Идея создания первых пазлов принадлежит лондонскому картографу Джону Спилсбери. В 1760 году он распилил чёрно-белую бумажную географическую карту, предварительно наклеенную на деревянную основу, по линиям государственных границ. Он предлагал собрать карту заново.
Ещё к началу XIX века пазлы использовали и как учебное пособие, на картон как основу клали подходящие друг к другу картинки. А к 1909 году в США было открыто первое фабричное производство пазлов со скрепляющими частями. Таким образом, в результате начавшегося массового производства головоломок пазлы стали дешевле, что повысило популярность игры.
В России в XIX веке настольные игры приобрели большую популярность. Пазлы были салонным развлечением и мели название «пузеля». Пузеля состояли не более чем из 100 деталей. В советский период пазлы не использовали, но в конце XX века их также стали использовать в учебном процессе.
В настоящее время под пазлами понимают игру-головоломку, которая включает изображение или фотографию, разделенную на отдельные элементы, которые предназначены для сборки. Иногда собранная картинка имеет объёмную форму.
В настоящее время разнообразие пазлов позволяет их классифицировать по различным признакам. Так, в первую очередь, пазлы классифицируются по возрастному признаку. Это детские и взрослые пазлы, отличающиеся друг о друга по количеству и крупности элементов. Как правило пазлы для взрослых содержат большее количество элементов, более мелкие детали и более сложные рисунки. Эти пазлы требуют от собирающего их большей усидчивости, внимания, пространственного воображения [3].
С учётом количество элементов пазлы условно разделяют на простые пазлы (из 4-х – 54-х элементов), пазлы средней сложности (от 80-ти до 1000 элементов), сложные (от 1000 до 24 000 элементов). Можно подразделить на пазлы с мелкими и крупными элементами.
По типам элементов пазлы подразделяются на прямоугольные (с выемками и выступами), и других форм (овальной, треугольной, круглой, с текстурой (пробка, дерево), светящиеся (картинка начинает светиться с наступлением темноты или с помощью батарейки) и т.п.). Плоские (двухмерные) пазлы более распространены в настоящий момент. Из элементов двухмерных пазл собирают двухмерные изображения, которые также различаются еще и по форме (собранная картинка из пазл может быть, как круглой, так и квадратной, овальной и т.д.) и по характеру изображения (рисунок, фотография и т.п.). Пазлы изготавливают из картона, пластмассы, дерева, поролона, вспененной резины и т.д. [2].
Условно пазлы делят на настольные и напольные, которые отличаются большими размерами и чаще всего изготовлены из вспененной полимерной массы, дерева или пластика. Условно к пазлам по месту применения, можно также отнести и компьютерные пазлы. Эти пазлы, которые можно собирать в электронном виде на компьютере в оффлайн или онлайн режиме.
Исследователи отмечают, что использование пазл развивает образное и логическое мышление ученика, улучшает восприятие, внимание, развивает мелкую моторику и т.д. Кроме этого пазлы развивают воображение и фантазию [1]. Собирая изображение по кусочкам, ученик не видит полную картинку, поэтому мозг дорисовывает недостающие части, подсказывая, какой фрагмент необходимо использовать. Логическое мышление развивается при сборке пазлов, так, необходимо учитывать их форму, изображение, последовательность и т.д. Решая головоломку, ученик помнит общую картинку, которую необходимо собрать, и держит этот образ постоянно в голове.
Использование пазлов в 5-6 классах можно практиковать на уроках географии. В последние годы появилось новое современное учебно-наглядное пособие картографического содержания – спилс-карты. Спилс-карта – это в то же время и новая технология изучения административного устройства России и своего региона. Использование спилс-карт в России началось с 2014 года, но наибольшая их популярность связана со стартом федеральной программы «Знаю Россию», который состоялся в марте 2016 года в стенах МГУ.
Спилс-карта представляет собой набор магнитных игровых элементов, выполненных в форме территориальных единиц государств и регионов [2]. Детали спилс-карт выполнены из прочных древесных материалов в форме российских регионов (или их территориальных единиц) и обладают магнитными свойствами. Детали спилс – карты собираются в карту России на магнитной доске или другой металлической поверхности.
Использование спилс-карт на уроках географии происходит в различных формах, играх, заданиях [4].
Представлю несколько вариантов:
1.Задание «Экономический район». При изучении каждого экономического района из всех субъектов необходимо выбрать только те, которые входят в состав данного экономического район (например, Центрального экономического района). Далее даётся возможность взаимопроверки учениками друг друга, поиска ошибок. По итогу на доске показывается правильный вариант ответа.
2.Игра «Найди ошибку». Можно предложить командам специально поставить неправильный субъект в составе любого экономического района, задача – исправить данную ошибку.
3.Задание «Сортировка». При изучении состава субъектов РФ можно предложить сортировку на области, республики, автономные округа, автономные области, города Федерального назначения.
4.Турнир по сбору спилс-карты на время (в конце года).
5.Задание «Дополни спилс-карту». Приготовить небольшие карточки-заготовки контуров различных объектов с надписью (например, голубые - это моря, красные - полуострова, и т.д.). Ученики смогут сразу после сбора карты вспомнить, какие моря окружают территорию России или территорию определённого субъекта, региона и т.п.
Таким образом, спилс-карты можно сравнить с пазлами. Использование их на уроках географии позволит формировать представления о пространстве, память, внимание.
Список использованных источников
Баринова, И.И. Современный урок географии [Текст] / И. И. Баринова // География в школе – 2000. – № 6. – С.41-44. – Текст : непосредственный.
Виилма Л. Пазлы в картинках. – М., 2005. – 14–16 с. – Текст : непосредственный.
Качан Е. Пазлы для школьников и их родителей. – СПб, 2005. Текст: непосредственный.
Потапова А.И. Методические особенности реализации метода «Пазлы» в учебном процессе // Современная педагогика. – 2016. – №6. – С. 25-26. – Текст : непосредственный.