В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что для достижения предметных результатов по географии учащиеся должны использовать различные источники географической информации. Важным является то, что цель использования должна быть направлена на решение различных учебных и практико-ориентированных задач, в частности, выявления географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений.
Для ученика особенно важно будет изучение природных процессов своей территории. В каждой стране есть свои необычные места, которые отражают природные особенности. Для изучения этих достопримечательных объектов можно использовать разнообразные методы исследования (наблюдение, описание, анализ и т.д.).
Так, к примеру, на территории Туркмении расположен газовый кратер в Дарвазе (с персидского – «врата»). Газовый картер расположен в пустыне Каракумы («черные пески»), на границе Дашогузского и Ахалского велаятов, на северо-западе Туркмении, в 90 км. от кишлака Ербент. Газовый кратер называют The Door to Hell, «Врата в Ад», а ещё местные жители называют «Дверь в преисподнюю». Это единственная достопримечательность в пределах 100 км. Диаметр кратера составляет приблизительно 60 метров, глубина - около 20 метров. Дно газового кратера испещрено множеством газовых факелов, достигающих в высоту 10-15 м. Огонь не гаснет уже 50 лет, а в кратере слышно гудение [1].
В 1971 году недалеко от деревни Дарваза в Туркмении советские геологи нашли скопление подземного газа. В итоге раскопок и бурения разведочной скважины, специалисты наткнулись на подземную каверну, из-за чего земля провалилась и появилась огромная дыра. Буровая вышка со всем оборудованием и транспортом рухнула в образовавшуюся дыру. Газ, который вырвался из кратера, мог нанести реальную угрозу жизни людей и животных, которые находились поблизости, поэтому его решили поджечь. Геологи считали, что запасов газа там немного и через некоторое короткое время газовый кратер Дарваза погаснет, но ошиблись. С 1971 года природный газ, который выходит из кратера, непрерывно горит днем и ночью. Такая бесконечная утечка газа не только наносит вред окружающей среде, но и истощает другие месторождения района. Но для того, чтобы разработать правильную программу мероприятий по укрощению огня нужно детально изучить газовый кратер Дарваза. В ноябре 2013 года Джордж Коронис из Канады спустился на дно Дарвазы для проведения исследований и сбора образцов [3].
Такой величественный вид удивляет приезжих туристов, но для местных жителей это не самое лучшее соседство. Близлежащая деревня под названием Дарваза, которая и дала свое имя газовому кратеру, исчезла с лица земли – в 2004 году, потому что ее полностью снесли, а всех местных жителей переселили в другие районы. В настоящее время, по распоряжению президента Туркменистана ученые начинают создавать программу по ликвидации природной аномалии.
При изучении достопримечательности ученые обнаружили удивительные бактерии, которые живут на дне кратера и чувствуют себя превосходно при высоких температурах. Эти бактерии не встречаются нигде на поверхности земли. Обнаружение таких форм жизни очень важно с точки зрения астробиологии, ведь на многих планетах за пределами Солнечной системы условия напоминают кратер в Туркмении [5].
Само образование огромной воронки, по мнению учёных, может быть последствием термокарстового процесса. Изучение природного феномена продолжается.
Таким образом, изучение достопримечательности может помочь в организации такой деятельности с учениками, как экскурсионная, наблюдение, изучение образцов, ознакомление с основными геологическими понятиями (подготовка тематического словаря); изучение истории появления этого явления, фотографирование и описание природного явления, изучения отзывов туристов [2; 4].
Ученики могут после посещения достопримечательности составить памятку для туриста.
1.Для посещения газового кратера «Врата в Ад» лучше использовать вечернее время или раннее утро.
2.Провал следует осматривать засветло, так как существует опасность попасть в провалы, которые находятся здесь, рядом слишком хорошо чувствуется повышенная температура воздуха и запах природного газа.
3. Необходимо взять с собой запасы еды и питьевой воды, так как достопримечательность находится в пустыне, а ближайшая точка общепита находится в 90 км от кратера.
4. Часть дороги до достопримечательности придётся идти пешком или возможно проехать только на внедорожнике по песку.
5. У кратера можно собирать шампиньоны, так как газ влияет на их рост и все они сухие и без червей.
6. Если вы приехали на несколько дней, то ночевать там можно в палатке или в кибитке. Опасные змеи, скорпионы и пауки, большие вараны появляются с наступлением жары (примерно в мае).
7. На фоне газового кратера можно сделать селфи. Дарваза является популярной Instagram-локацией. К таким фото пользователям пишут интересные комментарии «Эй, ты горишь!», «Это невозможно. Ты на другой планете?», «В следующий раз возьми с собой зефирку, чтобы пожарить!», «Как красиво!», «Огонь в огне!» и другие.
8. Недалеко от Дарвазы можно посетить село Ербент, где можно увидеть быт местных жителей и пример сельской жизни - как пасут баранов, готовят, собирают саксаул. Далее Бирюзовое бурлящее озеро с сероводородной водой и глиняный кратер.
Список использованных источников
Балгулиев Ч. Геология и минеральные ресурсы Туркменистана: пособие для студентов / Ч. Балгулиев. - Ашхабад, 2010. – 53с. – Текст: непосредственный.
Белецкого. В. С. Горный энциклопедический словарь, т.: учеб. пособие / Под ред. В.С. Белецкого. – Донецк: Восточный издательский дом, 2004. – 752 с. – Текст: непосредственный.
Мелихов В.Н. Геология и газ нефтеносность Каракумской провинции, газонефтеперспективных зон, направления поисково-разведочных работ в платформенной части Туркменистана: пособие для студентов /В.Н. Мелихов. –СПб, изд-во Политехнического ун-та, 2017 - 286 с. – Текст: непосредственный.
Мелош Г. Образование ударных кратеров Геологический процесс /Г. Мелош. – Москва, 2015. –336 с. – Текст: непосредственный.
Ташлиев, М.Ш. Меловые отложения Туркменистана: региональная литология и нефтегазоносность: учеб. пособие / М.Ш. Ташлиев. - Ашхабат, 2010 – 592 с. – Текст: непосредственный.