Модернизация подхода к подготовке педагогов-исследователей в художественном образовании (Россия–Китай) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Модернизация подхода к подготовке педагогов-исследователей в художественном образовании (Россия–Китай)

Янь Фэнь 1
1Художественно-графический факультет Институт изящных искусств Московский педагогический государственный университет, 3 курс аспирантуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность.

С развитием российско-китайских всесторонних стратегических отношений исследование показателей инновационной подготовки педагогов стало предпосылкой для резервирования талантов будущего времени. В силу уникальной многовековой истории и современной политической системы подготовка китайских педагогов ориентирована на гуманистические показатели, где основой организации социальной деятельности являются восточная философия и философия марксизма.

Подготовка российских педагогов-исследователей, в отличие от китайской модели, ориентирована на академические показатели, которые, на наш взгляд, представляют собой строгие и сложные стандарты обучения, если нет предварительной подготовки. Стандарты обучения не учитывают «новаторский исследовательский импульс» в художественном образовании, что объясняется эгоцентричной спецификой любого вида творчества.

Педагоги художественного образования должны обладать комплексными качествами обычных учителей. Но также им необходимо непрерывное обучение, чтобы достичь высокого и всестороннего (методического, научного) развития в своих предметных областях. Однако в настоящее время нет единого экспертного мнения в академических кругах художественного образованияпо индикаторам подготовки педагогов-исследователей.

Обучение, как организованная, непрерывная коммуникационная деятельность, направлена на стимулирование мотивации к обучению навыкам, познанию специфики конкретного жанра творчества. Процесс обучения следует понимать как единство определенности и неопределенности. Определенность в учебном процессе означает единую цель обучения, относительно фиксированный учебник, сравнительную определенность педагогической практики в зависимости от учебного заведения, и неопределенность результата в зависимости от ценностных характеристик и способностей студентов и подготовленности самого педагога.

Преподавание без определенности обязательно является беспорядочной деятельностью, поэтому не может быть названо преподаванием. Неопределенность в учебном процессе является производной составляющей сложного процесса обмена информацией. В этом процессе между элементами существует как линейная взаимосвязь между взаимным влиянием, взаимными ограничениями, взаимными причинами, так и ряд нелинейных отношений. Нелинейные отношения люди не могут предсказать, описать и контролировать в соответствии с некоторыми конкретными спонтанными проявлениями. Нелинейная связь – это источник неопределенности в учебном процессе. Неопределенность в обучении проявляется не только в содержании обучения, но и в методах обучения, практике, выборе объектов для изучения, что является выбором педагога.

Следовательно, неопределенность не является негативом обучения. Именно неопределенность вносит в стандартный процесс обучения ожидание эффектного результата в процессе реализации идеи, нового ракурса объекта живописной композиции. Эффект атмосферы неопределенности (или свободы для творческого эксперимента) зависит от способности педагога его создать.

Вывод: постоянная неопределенность педагогического процесса предъявляет более высокие требования к профессионализму педагога. Сегодня мы наблюдаем, как учителя школ и педагоги вузов, которые полагались исключительно на знания своего предмета, изо всех сил пытаются справиться с требованиями изменившейся образовательной стратегии.

Аналитика: обзор научной литературы

Обзор проведен на основе ознакомления с научными работами российских авторов и сопоставления с китайской стратегией подготовки педагогов для будущего страны.

Сегодня, в первой четверти XXI в., образ педагога-исследователя не является загадочным и недостижимым. Педагог-исследователь может сделать самоанализ и оценить свое поведение в педагогической практике, использовать научные методы для проверки недостатков и проблем на практике, активно адаптирует свои практические методы улучшения к учебному процессу, синтезирует существующие теории обучения и педагогический опыт. Педагогическая культура постепенного формирования профессионала зависит от стремления молодого педагога повышать свой уровень научно-исследовательской деятельности. Можно отметить важную роль стажировок и консультаций.

Многие китайские ученые и педагоги-исследователи делятся своими достижениями в педагогической исследовательской практике:

Дю Вен (2002) – изучил обучение преподавателей для исследовательских курсов;

Сун Е (2003) – изучил фактор комплексного качества учителей колледжа;

Лю Лили (2010) – обобщил отечественные исследования по подготовке учителей;

Чэнь Цзяньхун (2013) – обобщил базовую статистику Пекинского института;

Ли Хуэй (2015) – рассмотрел систему индекса оценки для инновационных талантов.

В результате можно сделать вывод, что тематика китайских педагогов-практиков посвящена:

уточнению параметров и методологии исследовательской деятельности в педагогическом процессе;

особенностям алгоритмического перехода от логического мышления к профессиональному;

формированию профессионализма педагога-исследователя.

Более того, важно отметить, что в Китае традиционно большое почитание Мастерам, Профессорам, Основателям научных школ. Именно они знают досконально все технические и художественные приемы, которые сегодня на информационной платформе становятся коммерческим товаром.

Беспокойные проблемы для российских ученых:

исследование противоречий современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний и ограниченные возможности их усвоения;

исследование проблем многоуровневого художественного образования в новых, достаточно сложных условиях;

исследование информационной эпохи и новых парадигм культуры и образования.

Вывод: на современном этапе важно проводить совместные российско-китайские исследовательские проекты, чтобы сбалансировать имеющиеся расхождения векторов детализации в вопросах профессионального характера. Важна проблематика как российской, так и китайской научной практики, но обмен результатами детализации педагогических приемов и способов создания атмосферы психологической безопасности для творческих личностей остается открытым, если нет совместных проектов в магистратуре и аспирантуре.

Подготовка педагогов-исследователей в Китае

Обучение и подготовка педагогов в Китае переходят от количественного развития к повышению качества. В 2010 г. рассмотрело и приняло «Национальную программу реформирования и развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2010–2020 годы)». В статье 12 предлагается «реформа системы обучения персонала», которая включает в себя обновление концепции обучения персонала, инновационную модель обучения персонала, реформирование системы оценки качества образования и оценки персонала.

В главе XVII предлагается «укрепление команды педагогов», которая включает в себя:

- создание высококвалифицированной команды педагогов;

- укрепление морального строительства учителей;

- повышение уровня работы педагогов;

- улучшение статуса педагогов;

- улучшение системы управления педагогами.

Гуманистический индикатор на основе восточной философии

Знания, основанные на восточной философии, являются одним из показателей подготовки китайских педагогов-исследователей. В Китае восточная философия относится к традиционной китайской доктрине управления (Конфуцианцы, Школа Моцзы, Легисты). Восточная философия, пережившая тысячи лет осаждения, сформировала свои уникальные национальные представления о природе, истории, этике, методологии.

Например, Чэнь Нань, педагог-исследователь Университета Цинхуа, использовал восточные гуманитарные знания в качестве руководства идеями.

Чэнь Нань – профессор Школы изящных искусств Университета Цинхуа, исполнительный заместитель директора исследовательского центра древнекитайских иероглифов, заместитель директора департамента дизайна визуальных коммуникаций, докторский преподаватель и доктор дизайна. Член Китайской ассоциации художников, Национальный член комитета дизайна Китайской федерации упаковки, директор Пекинской ассоциации содействия промышленному дизайну и директор Китайской ассоциации дружбы за рубежом.

Чэнь Нань опубликовал более 20 книг и десятки статей, в том числе: «Визуальное путешествие на восток», «Любовь и дружба в иероглифе Дунба», «Дизайн логотипа», «Искушение кандзи» и другие работы.

В искусстве и практике Чэнь Нань выступал не только за «Теорию дизайна», но и за «Исследовательский дизайн». Его «Теория дизайна стиля» выступает за энергетику взаимодействия «дизайнерского мышления и методологии» из традиционной китайской культуры, применяемой в современных дизайнерских практиках. Идеи Чэнь Нань перекликаются с идеями российских ученых, педагогов-практиков, продвигающих в учебный процесс этнодизайн, где лидирующие позиции занимает информационная эстетика (достоверность), которую обеспечивает дивергентно-семиотический анализ предметов-артефактов [9].

Гуманистический индикатор на основе марксистской философии

Марксистская философия является краеугольным камнем философии китайских исследователей. Поскольку Китай придерживался социалистической системы, почти все педагоги-исследователи, кроме философских дисциплин, использовали марксизм в качестве краеугольного камня философии. Марксистская философия впитала в себя идеи материализма и диалектики в традиционной китайской философии и, в сочетании с конкретными китайскими практиками, сформировала марксистскую философию с отличительными национальными особенностями, то есть систему марксистских теорий, характерных для Китая. Эта система включает в себя три важные идеи, формирующие взгляд на научное развитие: марксизм, идеи Мао Цзэдун, теорию Дэн Сяопина.

Марксистская теоретическая система в соединении с китайской спецификой почитания философских идей, является фундаментальной философской теорией. Эта философская теория в сочетании с китайской конкретной практикой превратилась в формулу: «Практика – это единственный критерий для проверки истины». В настоящее время она стала важным идеологическим руководством для китайских педагогов-исследователей.

Особенности подготовки педагогов-исследователей в России

Строгие и сложные академические стандарты являются важным показателем подготовки российских педагогов-исследователей. В Китае Россию называют «боевой нацией», где культивируется своеобразное почтение к своему национальному беспокойству. Это не уничижительная оценка, а похвала.

В сфере образования такое чувство национального беспокойства также привело к тому, что российские педагоги около 25 лет назад, под влиянием европейской Болонской конвенции, разделились на новаторов, воспринявших позитивно новые возможности «мобильности» (обучение и практика в европейских вузах), и традиционалистов, которые строго придерживались российских академических стандартов. В результате эмпирического метода собеседований, информационных сообщений в СМИ, просмотра ряда телевизионных передач, наш вывод заключается в том, что такое определение, как «резкое разделение», не будет верным. На наш взгляд, именно чувство национального беспокойства возбудило большое количество дискуссий.

Стратегия перехода на цифровое обучение, а с февраля 2020 г. и на дистанционные формы всех уровней обучения, смещает внимание ученых, педагогов-исследователей к освоению вариативных технологических возможностей использования компьютерных программ. На фоне информатизации образования чувство национального беспокойства не затихает среди российских ученых и специалистов. Например, очень интересные дискуссии специалистов-практиков, ученых можно смотреть по каналу «Культура» (ведущие А. Архангельский, В. Третьяков, где выступают также ведущие профессора МПГУ).

Следовательно, в такой ситуации, когда обострено чувство национального беспокойства, важно спланировать подготовку педагогов-исследователей для того, чтобы сбалансировать гуманитарный и технический уровни знаний, чтобы не растерять ценностный духовно-нравственный, художественно-эстетический, поэтический и музыкальный потенциал российского художественного образования на этапе перехода к информационной системе цивилизационного развития.

Результат

Диверсифицированный и перекрестный инновационный индикатор

Педагоги-исследователи являются основной движущей силой учебного заведения. Поэтому очень важно поддерживать их национальное беспокойство и помогать реализовать свои профессиональные навыки. Это отражается на качестве учеников в школе и студентов, будущих педагогов. Личность педагога – важный эталон и образец в колледже и педвузе.

Сравнительный анализ существующих различий в подготовке научно-исследовательских педагогических кадров в России и Китае на пересечении национально-культурных особенностей и технических достижений в области информационного образовательного пространства позволил выдвинуть новаторское предложение об укреплении статуса обучающей гуманитарной модели для педагогов-исследователей. Предлагается первоначальный теоретико-методологический «пакет критического индикатора» подготовки педагогов-исследователей (рис. 1).

«Основные показатели подготовки учителей» (KeyTeacherTrainingIndicators) включают в себя гуманитарную модель обучения, в структуру которой входят: профессиональный индикатор, академический индикатор, инновационный индикатор, моральный индикатор.

Каждый индикатор может функционировать самостоятельно (автономно) или в комплекте (перекрестно). Каждый индикатор определяет конкретный набор показателей, которые закрепляют значимые знания и навыки, достижения, повышающие одновременно статус педагога-исследователя.

Выводы

Обучающая гуманитарная модель для педагогов-исследователей предлагается в конструкции новой парадигмы художественного образования (см. тему исследования автора) и включает в себя следующие образовательные смысловые блоки: профессиональный индикатор, академический индикатор, инновационный индикатор, моральный индикатор.

Например, моральный индикатор включает в себя понятие «профессионально-ценностная ориентация», что предполагает освоение таких важных нормативов для педагога-исследователя, как «профессиональное чувство», «профессиональные принципы и нормы».

Обучающая гуманитарная модель для педагогов-исследователей не может быть завершенной и закрытой. Появление новых креативных идей в научном пространстве художественного образования может рассматриваться как объект для переосмысления «вчерашней» традиции подготовки педагогов-исследователей.

Список литературы

Роберт Джеффри Стернберг. Beyond IQ: триархическая теория человеческого интеллекта. // Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. 1985.

А.Р. Алиева. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство в системе подготовки художников-педагогов. // Мир науки, культуры,образования. 2014. № 46. С. 99-100.

Боднева Н.А., Милованова Е.С., Омарова А.Д. Компетентностный подход в обучении руководителей высшего звена образовательных организаций. // Педагогические науки. 2018. № 27. С. 20-23.

В.Ф. Габдулхаков, Л.М. Попов.Об индикаторах профессионального мастерства педагога. // Гуманитарные науки. 2013. 6. С. 212-219.

Панюшкина М.А. Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие. // Научно-методический электронный журнал. 2019. 4. С. 69-76.

А.Л. Арефьев. Иностранные студенты в российских вузах. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. № 3. С. 85-94. URL https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-studenty-v-rossiyskih-vuzah/viewer

О.Л. Веревкин.Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов. // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3. С. 126-144. URLhttps://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5360.

Л.А. Андриевская., М.В. Циулина. Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога(на примере «дисциплины методология и методы научного исследования»). // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2016. 9. С. 9-13.

Анисимова –Ткалич С.К., Ткалич А.И. Научная среда вуза: вектор НИРС. // Москва Россия.Издательский дом МГПУ. 2019.С. -156. ISBN 978-5-7017-3067-8.

Ду Вэнь. Сделайте хорошую работу по подготовке учителей на исследовательских курсах. // Хэйлунцзян Образование. 2002 . 2. С. 40-41. ISSN:1002-4107

Лю Хуэй. Построение системы оценки инновационных талантов. // Управление технологиями и инновациями. 2015. 4. С. 332-336. ISSN:1672-7312

Лю Лили. Количественный анализ исследований в области подготовки отечественных учителей. // Исследования в области непрерывного образования. 2010. № 3. С. 78-80. ISSN:1009-4156

Сун Е. Основные факторы и значение всестороннего качества преподавателей колледжа. // Журнал Куньминского Университета Науки и Технологий (Издание Социологии). 2003. № 1. С. 65-68. ISSN:1671-1254

Чен Цзяньхун. Базовая статистика. // Пекинский технологический институт Press. 2013.

Янь Фэнь. Исследование традиционных символов культуры в дизайне мобильных интерфейсов. 2018. URL http://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&filename=1018820641.nh&dbname=CMFD201901

Просмотров работы: 54