данной категории. В то же время доходы от ненефтегозовой отрасли растут и будут продолжать расти в связи с тем, что данный вид доходов не является исчерпаемым и он основан на различных налоговых взиманиях и вычетах.

Литература

1. Федеральное казначейство. [Электронный ресурс]. Режим доступа Официальный сайт Казначейства России (roskazna.gov.ru) (дата обращения 10.11.2021).

2. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа БК РФ Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 12.11.2021).

Просмотров работы: 257