Введение. Сегодня вентиляция административных помещений – необходимость для нормальной работы людей, которые в них находятся. Существуют установленные нормы микроклимата, которые должны строго соблюдаться, не зависимо от планировки и даты постройки здания. В новых сооружениях уже на этапе проекта предусмотрена современная система вентиляции. В старых зданиях обновляются инженерные системы, прокладываются новые воздуховоды и устанавливаются соответствующие агрегаты.
Во всем мире действуют определенные нормы вентиляции общественных и административных зданий. Это обусловлено тем, что состояние воздуха в помещении напрямую влияет на здоровье людей, находящихся в нем.
Основным показателем для выбора этого способа является расположение мест нахождения людей и возможных источников выделения вредностей по всей или по значительной площади помещений.
Технологическая вентиляция обеспечивает в помещении заданный состав воздуха, его температуру, влажность, подвижность в соответствии с требованиями технологического процесса. Особенно высоки эти требования в цехах таких производств, как радиотехническая, электровакуумная, текстильная, химико-фармацевтическая промышленность, хранилища сельскохозяйственной продукции, архивы, помещения, в которых хранятся исторические ценности (музеи, галереи, памятники старины), и др. К вентиляционным технологическим системам относятся такие, которые обеспечивают пневмотранспорт сыпучих и легковесных материалов (мука, цемент, зерно и т. п.) или удаляют производственную пыль, выделяющуюся от пылящего оборудования (места пересыпки сыпучих материалов, выбивки в литейных цехах, конвейеры сыпучих материалов и т. п.). Эти системы называются аспирационными системами.
Санитарные условия, или микроклимат, помещения характеризуются температурой внутреннего воздуха, температурой внутренних поверхностей ограждающих конструкций, относительной влажностью воздуха соответствует установленным нормам. Сочетание указанных параметров, обеспечивающее наилучшее самочувствие и наивысшую работоспособность человека, называют комфортными условиями. Требуемые метеорологические условия в помещениях должны быть обеспечены в рабочей зоне помещения или на рабочих местах. За рабочую зону принимают пространство высотой 2 м. от уровня пола или площадки, на которой находится рабочее место.
Для нормального самочувствия человека необходимо, чтобы был обеспечен постоянный отвод выделяемого им тепла.
Теплоотдачу человека в окружающую среду в большой степени зависит о температуры окружающего воздуха, относительной влажности, т. е. от метеорологических условий, создаваемых системами комфортной вентиляции.
Цель данной работы: определить назначение вентиляции и ее задачи в помещениях транспортных перевозок
Объект исследования: системы вентиляции.
Система вентиляции в помещениях транспортных перевозок
Вокзал это административное здание (комплекс зданий) являющееся неотъемлемой частью в системе организации перевозки и обслуживания пассажиров. Вокзалы (автовокзал, железнодорожный, речной, морской, метрополитен, аэропорт) это особые помещения, характеризующиеся большим скоплением людей, повышенными требованиями по безопасности и работающие в круглосуточном режиме.
При проектировании и расчетах систем вентиляции и отопления вокзалов руководствуются СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" и т.д.
У каждого вокзала свои особенности из-за конструктивных особенностей, месторасположения, источника загрязнения, типа загрязняющих веществ и т.д.
Система вентиляции на аэровокзалах
Все помещения аэровокзала аэропорта должны быть оборудованы общеобменной и местной приточно-вытяжной вентиляционной системой, где реализовано естественное и механическое побуждение. Приточный воздух должен распространяться в зонах и помещениях, где постоянно находятся люди, посредством отверстий воздухораспределителей, ниже которых расположена рабочая зона.
Для определения температуры и скорости высвобождения воздушного потока из соответствующих распределителей используется расчет. Он заключается в следующем: рабочая зона должна быть обеспечена нормируемыми метеорологическими условиями, которые предусматривают наименьшие объемы приточной воздушной массы и наименьшее число распределителей воздуха.
Стоит отметить, что ячеистые потолки позволяют свести видимость воздухораспределителей до нуля. В связи с этим подобные конструкции замечательно сочетаются с интерьером сооружений аэровокзального комплекса.
Если рассматривать главные особенности аэровокзалов, опираясь на климатические системы, они заключаются в следующем:
большом количестве пассажиров, посетителей и персонала;
насыщенности помещений площадями, которые предназначены для сдачи в аренду;
высоких потолках;
неординарных дизайнерских решениях;
больших площадях остекления.
Особенную значимость при проектировании аэровокзалов представляют рекуперация и рециркуляция.
Перед завершением строительных и монтажных операций следует принять решение о необходимости заключения соглашений на сервисное обслуживание.
Воздушный поток, который не покидает помещения после подачи приточной воздушной массы, в долевом измерении составляет десять процентов. Повышение энергетической эффективности климатической системы достигается за счет использования рециркуляции воздуха. Организации данного процесса требуют:
операционные зоны;
зоны ожидания;
багажные отделения;
торговые залы предприятий общепита.
Административные и служебные помещения должны быть без централизованной рециркуляции воздушной массы. Рециркуляция требует расходования как минимум двадцати процентов свежего приточного воздушного потока.
Рис.2. Ячеистый потолок Грильято в аэропорту
В заключении следует подчеркнуть, что проектирование инженерных коммуникаций аэровокзалов является сложным процессом по причине нечастого строительства подобных объектов и отсутствия актуальных и современных нормативных документов. Несмотря на это большинство вопросов решается благодаря руководствам, которые были созданы несколько десятилетий назад.
Система вентиляции в метрополитене
В случае метрополитена наряду с загрязнением необходимо бороться с недостатком воздуха в подземных помещениях, вагонах и туннелях. В тоннелях метро необходима система вентиляции, способная организовать подачу переменного потока воздуха (в соответствии с условиями движения транспорта и предусмотренными техническими работами).
Согласно санитарным нормам вентиляция осуществляет за один рабочий час трехкратный воздухообмен. За полные сутки система способна перерабатывать до 2-х миллиардов кубических метров воздушных масс.
Обычно вентиляторы проектируют с возможностью работы, как на вытяжку, так и на приток. В целях экономии система вентиляции работает в определенном программируемом режиме с попеременным автоматическим отключением.
Рис.3. Вентиляционные установки метрополитена
Вентиляция метро в нашей стране естественная (а не принудительная) создаваемая за счет движения поезда - пока поезд едет воздух свежий, а в остальное время пассажиры задыхаются на подземных станциях.
Температурный режим работы метрополитена напрямую зависит от температуры воздуха, который проходит с поверхности земли через вентшахты. При увеличении температуры днем нужно снижать приток воздуха извне, дабы не допустить перегревания станции метрополитена. Ночью же ситуация обратная – вентилирование «включают» на максимальную мощность.
Температурный режим помещений метрополитена, предназначенных для пассажиров, обеспечивается тоннельной вентиляцией, проект которой создан, основываясь из действующих строительных требований (СП32.105.2004г.п.5.8, СНиП32.02.2003г.п.5.8,17).
Летом приток воздушных масс выполняется через стационарные шахты, а их отток (вытяжка) происходит за счет перегонных шахт. В зимнюю пору ситуация обратная – приток происходит за счет перегонов, а стационарные шахты производят вытяжку воздуха.
Рис.4. Наружная часть вентиляции метро
Заключение
В подборе системы вентиляции есть множество нюансов, которые специалисты учитывают в расчетах. Точно подобранная система вентиляции и кондиционирования воздуха создает комфортный микроклимат в помещениях, улучшает условия труда. Для владельцев административных зданий установка новой, современной, эффективной системы вентиляции – это инвестирование в будущее. Это увеличивает качество здания и его ценность.
4