ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ – НОВАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ – НОВАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Жеенкулова К.Т. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких качеств как предприимчивость, бережливость, расчетливость, экономность, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволяет повысить экономический, нравственный, организационный потенциал цивилизованного общества, а также окажет влияние на отношение ребенка к материальным, моральным и духовным ценностям. Такого рода задача отражена в ФГОС ДО. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусмотрено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности» [4].

В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется воспитанию гражданина и его участию в общественной, политической, экономической жизни своей страны.

В Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ отмечается, что «особую значимость для Российской Федерации имеют вопросы повышения финансовой грамотности. В силу особенностей исторического развития страны большинство населения России не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков».

Многочисленные исследования (А.Ф. Аменд, Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, A.B. Петровский, A.A. Смоленцева, А.Д. Шатова и др.) свидетельствуют о необходимости экономического образования с дошкольного возраста. А.Д. Шатова была одной из первых, кто предложил поднять вопрос о необходимости развития финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста. В своих работах она подчеркивает, что экономическое воспитание практически не выступало в качестве предмета педагогических исследований отечественных ученых в силу того, что дошкольники были далеки от экономической жизни. Однако рыночные отношения диктуют свои условия. Поэтому именно в дошкольном возрасте можно начинать формировать наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь стать успешными людьми [3].

Естественным и соответствующим возрастным особенностям детей подходом к формированию основ финансовой грамотности дошкольников представляется опора на базовые нравственные представления о доброте и зле, прекрасном и некрасивом, справедливом и несправедливом. Одной из центральных задач этой деятельности является воспитание бережливости, формирование экономного отношения к предметам, природным ресурсам, а затем и деньгам. При воспитании таких важных личностных качеств важно опираться на жизненный пример окружающих ребенка взрослых людей [1, с. 94].

В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, купюры и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличных денег или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Несомненно, дошкольная образовательная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми [2, с. 7]. При реализации вышеизложенных задач необходимо предусмотреть создание и внедрение методик интерактивного обучения дошкольников, разработку цифровых образовательных ресурсов, использование дидактических, словесных и сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности.

Так в рамках своей дипломной работы, а в дальнейшем и в рамках магистерской диссертации мы пришли к выводу о необходимости привития детям старшего дошкольного возраста таких базовых понятий, как экономность, предприимчивость, бережливость. Данные выводы подтверждаются педагогической практикой, так как в группах ДОО имеется ряд проблем, связанных с формированием основ финансовой грамотности у дошкольников:

дошкольной образовательной организации имеются условия для реализации программ по финансовой грамотности, однако, анализ документации показывает, что данное направление не является приоритетным;

на основе наблюдения за детьми и родителями (законными представителями) мы пришли к выводу, что зачастую родители готовы удовлетворить любые материальные потребности детей, что свидетельствует о нерациональном распределении денежных средств в семьях;

анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Бюджет семьи» показало, что взаимодействие в вопросах распределения семейного бюджета фактически не осуществляется.

Данные наблюдения подтверждают актуальность заявленной проблемы. Именно в дошкольном возрасте, когда происходит освоение базовых финансовых понятий и складывается первичный опыт участия в экономических отношениях, находится точка старта для непрерывного экономического образования на всю жизнь. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и знающий способы их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

По данному направлению образовательной деятельности нами разработаны сценарии тематических клубных часов в рамках программы дополнительного образования «Азбука финансовой грамотности». В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Азбука финансовой грамотности» – социально-гуманитарная.

Отличительные особенности программы заключается в том, что она составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, применение их на практике. Воспитание нравственно-экономических качеств личности (трудолюбие, расчетливость, экономичность, бережливость, деловитость и др.) через использование художественной литературы.

3. Познавательное: расширение знаний о монетах, использование математических действия при решении экономических задач. Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основных и дополнительных источников (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «деньги», «бюджет», погружение в мир финансов

Новизна программы заключается в использовании современной педагогической технологии «Клубный час» для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Организация данной формы предусматривает совместную деятельность между разновозрастными группами детей. В ней учтены и представлены все необходимые составляющие. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель программы: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством клубных часов.

Задачи:

Обучающие:

обогатить словарный запас детей, связанный с знаниями в области финансовой грамотности и трудовой деятельности людей современных профессий;

сформировать здоровый интерес и правильное отношение к денежным средствам;

привить осознание правил приобретения и взаимосвязи «труд − деньги»;

помочь понять взаимосвязь между финансовыми и этическими категориями: труд, денежные средства, товар, цена и нравственными понятиями − бережливостью и честностью;

научить детей правильному поведению в повседневных ситуациях, носящих экономический характер: оплата проезда в общественном транспорте и покупок в магазине.

Развивающие:

развивать бережливость, экономичность, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

В основу работы с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

– сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),

– дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),

– настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

– речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Таким образом, проблема формирования основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте является весьма актуальной. Именно в этом возрасте, когда происходит освоение базовых финансовых сведений и складывается первичный опыт участия в экономических отношениях, находится точка старта для непрерывного экономического образования.

Список литературы:

1. Жукова, О.В. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / О.В. Жукова // Инновационные методы обучения и воспитания: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 августа 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 93-95. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_46457412_77535378.pdf –ISBN 978-5-00159-975-3. – Текст электронный.

2. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с. – Режим доступа: https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-МР-Основы-финансовой-грамотности-ДОО.pdf – ISBN отсутствует. – Текст электронный.

3. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.-метод. пособие / А.Д. Шатова. – Москва: Пед. о-во России, 2005. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19927058 – ISBN 5-93134-275-3. – Текст электронный.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. – ISBN: 978–5–9949–0961–4. – Текст непосредственный.

Просмотров работы: 33