ПРИМИНЕНИЕ VR И AR ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРИМИНЕНИЕ VR И AR ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ

Пономаренко А.М. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для начала следует дать определение технологиям VR/AR и определить специфику каждого направления на туристическом рынке. Технологии VR/AR роднит общее английское слово «reality» - которое подчёркивает, что данные технологии должны взаимодействовать с реальностью, являться её проекцией, значительно её дополняя и привнося новую информацию об отдельных её сторонах. Как отмечает IT-журналист Алексей Лисовицкий: «Дополненная и виртуальная реальность - два родственных технологических направления, которые, тем не менее, нужно четко разделять из-за особенностей восприятия информации пользователем. В дополненной реальности обогащается реальное окружение человека, а виртуальная реальность заменяет его тем, что генерирует компьютер»1 - стоит рассмотреть каждую технологию в отдельном спектре.

VR (virtual reality) – информационная технология, позволяющая погрузить пользователя в виртуальный мир, непосредственно воздействует на органы чувств человека. Помимо этого, виртуальная реальность требует специализированное оборудование, за счёт которого и будет происходить трансляция копии реальности на органы чувств. В последние годы рынок VR развивается не такими стремительными темпами, как прогнозировалось исследователями в начале 2010-х, во многом из-за значительной стоимости, у потребителей технология VR пользуется не таким широким спросом.

AR (augmented reality) – информационная технология дополненной реальности. Принцип данной технологии исходит из названия, ведь её принцип заключается в отображении виртуальных объектов поверх реально существующих. Данная технология просто в освоении потребителями, ведь для её использования необходима камера гаджета (смартфон, планшет) и сторонне-загруженное приложение. Неудивительно, что на сегодняшний день технология AR пользуется большей популярностью нежели VR.

Несмотря на то, что технология VR уступает в популярности AR, данные информационные разработки равнозначны, и в скором будущем всё большее количество людей сможет погрузиться в мир виртуальной реальности. «Они дадут гораздо более сильный эффект присутствия, чем экран, а также позволят осуществлять навигацию глазами. Все как в жизни: повернул голову – картинка изменилась»2.

Индустрия туризма уже сегодня не стесняется прибегать к активному внедрению технологий VR и AR. Реализация туристического продукта требует наличия максимальной информационной доступности для туристов, и как раз-таки технологии VR и AR легко устраняют информационные проблемы. Использования подобных IT сегодня приобретает большую ценность в условиях пандемии Covid-19, когда зачастую люди скрупулёзно подходят к выбору мест, которые хотят посетить, в таких случаях важная каждая деталь.

Применение VR/AR технологии в туризме берёт своё начало из 1994 года, когда был создан первый виртуальный тур. Его разработкой занимался британец Колин Джонсон, который создал 3D-реконструкцию замка XVI века - «Дадли»3. Но применение VR/AR в туризме основано не только на виртуальных турах. Далее рассмотрим отдельно каждую ступень реализации туристического продукта и её соотнесенность с технологиями VR/AR:

Планирование – первостепенная и одна из самых важных частей отдыха. На помощь в выборе локации для путешествия может прийти VR, который поможет мгновенно перенестись на любое расстояние, и максимально подробно представить планируемую картинку места, включая погоду, время года, время суток. Из успешного опыта можно выделить такие города как: Париж, Севилья, Амстердам – которые разработали виртуальные туры, как в реальном времени, так и в различные туристические эпохи. При наличии технологии VR традиционный путеводитель станет для туристов лишь дополнением при выборе места для отдыха. Как отмечает исследователь рынка IT-технологий Ло Ченг: «Инструменты VR представляют особый интерес для рекламодателей в сфере туризма, поскольку они могут предоставить потенциальным потребителям, где бы они ни находились, реалистичный предварительный просмотр впечатлений от путешествия»4.

Бронирование – часть реализации туристского продукта, когда технология VR может проявить себя в полной мере, ведь многие популярные отели уже сегодня имеют на своих сайтах подробные виртуальные туры. Одним из самых ярких примеров успешной реализации бронирования отелей при помощи технологии VR – это платформа VResorts. В информационной базе компании собраны отели со всего мира. Чтобы подробно изучить отель необходимы VR-очки. Сотрудники VResorts снимают изнутри апартаменты отелей-партнеров, затем монтируют специальную виртуальную экскурсию на 5-7 минут для своих пользователей, в которой отображаются изображения теля, а также интересные факты. Как говорит основатель компании Владимир Варнавский: «Преимущества нашего контента в том, что его невозможно подменить. Когда ты делаешь фотографию с одного угла, пользователь не видит, что осталось за кадром. Мы делаем VR-контент с панорамой на 360 градусов. Можно оценить масштаб, все выглядит максимально реалистично»5.

Перелет – зачастую путешественники испытывают чувство дискомфорта и беспокойства при полётах. Чтобы снизить тревожность и сделать полёт более комфортабельным, можно также использовать технологию VR. Не секрет, что уже имеется опыт внедрения VR технологии авиакомпаниями, в частности: с августа 2019 года британская авиакомпания British Airways начала предлагать своим пассажирам очки виртуальной реальности от компании Sky Lights, дабы развлечь их6.

Навигация – сегодня активно используется и постоянно усовершенствуется технология AR-навигации. Достаточно лишь включить специальное приложение на смартфоне и с помощью камеры будут транслироваться туристические направления, помогая подбирать наиболее привлекательный маршрут. Настоящий универсальный и максимально-доступный путеводитель. «Виртуальный путеводитель информирует пользователя не только о его маршруте, но и выдает дополнительные подсказки о расположенных на местности объектах общественного пользования»7. Из наиболее известных платформ AR-навигации можно выделить ARKit и ARCore. «Платформы ARCore и ARKit способны определить параметры внешнего пространства и выявить фактическое местоположение устройства. Технология использует AR-навигатор, камеру, компас, датчики движения»8. Также стоит отметить, что AR-приложения могут помочь осуществить перевод непонятных иностранных надписей за границей - Google Lens.

Достопримечательность – технология AR может значительно разнообразить досуг туриста при посещении различных культурных объектов. Во взаимодействии с различными достопримечательностями технология дополненной реальности раскрывает себя в полной мере. В России уже сегодня много проектов по развитию технологии дополненной реальности. Яркими примерами являются «Третьяковская галерея» и «Эрмитаж», которые внедрили одними из первых в России технологию AR для своих экспонатов. Также можно выделить AR проект, разработанный «Яндексом» в честь годовщины основания г. Москвы. Благодаря этому проекту можно увидеть «живых» прыгающих матрёшек на Красной площади, или же увидеть «настоящего» медведя, играющего на балалайке посреди Арбата. Из известных туристических AR-приложений для смартфонов можно выделить: Civilizations AR, Skin & Bones, Snapchat.

В заключении хотелось бы отметить, что технологии VR и AR имеют бескрайний потенциал, на данный момент реализуется лишь его небольшая часть. В условиях пандемии Covid-19 накопился неудовлетворённый спрос на туристические путешествия, для его уменьшения всё большее количество людей прибегает к технологии VR, что повышает её актуальность и спрос на рынке, а также подчёркивает её важное значении в туриндустрии. VR должен упростить выбор товара, сделать его более привлекательным. Многие исследователи бояться того, что технология виртуальной реальности сможет вытеснить спрос на «настоящие» путешествия, однако живые эмоции невозможно заменить искусственной копией. Обобщая, хочется добавить, что я уверен - VR технологии станут верным помощником реализации туристского продукта.

Список использованных источников:

Белкина П.С., Ческидов Д.А. - VR-ТЕХНОЛОГИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА, 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://geoconf.tsu.ru/VRKiT2018/about/Сборник%20ВРКиТ%202019.pdf

Бурковская Е., Первые в мире. Как компания VResorts продает бронирование в отелях с помощью туров в виртуальной реальности, 2020. [Электронный ресурс] - https://thinktraveltech.com/news/startup/vresorts

Лисовицкий, А. Оживление искусства с дополненной реальностью / А. Лисовицкий//[Электронный ресурс]//Режим доступа: Ьйр://атех1:.т/аг1зс1е8/о2Ыу1еше18ки881уа-8боро1пеппоу-геа1по81уи-3611

Радван Юунан, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, 2021.

Свищёв А. В., Журавлев А. В., ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ AR/VR ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ, Институт информационных технологий, Москва, 2021.

«avtechno.ru» [Электронный ресурс] - https://avtechno.ru/uslugi/virtualnaya-realnost/ar-dopolnennya-realnost/dopolnennaya-realnost-dlya-navigacii/

«tadviser.ru» [Электронный ресурс] - https://www.tadviser.ru/index.php/Проект:На_борту_самолётов_начали_использовать_виртуальную_реальность.

1 Лисовицкий, А. Оживление искусства с дополненной реальностью / А. Лисовицкий // [Электронный ресурс] // Режим доступа: Ьйр://атех1:.т/аг1зс1е8/о2Ыу1еше18ки881уа-8боро1пеппоу-геа1по81уи-3611

2 Белкина П.С., Ческидов Д.А. - VR-ТЕХНОЛОГИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА, 2019. [Электронный ресурс] Режим

доступа: http://geoconf.tsu.ru/VRKiT2018/about/Сборник%20ВРКиТ%202019.pdf

3 Белкина П.С., Ческидов Д.А. - VR-ТЕХНОЛОГИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА, 2019.

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://geoconf.tsu.ru/VRKiT2018/about/Сборник%20ВРКиТ%202019.pdf

4 Радван Юунан, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, 2021.

5 Бурковская Е., Первые в мире. Как компания VResorts продает бронирование в отелях с помощью туров в виртуальной реальности, 2020. [Электронный ресурс] - https://thinktraveltech.com/news/startup/vresorts

6 «tadviser.ru» [Электронный ресурс] - https://www.tadviser.ru/index.php/Проект:На_борту_самолётов_начали_использовать_виртуальную_реальность.

7 «avtechno.ru» [Электронный ресурс] - https://avtechno.ru/uslugi/virtualnaya-realnost/ar-dopolnennya-realnost/dopolnennaya-realnost-dlya-navigacii/

8 Там же

Просмотров работы: 447