В теории и практике управления производством длительное время был распространен взгляд на предприятие лишь с точки зрения чисто производственной функции. Предприятие рассматривалось, главным образом, как технологическая система, потребляющая и перерабатывающая сырье и выдающая отдельный продукт. Постепенно акцент стал переноситься на организационную сторону производства и организацию труда. Затем появилась тенденция рассматривать предприятие как чисто экономическую систему, сводить к ней как к "всеобщему знаменателю" все структурные компоненты предприятия.
С социологической точки зрения предприятие - сложная, целостная, динамичная система, включающая в себя: технико-технологическую, финансово-экономическую и социальную подсистемы. Социальная подсистема предприятия является его социальной организацией и представляет собой систему взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе ролевого взаимодействия субъектов производства, осуществляющих совместную деятельность по реализации целей предприятия и собственных интересов. В отличие от технико-технологической и финансово-экономической подсистем средствами регуляции взаимодействия в социальной подсистеме предприятия выступают человеческие отношения, а источником воздействия - культура, прежде всего, социальные нормы и ценности.
Исследование социальной организации предприятия является насущной задачей социологической науки. Оно тем более актуально, что сегодня существует реальное противоречие между формальными отношениями, основанными на предписанных нормах и правилах и неформальными, учитывающими личностные интересы и потребности работников.
Ряд исследователей не проводят различий между понятиями «организация» и «социальная организация» и говорят только об организации. Так, Р. Дафт исследует организацию как социальную целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой. Ключевой элемент организации - не здания и не набор курсов действий и процедур; организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для того, чтобы достичь цели. [7]
Другие исследователи пытаются найти отличительные черты понятий «организация» и «социальная организация». Среди таких авторов можно отметить Я. Щепаньского, который различает данные понятия. Слово «организация» используется им в двух смыслах:
как целевая группа, или объединение людей, намеревающихся реализовать определенные цели;
как способ распоряжения и управления людьми и разными средствами действия для гармонизации их усилий и направления на достижение определенных результатов, то есть как организовывание.
В первом определении автор делает акцент на организации как на особом виде связи между людьми, превращающем их в разнообразные объединения - от малых групп до больших организаций типа союзов предпринимателей, а общество - в организованное общество, где организации играют все большую регулирующую роль. Во втором определении акцент делается на человеческой деятельности, направленной на увязывание между собой разнородных элементов и превращение их в действующую систему типа организации труда, организации транспорта, спорта и т. п. [15]
Таким образом, можно заключить, что у Щепаньского организация отличается от социальной организации тем, что в социальной организации проявляется некая система эталонов действия индивидов, объединенных определенным образом для достижения целей, которая делает из простого объединения людей социальную общность. [13]
Сравнивая обще- и частносоциологические представления об организации, А. В. Тихонов говорит о том, что здесь имеются потери и приобретения. Если на общесоциологическом уровне еще есть стремление выделить социальную организацию из организаций вообще, то на частносоциологическом уровне это стремление исчезает и появляется только социальная организация как объект и его свойства: организовывание как внутренняя деятельность, равнозначная управлению, и уровень организованности управляемой системы, или ее упорядоченность.
Итак, А. В. Тихонов рассматривает социальную организацию как объединение людей и ее свойства: организовывание и уровень организованности управляемой системы.[4]
А. И. Пригожий говорит о «социальной организации», выделяя три основных случая использования данного понятия: это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе для выполнения более или менее ясно очерченных функций; это деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. п.; это характеристика степени упорядоченности какого-то объекта, когда под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое. [9]
Для А. И. Пригожина социальная организация есть целевая общность, где она - не только общность, но и «общественный инструмент и безличная структура», обладающая такими фундаментальными свойствами, как иерархичность и управляемость. А. И. Кравченко понимает под организацией такую форму или способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются, прежде всего, деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья, технологий, их принято называть социальными организациями.
Стоит отметить, что в настоящее время возникает не только теоретическая, но и практическая необходимость в исследовании и решении проблем социальной организации предприятия, поиске источников ее эффективности. Это связано с тем, что отсутствуют не только единые критерии и методики оценки эффективности, но и не существует общепринятой формулировки самого понятия социальной организации предприятия. [10]
Рассмотрение проблемы эффективности социальной организации предприятия наиболее оптимально в рамках социологического анализа потому, что именно он позволяет в силу специфики социологической науки исследовать социальную организацию предприятия как социальный феномен, выявить ее сущность, структуру, функции, критерии оценки эффективности, включить ее в систему социальных связей и отношений. Все это необходимо в конечном итоге для лучшего управления человеческими ресурсами, повышения эффективности всех социальных процессов, которые происходят на современном российском предприятии.
Социальная организация предприятия включает в себя так называемые микрогруппы, основная особенность которых состоит в том, что каждый из членов группы поддерживает прямую связь с каждым другим ее членом, то есть межличностные отношения. Это служит главным критерием выделения таких групп. [5]
Рис.1 Элементы социальной организации
Социальную организацию предприятия принято называть трудовым коллективом. В масштабе предприятия трудовой производственный коллектив является основным. Низовым звеном коллектива предприятия выступают участки, бригады, звенья, которые являются первичными трудовыми коллективами.
В системе внутрибригадных взаимоотношений повышается роль и значимость отношений, развивающихся по горизонтали, то есть между членами коллектива, занимающими одинаковые позиции в социальной организации предприятия, а отношения с официальным руководителем - мастером - перестают играть ведущую роль. В то же время особое значение приобретает целенаправленное совершенствование тех трудовых коллективистских отношений, которые присущи развитому первичному коллективу. На предприятии трудятся люди, личности с их стремлениями, целями, интересами, отношениями. Они и составляют социальную организацию предприятия.
В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Эти подсистемы постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя единую систему.
Формальная организация представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества.
Неформальная организация базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения, она строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними.
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняя друг друга, а иногда и противоборствуя между собой. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами: невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности; неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную; невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений. [14]
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации. Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом, а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры.
Социологический подход к анализу социальной организации, как определенному виду социальной системы в форме объединения людей для их совместной деятельности по достижению поставленных целей в рамках определенных структур дает возможность выделения и систематизации основных подсистем социальной организации крупного предприятия: организационно-управленческой, социально-трудовой и социально-территориальной.
В социальной организации предприятия, на первое место выступают отношения между составляющими данное объединение отдельными, относительно самостоятельными субъектами. Эти отношения имеют вертикальные и горизонтальные взаимодействия. В них экономические черты сочетаются с социальными: интересами контактных групп, позицией собственника и менеджмента, их ориентацией на определенную стратегию
Список используемой литературы
Белкин, М. В. Экономика социально-трудовых отношений : учебное пособие / М. В. Белкин, О. О. Чурикова. — Москва : РУТ (МИИТ), 2020. — 86 с.
Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: cправочник : учебное пособие / В. Н. Волкова, А. А. Емельянов, В. А. Баринов ; под редакцией В. Н. Волковой, А .А. Емельянова. — Москва : Финансы и статистика, 2021. — 847 с.
Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2018 г. – 163с.
Ершова, Н. А. Теория организации и организационное поведение : учебное пособие / Н. А. Ершова, С. Н. . — Москва : РГУП, 2020. — 72 с.
Крючкова, Л. В. История и методология финансовой науки : учебное пособие / Л. В. Крючкова. — Киров : Вятская ГСХА, 2018. — 150 с.
Ломовцев, Д. А. Теория организации: Курсовое проектирование : учебно-методическое пособие / Д. А. Ломовцев, С. А. Гришина. — Тула : ТГПУ, 2018. — 66 с.
Охотников, И. В. Корпоративная социальная ответственность : учебно-методическое пособие / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Москва : РУТ (МИИТ), 2018. — 64 с.
Развитие трудовых отношений в современной России: актуальные аспекты : монография / И. В. Катунина, А. С. Гуньченкова, Т. Ю. Стукен [и др.]. — Омск : ОмГУ, 2019. — 157 с.
С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин Менеджмент. – М.: КолосС, 2020 г. – 87с.
Семко, И. А. Теория организации : учебное пособие / И. А. Семко, Л. А. Алтухова. — Ставрополь : СтГАУ, 2018. — 176 с.
АКТ
ПРОВЕРКИ НА НАЛИЧИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ
В соответствии с «Регламентом проведения проверки письменных работ обучающихся ФГБОУ ВО Омский ГАУ на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» была проведена проверка текста научной публикации:
ФИО, группа, направление подготовки |
Название работы |
Руководитель |
Григоренко Анастасия Валерьевна |
«Предприятие как социальная организация» |
Е. А. Асташова, канд. эконом. наук, доцент |
Научная публикация представлена на кафедре менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО Омский ГАУ в 2021 году. В соответствии с проведенным анализом объем оригинальности текста в работе составляет 65,89 %
Оставшимся процентам соответствуют: заимствования из допустимых и недопустимых источников, заимствования из допустимых источников возможны при наличии ссылок в тексте работы и списке литературы.
Заключение:
Согласовано: