Проблема правонарушений среди несовершеннолетних стоит в нашем мире довольно таки остро. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью. Проблема правонарушений несовершеннолетних является показателем нравственного здоровья нашего обществах[2].
За прошедший период страна больше уделяла внимание проблеме правонарушений среди несовершеннолетних: были созданы службы медиации, система сопровождения семьи и многое другое. Все это дает основание полагать, что профилактические меры, принятые, помогли снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних. Социальная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки, направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, базируется на основном Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В настоящее время в этой области разработано достаточно законов и целевых программ, что подчеркивает важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в территориальных специализированных центрах
Цель нашей статьи заключается, в рассмотрении мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних в межмуниципальном отделе МВД России "Чусовской".
Существует несколько видов юридической ответственности: уголовная, административная, гражданская, материальная, дисциплинарная. Мера (степень) ответственности зависит от возраста несовершеннолетнего. Дети, не достигшие 14-летнего возраста, являются (согласно законодательству Российской Федерации) малолетними, и до этого возраста ответственность за их проступки несут родители или законные представители (опекуны, приемные родители).
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и гражданскую, материальную и дисциплинарную ответственность.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Социально-педагогическая профилактика противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях — это комплекс воспитательных мер, направленных на предупреждение негативных явлений в социальной среде, ближайшем окружении, семье, которые влияют на формирование противоправного поведения у детей и подростков[1].
Методика социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях включает в себя ряд этапов: диагностика актуального состояния подростков склонных к противоправному поведению; анализ детско-родительских отношений в семье подростка, влияющих на формирование девиантного поведения, и выявление возможностей образовательной организации относительно организации социально-педагогической профилактики; разработка программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в общеобразовательной организации; внедрение программы в практику деятельности общеобразовательной организации; мониторинг процесса социально-педагогической профилактики правонарушений подростков в образовательной организации.
Основные задачи деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних:
1.обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2. выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
4. создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
5. осуществление индивидуального подхода к обучающимся;
6. осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;
7. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому .
Основными методами, применяемыми в образовательных учреждениях по профилактики правонарушений являются: тестирование, опрос, индивидуальные консультации, анкетирование, сбор и анализ документов, тренинги, беседы, индивидуальная педагогическая поддержка, дискуссии и т.д.
Однако практика показывает, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей[3].
Таким образом, в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних используется весь спектр современных форм воспитательной работы. В работе с учащимися, склонными к правонарушениям, совершившим правонарушения и преступления, особое внимание уделяется индивидуальным беседам. Должен быть организован регулярный контроль за поведением учащихся, осуществляться постановка учащихся, совершивших дисциплинарные поступки на внутришкольный контроль, проводиться советы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, каждый случай правонарушения со стороны учащихся должен тщательно анализироваться. В каждом образовательном учреждении на уроках, факультативных занятиях и классных часах должна проводиться просветительская работа, направленная на объяснение важности соблюдения законов, норм и правил и формирование культуры поведения[3]. Среди наиболее эффективных методов можно выделить такие, как массовые мероприятия, семейное консультирование, просветительская работа, тренинги, экскурсии, творческая деятельность, спортивные мероприятия и соревнования.
Список литературы:
1.Астемиров З.А. Профилактика преступлений: Учебное пособие. Махачкала, 1985. -С. 35.
2.Актуальные вопросы борьбы с преступностью. Сборник статей. Томск,1990.- 155 с.
3.Виды ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий. [Электронный ресурс] – URL.: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2021/02/05/formy-i-metody-profilaktiki-pravonarusheniy