Стиль руководства и его влияние на успех работы организации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Стиль руководства и его влияние на успех работы организации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стиль руководства – это категория, раскрывающая единство психологической и интеллектуальной автономии личности лидера.

Важным элементом стиля управления менеджера является прямое влияние на подчиненных. Ученые всегда пытались понять, как стиль руководства влияет на эффективность организации. Ведь многое зависит от стиля руководства – успех организации, динамика развития, а также мотивация сотрудников, их отношение к работе, их отношения и другое.

Наблюдая за предприятиями и организациями, добивающимися успеха в сегодняшней России, все больше убеждаешься, что в реальном менеджменте фигура ученого, специалиста не так важна, как фигура лидера, пусть и не столь образованного, но знающего загадки менеджмента как искусства в силу его личных качеств, талант, опыт, навыки и здравый смысл. Сочетание таланта и научных знаний в этой области дает ощутимый эффект, умножая возможность достижения желаемых результатов на практике.

Лидер, прежде всего, должен уметь анализировать отношения между частями организации (ее внутренние изменения), организацией и ее внешней средой (внешние изменения) и понимать, что любое решение так или иначе влияет на все аспекты организации. Лидер должен направлять усилия группы и человека на выполнение общих задач, даже если существующие отношения не укладываются в рамки, рекомендованные руководством.

Стиль управления руководителя его подчиненных во многом определяет успех организации, влияет на динамику развития фирмы. Мотивация сотрудников, их отношение к работе, отношениям, настроение в коллективе, рабочий дух и многие другие составляющие зависят от стиля руководства в компании. Из этого можно сделать вывод, что определение стилей руководства имеет большое значение в менеджменте.

Понятие и виды стиля руководства

Руководителем принято называть авторитетного члена организации либо малой группы, личностное воздействие которого дает ему возможность играть определяющую роль в различных ситуациях и социальных процессах. Повседневное влияние и авторитет лидера обладают неформальным характером, формируются стихийным образом и поддерживаются с помощью неофициальных средств группового контроля.

Основным фактором в развитии организации является человек, который ею руководит. Личность лидера сочетает в себе многие индивидуальные характеристики, определяющие успех организации. Лидерство организации выражается в управлении людьми для достижения целей, поставленных перед организацией. Руководитель организации выполняет некоторые основные функции управления, включая планирование деятельности организации, постановку целей и задач, организацию команды для успешного выполнения мероприятий, мониторинг и оценку работы сотрудников.

Лидерский талант определяется на основе профессионально важных психологических качеств. В то же время разносторонность управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток на личные качества руководителя.

Лидерство и руководящий состав рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с проявлением социальной власти в группе. Власть имеет право и возможность распоряжаться кем-то или чем-то, а также подчиняться воле человека. Лидер или руководитель имеет решающее влияние на дела группы.

Эффективность деятельности руководителя соотносится с его способностью находить и разрешать проблемы, ставить цели и задачи, определять средства и способы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Соответственно, это требует от руководителя наличия определенных знаний при разработке тактики и стратегии развития организации, в сочетании с интуицией и творческим воображением.

Стиль руководства – это набор методов и приемов, используемых для решения проблем, возникающих в процессе управления [5, c. 21].

Типы руководителей:

1)Лидер-автократ (автократический стиль руководства):

Принимает собственные решения. Придирчив, жесток, владеет собой, никому не доверяет, часто не тактичен, не любит критику, окружает себя конформистами, недалекими актерами. Вокруг него посредственность и льстец. Плохо руководит работой в пределах своей юрисдикции.

2) Лидер-демократ (демократический стиль руководства).

Он считает, что работа – это естественный процесс, создает атмосферу открытости и доверия. Метод работы: запрос, совет, рекомендация. Когда дело доходит до контроля, акцент делается на позитиве. Требовательный, справедливый, доброжелательный, строгий.

3) Лидер-либерал (либеральный стиль управления).

Либеральный стиль означает попустительство. Он не руководит командой. Пассивный, боится изменить существующий порядок, боится указаний сверху, пытается переложить ответственность на подчиненных, склонен к управленческой работе и хищениям. Методы работы: попрошайничество, уговоры, неконтролируемость, фамильярность, формализм.

В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства – это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства. В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты [4, c. 53].

1. Авторитарный стиль руководства (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.

В авторитарном стиле руководитель берет на себя формальный характер отношений с подчиненными. Он дает своим сотрудникам минимум информации, так как никому не доверяет. При первой же возможности старается избавиться от сильных рабочих и талантливых людей, которым недостает подобострастия. При этом, по его словам, лучший сотрудник – это тот, кто понимает мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и жалобы.

Отдельный работник многим обязан менеджеру. Но такая система управления не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные стараются решить все проблемы с руководством компании. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель отреагирует на определенные события – они непредсказуемы и переходят из одной крайности в другую. Люди боятся сообщить ему плохие новости, поэтому он живет наивной уверенностью, что все прошло так, как он задумал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении руководителя.

В результате деятельность такого лидера парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг вас негативную среду, которая, помимо прочего, угрожает вам. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего лидера и, в конечном итоге, просто потерпеть неудачу. Более того, запуганные рабочие не только ненадежны, но и неэффективны, что, естественно, снижает эффективность производства.

2. Демократический стиль руководства (от греч. Демос – народ и кратос – власть). Этот стиль в первую очередь основан на инициативе коллектива, а не лидера. Демократический стиль руководства характеризуется, в первую очередь, коллективной деятельностью, при которой гарантируется активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении поставленных целей для реализации, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Лидер старается быть максимально объективным со своими последователями, подчеркивая свою причастность к мнению команды.

Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники [7, c. 22].

Хорошо зная бизнес и ситуацию в команде, при контроле уделяет особое внимание конечному результату работы. Это создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая среда, созданная демократическим стилем лидерства, носит воспитательный характер и позволяет добиваться целей с небольшими затратами. В этом случае авторитет руководящей позиции подкрепляется личным авторитетом. Руководство происходит без особого давления, с учетом навыков, опыта и уважения их достоинства.

3.Либеральный стиль руководства (от латинского liberalis – свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, неприхотливости и терпимости.

Этот стиль управления характеризуется полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников с минимальным участием руководителя, который де-факто отстранен от управленческих функций. Обычно такую ​​роль играют люди, недостаточно компетентные и неуверенные в силе своего служебного положения. Либеральный менеджер обычно предпринимает решительные действия только по отношению к руководству и старается избежать ответственности за неудовлетворительные результаты.

В организации, где работает такой менеджер, важные вопросы часто просто решаются без его участия, поэтому команда под его руководством, скорее всего, будет знакома. Чтобы завоевать и укрепить свой авторитет, он может предоставлять своим подчиненным различные льготы и выплачивать незаслуженные бонусы [3, c. 45].

Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий. В общении с подчиненными либерал справедлив и вежлив, позитивно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам, не любит их контролировать.

Этот руководитель не может отказать сотруднику, не чувствуя себя виноватым. Прежде всего, он заботится о том, что о нем думают сотрудники, и делает все возможное, чтобы доставить им удовольствие. Либералы беспринципны; они могут изменить свое мнение об одном и том же под влиянием разных людей и обстоятельств. Этот руководитель может даже выполнять работу за нерадивого подчиненного, потому что он не любит и не хочет увольнять плохих сотрудников. Для него главное – поддерживать хорошие отношения с подчиненными, а не результат работы.

Создается подобие семейной атмосферы, где все дружат и чувствуют себя расслабленно. Психологический комфорт окутывает сотрудников и затмевает бизнес. Пока все спокойно, команда может нормально функционировать. Но как только возникнет кризисная ситуация, в которой требуются энергичные и дружеские действия всего коллектива, хорошие личные отношения исчезнут. Деловых отношений просто не было. Есть хорошее практическое правило: не может быть дружеских и семейных отношений между менеджером и сотрудниками на работе.

Таким образом, стиль руководства – это совокупность относительно устойчивой системы способов, методов и форм практической деятельности руководителя, а также манеры поведения с подчиненными в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

2.Особенности влияния стиля руководства на успех работы организации

При наблюдении за успешными организациями в сегодняшней России, можно увидеть следующую картину: в реальном управлении фигура какого-либо эксперта не так важна, как фигура руководителя, владеющего знаниями об управлении как об искусстве в силу своих личных качеств, таланта или опыта.

Руководитель, прежде всего, должен уметь анализировать взаимосвязи между частями организации, организацией и внешней средой и понимать, что любое принятое им решение воздействует на все аспекты организации. Основная функция руководителя – направлять усилия подчиненных на выполнение общих задач. Основным механизмом при осуществлении этих задач является руководство.

Так как успех организации, динамику ее развития во многом определяет стиль управления руководителя своими подчиненными, от стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое [5, c. 45]

Существует множество различных интерпретаций определения стиля управления. В целом под стилем управления понимается определенная система поведения, которую менеджер использует для воздействия на своих сотрудников и мотивации их к эффективной работе.

Как правило, стиль управления определяется содержанием личностных качеств руководителя, уровнем его общих и профессиональных знаний, опыта, идеалов и системы ценностей, а также его темпераментом. Но при всей своей важности черты личности не исключают других компонентов, составляющих стиль управления.

Управление идет рука об руку с лидерством как наиболее важным фактором в управлении. Лидерство – это процесс воздействия на отдельных лиц или группы лиц для достижения определенных целей. Лидерство направлено на развитие, объединение и обогащение потенциала организации и возможностей ее сотрудников.

Правильно подобранный стиль управления лидером его подчиненных - залог успеха организации. Неадекватное поведение руководителя может дестабилизировать ситуацию в организации, помешать выполнению поставленной задачи, сделать невозможным создание сплоченной профессиональной команды, может привести к состоянию конфликта или, наоборот, к его полному отсутствию, что не является допустимым. тоже всегда хорошо.

Процветание организации, ее прибыль зависит от лидера, от стиля управления, которого он будет придерживаться, от его знаний, навыков и способностей, будь то небольшая организация, состоящая из нескольких сотрудников, или очень крупный бизнес.

Проблема выбора оптимального стиля остается актуальной и сегодня. Несмотря на широкое использование инновационных стилей управления, классические стили управления являются наиболее подходящими для использования.

Проблемы лидерства и руководства в современной организации в настоящее время достаточно остро стоят и поэтому большое внимание следует уделять изучению аспектов лидерства и лидерства.

Руководство – это отношения, которые развиваются между лидером и его подчиненными, они основаны на эффективном сочетании источников власти для данной ситуации и направлены на то, чтобы побудить людей к достижению общих целей.

Одной из предпосылок руководства является владение государством властью в формальных или неформальных организациях различного уровня и размера. Формализованная власть фюрера закреплена в законе. Но во всех случаях лидер имеет социальную, эмоциональную и психологическую поддержку в обществе или в коллективе людей, которые за ним следуют.

От выбора стиля руководства, зависит не только авторитет руководителя, но и эффективность производства. Если руководитель действует рационально, то должен поддерживать баланс властей, не вызывая у подчиненных ощущение, что ими манипулируют, но при этом сдвигать вектор власти в свою сторону, уменьшать власть подчиненных.

Проблемы лидерства и руководства в современной организации в настоящее время достаточно остро стоят и поэтому большое внимание следует уделять изучению аспектов лидерства и лидерства.

Руководство – это отношения, которые развиваются между лидером и его подчиненными, они основаны на эффективном сочетании источников власти для данной ситуации и направлены на то, чтобы побудить людей к достижению общих целей.

Одной из предпосылок руководства является владение государством властью в формальных или неформальных организациях различного уровня и размера. Формализованная власть фюрера закреплена в законе. Но во всех случаях лидер имеет социальную, эмоциональную и психологическую поддержку в обществе или в коллективе людей, которые за ним следуют.

От выбора стиля руководства, зависит не только авторитет руководителя, но и эффективность производства. Если руководитель действует рационально, то должен поддерживать баланс властей, не вызывая у подчиненных ощущение, что ими манипулируют, но при этом сдвигать вектор власти в свою сторону, уменьшать власть подчиненных.

Список используемой литературы

Абчук, В. А.  Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.

Абчук, В. А.  Менеджмент в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 249 с. 

Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. – 164 с. 

Анопченко, Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. – 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2019. – 282 с. 

Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения : учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 164 с. 

Безручко, П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 368 с. 

Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту : учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 100 с. 

Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.

Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 656 с. 

Гапоненко, А. Л.  Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко ; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 396 с.

Гапоненко, А. Л.  Теория управления : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. 

Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) : монография / Б. М. Генкин. – 2-е изд., испр. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. – 352 с.

Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В. И. Грушенко. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.

Деминг, Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 182 с. 

Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера : научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Логос ; Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. – 376 с.

Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 388 с. 

АКТ

ПРОВЕРКИ НА НАЛИЧИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ

В соответствии с «Регламентом проведения проверки письменных работ обучающихся ФГБОУ ВО Омский ГАУ на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» была проведена проверка текста научной публикации:

ФИО, группа, направление подготовки

Название работы

Руководитель

Харченко Наталия Николаевна
201 группа
38.03.02 Менеджмент

«Стиль руководства и его влияние на успех работы организации»

Е. А. Асташова, канд. эконом. наук, доцент

Научная публикация представлена на кафедре менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО Омский ГАУ в 2021 году. В соответствии с проведенным анализом объем оригинальности текста в работе составляет 78,99 %

Оставшимся процентам соответствуют: заимствования из допустимых и недопустимых источников, заимствования из допустимых источников возможны при наличии ссылок в тексте работы и списке литературы.

Заключение:

Согласовано:

Научный руководитель Е. А. Асташова

С результатами проверки ознакомлена: Н. Н. Харченко

Просмотров работы: 141