Основы административного государственного регулирования в сфере экономики: проблемы и задачи - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Основы административного государственного регулирования в сфере экономики: проблемы и задачи

Афутин В.А. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современных реалий значение экономики как области хозяйствования и отрасли знаний по принципам и методам ведения жизнедеятельности общества естественно является очень высокой. Стоит сказать, что собственно экономике как сфере знаний и сфере деятельности всегда придавалось высокое значение во все времена. Это объясняется тем, что экономика пытается ответить и дать решение многим проблемам жизнедеятельности людей, предлагает методы и принципы решения насущных общественных вопросов, связанных с удовлетворением первостепенных человеческих потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Экономика представляет собой совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производственных сил общества.

В наши дни, в условиях глобализации, урбанизации, быстрого и активного темпа общественной жизни, взаимодействий, в век бизнеса и всё более растущего населения, развитие экономики как отрасли знаний и практической деятельности безусловно является одной из важнейших проблем, стоящих и перед государством, и перед правом.1

Цель настоящего исследования – разобраться с основами участия государства в экономике, экономической жизни общества, а также какое влияние оно осуществляет в данной сфере, какие конкретные принципы и методы лежат в системе государственного экономического регулирования, какие задачи стоят перед государством и какие конкретные пути решения оно находит, касаемо экономической жизни страны.

Стоит сказать, что экономическая сфера жизни современного российского общества, которая требует активного развития и дальнейшего перспективного совершенствования в будущем, конечно же, является одной из главных предметов и областей, на которые обращает внимание государство, так как условия благоприятного существования и развития государства естественно зависят в том числе и от успешной экономической составляющей, верной и дальновидной экономической политики.2 Правильная экономическая база создаёт в государстве верный курс на успешную жизнедеятельность населения.

Безусловно, данная тема является актуальной. Так как экономика является неотъемлемой частью нашей жизни, практически любая деятельность человека связана с экономикой, которая решает важнейшие проблемы ведения хозяйства и жизнедеятельности человека. Грамотное распределение целей, задач и благ – это вопросы, которые предстоит решать экономике. И правильное поддержание экономического благосостояния – это важнейший вопрос в жизни общества. Верное и грамотное экономическое регулирование и руководство, исходящее от государства, т.е. от высшей власти, помогает решить много общественных вопросов и проблем, связанных с благосостоянием. Поэтому, мы скажем, что без государственного административного регулирования в экономической среде обществу не обойтись.

Вопрос, касающийся административного государственного регулирования экономической сферы жизни общества, на наш взгляд, является довольно важным и интересующим, так как во многом именно от успешной и верной государственной политики в сфере экономики зависит жизнь самого общества в этом государстве – как отдельного человека, так и всего общества в целом. Ведь как известно, экономикой пронизаны все стороны общественной жизни, она касается повседневного существования людей. Поэтому скажем, что от успешной государственной экономической политики будет зависеть общественное благосостояние.

Проблемами в данной тематике являются собственно конкретные основы государственного регулирования, т.е. каким образом проявляется государственная политика ведения и регулирования экономической системы в нашей стране на практике; как претворяются в жизнь нормативные правовые акты, связанные с экономическим регулированием; какие существуют государственные органы исполнительной власти, осуществляющие экономическое регулирование и реализацию экономической политики; какие конкретные действия со стороны государственных органов влияют на экономическую обстановку в стране. А также, следует разобраться, работают ли все эти нормы на практике и действительно ли действия государственных органов являются эффективными.

Итак, для начала дадим определение экономической деятельности, т.е. предмету нашего исследования и предмету государственной экономической политики. Экономическая деятельность — это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.3

Экономическая деятельность и экономические отношения являются объектами государственного регулирования. Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью, полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

В современной России, как известно, экономическая система является смешанной, совмещающей в себе черты рыночной экономики и некоторых других экономических систем. Иные исследователи называют экономику России в основном рыночной со своими характерными особенностями, однако, стоит сказать, что в чистом виде о рыночной экономике в России говорить неуместно.

Российская экономика характеризуется своими особенностями административно-государственного регулирования рыночных отношений, что не является чистым свободным рынком. Это объясняется прежде всего тем, что для государственной власти в России в данное время как никогда важно держать верный экономический курс в стране, который приносил бы успех и был бы направлен на верное распределение экономических благ в обществе. И так как экономика России в сравнении с другими странами имеет немало важных проблем и назревших глобальных вопросов, которые в перспективе необходимо решать, то государственное регулирование отечественной экономики, создание и проведение верного экономического курса несомненно является важным. Государство на этот счёт вырабатывает комплекс административно-правовых мер по налаживанию экономических отношений в нашей стране. Цель государственного административного регулирования – создать прочный фундамент для успешного развития экономических отношений и взаимосвязей.4

Итак, наше современное хозяйство представляет собой экономику смешанного типа. В ней есть государственный, муниципальный и частный секторы. Рыночный механизм дополняется государственным вмешательством. Помимо непосредственного участия в общественном производстве, государство осуществляет правовое регулирование всей экономической жизни общества. Значительная нагрузка при этом приходится на административно-правовое воздействие.

В целях обеспечения сбалансированного, эффективного и безопасного функционирования всех отраслей экономики в интересах всего общества необходимо их регулирование со стороны государства. Такое регулирование осуществляется в ходе соответствующей административно-публичной деятельности органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов. В процессе указанной деятельности органы публичной администрации осуществляют организованное властное воздействие регулятивного и охранительного характера на поведение субъектов экономических отношений, обеспечивая тем самым соответствие его обязательным требованиям, установленным в законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Основными задачами административно-правового регулирования в сфере экономики являются:

- обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;

- обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;

- обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;

- обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления;

- обеспечение свободы экономических отношений без притеснений, защита законных прав и свобод граждан в сфере экономики, исходящая от государства;

- свобода предпринимательской деятельности, труда;

- поддержание стабильного уровня экономических показателей, валютного курса;

- осуществление международного экономического взаимодействия, экономическое сотрудничество с другими странами, международная торговля;

- поддержка граждан и предприятий в стране, экономическая помощь, обеспечение и стимулирование к развитию отечественного производителя и др.

Для решения указанных задач государство в лице соответствующих компетентных административно-публичных органов использует следующие основные методы административно-правового воздействия на субъекты экономической деятельности.

Важную роль в управлении экономикой играет Правительство РФ. Оно обладает следующими полномочиями:

- осуществляет регулирование экономических процессов;

- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

- вырабатывает структурную государственную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества и др.

Также Правительство занимается разработкой государственного бюджета, рассчитанного на определённый период5. Данная процедура составляет основу государственного ведения экономической деятельности.

Стоит упомянуть прежде всего нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере экономики, т.е. принятие (издание) соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, в частности правил, регламентирующих порядок осуществления отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности. Всякие государственные решения, составляющие основу государственной экономической политики, управленческие распоряжения, властно-распорядительные меры находят своё закрепление в официальных актах.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других).

Так, например, существуют Налоговый, Трудовой, Земельный и другие кодексы, определяющие основы регулирования в какой-либо отдельной сфере. Налоговый кодекс регулирует принципы системы государственных налогов и сборов6, Трудовой кодекс – принципы трудовой деятельности граждан, права и обязанности работника и работодателя7, что во многом составляет основу экономического производства, т.к. от деятельности работников предприятия зависит производящее хозяйство страны.

Также, что касается конкретных мер государственного регулирования, то стоит сказать о установлении регулируемых цен (тарифов) на отдельные виды товаров, работ и услуг. Это также исходит от государства.

Немалая роль отводится противодействию и борьбе с коррупцией8. Данная деятельность также входит в перечень тех, которыми занимается государство в целях повышения экономического благосостояния и противодействию злоупотребления должностными полномочиями.

Стоит упомянуть и о таможенном регулировании. Таможенное регулирование помогает осуществлять контроль за экономическим оборотом, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами и соответствие международным нормам и договорам.9

Следует сказать о государственном контроле (надзоре) за соблюдением субъектами экономической деятельности правил, норм, обязательных требований, регулирующих ее осуществление (антимонопольный, экологический, санитарный, пожарный и т.п.). Государство разрабатывает общие стандарты и регламенты, по которым осуществляется хозяйствующая деятельность в стране. Контроль за соблюдением установленных правил осуществляют федеральные государственные службы и агентства (ведомства). Среди таковых служб: Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная миграционная служба (ФМС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная таможенная служба, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и др.

Важную роль в осуществлении ориентирующего надзора со стороны государства в экономике играет и прокуратура. Надзор за исполнением законов составляет ведущую отрасль прокурорского надзора. Он является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере – обеспечении законности. Это проявляется в том числе и в экономической сфере. Прокуратура, как надзорный государственный орган за соблюдением законов, контролирует многие общественные отношения, которые касаются экономической деятельности.

При надзоре за соблюдением разработанных государственных стандартов уместно говорить о пресечении нарушений указанных правил, норм, обязательных требований и привлечение субъектов экономической деятельности к административной и иным видам публично-правовой ответственности за совершение этих нарушений. За нарушение правил, как правило, хозяйствующие субъекты могут привлекаться к административной ответственности. Также нередки случаи привлечения нарушителей и к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики (так называемые экономические преступления): например, незаконная торговля запрещёнными товарами, контрабанда, оборот наркотиков и иные нелегальные виды экономической деятельности, представляющие особую угрозу экономике и благосостоянию общества.

В зависимости от отрасли экономики, в пределах которой осуществляется административно-правовое регулирование, можно выделить следующие составные части административно-экономического права:

• административно-промышленное право;

• административно-транспортное право;

• административное право связи;

• административно-сельскохозяйственное право;

• административно-строительное право;

• административно-коммунальное право;

• административное природно-ресурсное право и др.

Каждыми сферами занимаются специально созданные для того федеральные службы и агентства.

Важнейшим государственным органом, осуществляющим регулирование в экономической сфере, является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития). Министерство экономического развития и торговли РФ остается ключевым федеральным органом исполнительным власти в разработке экономической политики и решении экономических проблем.

Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, оценки регулирующего воздействия, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и мн. др. Министерство экономического развития осуществляет общее руководство за развитием экономики и экономических отношений в стране, занимается выработкой государственного политического курса в экономике.

В частности, Министерство осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов и др.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики в более узком, организационно-правовом смысле представляет собой государственное управление как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В действующем законодательстве и современной практике государственной организации рыночной экономики России первостепенное значение в системе административно-правового регулирования придается государственному межотраслевому управлению. Такое положение подтверждается тем, что более двух третей действующих структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ приходится на органы межотраслевого управления, а все отраслевые министерства и ведомства в той или иной мере наделены отдельными функциями и полномочиями по межотраслевому управлению.

В заключение, исходя из всего вышеприведённого, мы можем констатировать, что административное государственное регулирование в экономической жизни страны безусловно является одной из важных и интересующих тем. Эта тема интересна прежде всего тем, что она касается жизни любого члена общества, т.к. экономика – это всеобъемлющая отрасль, касающаяся ведения хозяйства и жизни общества. Ведь хорошая экономическая база создаёт благоприятную основу общественной жизни и активного развития. Поэтому проблемы экономики одинаково волнуют как высшую государственную власть, так и все социальные группы. И верный экономический курс в стране, сочетание правильного и равномерного административно-государственного регулирования и свободы экономической жизни, создают в стране успешную базу для активного общественного развития и благосостояния.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 08.12.2020 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

7. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

8. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Научная и специальная литература:

1. Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

2. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с.

3. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.

4. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. В.И. Кушлина. - М., 2010 - 834 с.

5. Градов А.П. - Национальная экономика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.

6. Дерен, В.И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2-х ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В.И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.

7. Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов / В. В. Коршунов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.

8. Самофалович Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие/ М.КНОРУС, 2007.

9. Тарасов И.Т., Исаев А.А. Финансы и налоги: очерки теории и политики. — М.: Статут (серия "Золотые страницы финансового права"), 2004.

10. Экономика. Учебник. / Под ред. Архипова А.И. и др. - М.: Проспект, 2013 – 608 с.

1 Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

2 Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. В.И. Кушлина. - М., 2010 – С. 7-8.

3 Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020.

4 Градов А.П. - Национальная экономика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.

5 . Федеральный закон от 08.12.2020 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

6 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

8 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

9 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Просмотров работы: 90