ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Соколенко Е.О. 1
1СтГМУ Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Динамичность и возрастающий объем информации для современного ребенка становятся причиной психических, физических и эмоциональных перегрузок. В самом начале школьного обучения дети гораздо уязвимее к информационной перегрузке, что часто деструктивно отражается на их эмоциональной сфере, неустойчивой и ранимой в силу возрастных особенностей. В младшем школьном возрасте, значимом для психического развития ребенка, развиваются определяющие интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие особенности, стремления определить социальный статус в группе ровесников. Младший школьник приобретает знания и умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях самостоятельно, нести личную ответственность за свои действия и поступки, контролировать свои эмоциональные проявления и чувства.

Развитие эмоциональной сферы происходит в период всего онтогенеза. Уровень базальной системы эмоциональной регуляции закладывается на первом году жизни ребенка, развивается на протяжении дошкольного и младшего школьного детства, проявляется в уровне эмоционального контроля, способствует адаптации при эмоциональном взаимодействии ребенка с окружающими людьми. Сформированность эмоциональной сферы, включающей эмоциональный контроль, определяет способы проявления переживаний, усвоения этических правил, интериоризацию норм поведения в обществе. Эмоциональный контроль аффективных переживаний практически определяет полноценность поведенческой сферы и всей собственно эмоциональной жизни человека. Эмоциональные оценки доминируют в аффективных реакциях младших школьников, перестраивают и упорядочивают его впечатления от происходящих событий. Ребенок приобретает способность управлять восприятием интенсивности эмоциональных реакций, что дает ему возможность активно и углубленно контактировать с окружающим миром.

Начало школьного обучения привносят значительные изменения в жизнь ребенка, учебная деятельность начинает перестраивать все психические процессы и функции, в значительной мере зависящие от уровня эмоциональной регуляции и эмоционального контроля, что предъявляет определенные требования к эмоциональному здоровью ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных ученых раскрывают существенные отличия эмоциональной сферы младших школьников в норме и патологии психического развития. Более 2,6 % от общей детской популяции составляют дети умственно отсталые, с характерными диффузными органическими поражениями головного мозга, что патологически влияет на недоразвитие познавательной сферы и эмоционально-волевой регуляции детей.

Психическое недоразвитие младшего школьника определяется совокупностью этиологически различных врожденных, наследственных, рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей умственной отсталости, которые детерминируют социальную дезадаптацию из-за снижения интеллектуальных функций.

Младшим школьникам с интеллектуальными дефектами характерны сниженная активность в общении, отсутствие инициативности в диалогах, неумение слушать и понимать в общении. Детерминирующими факторами дезадаптации в общении являются как проблемы с задержкой в развитии речевых функций, так и дефекты эмоциональной сферы, отсутствие эмоциональной регуляции, высокий уровень импульсивности, невротичности, эгоцентризма. Деформация эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью существенно снижает адаптацию младших школьников к обучению.

Исследования специалистов показали, что эмоциональные переживания у младших школьников в норме и патологии различны, эмоциональные чувства, их проявления, развитие у ребенка с патологией крайне ограничены, скупы, беспредметны. Степень умственной отсталости непосредственно влияет на формирование желаний, направленных на удовлетворение примитивных витальных потребностей: чем более выражен дефект умственного развития, тем более примитивны потребности, тем более примитивна эмоциональная сфера ребенка.

Актуальность проблемы определила цель нашего исследования: провести сравнительный анализ эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и патологии, выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, сравнить с детьми, находящимися в норме.

Объект: эмоциональные особенности младших школьников.

Предмет исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста в норме и патологии.

Гипотеза исследования: эмоциональная сфера младших школьников в норме и патологии отличается по динамике выраженности и характеру взаимосвязи параметров эмоциональной сфер уровнем возбудимости, чувствительности, импульсивности, активности, отвлекаемости, беспокойства, тревоги и психоэмоционального напряжения.

Исходя из проблемы, цели и предмета исследования выдвинуты следующие задачи:

Теоретически обосновать особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и патологии.

Эмпирически выявить различия в эмоциональной сфере детей младшего школьного возраста в норме и патологии.

Провести сравнительный анализ эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и патологии по динамике выраженности и характеру взаимосвязи параметров эмоциональной сфер.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение информации;

- эмпирические: эксперимент, тесты.

Нами использованы методики:

- методика 1. Личностный опросник Р. Кеттелла, детский вариант (адаптация Э.М. Александровской);

- методика 2. ШкалаявнойтревожностиCMAS(адаптация А.М. Прихожан,2002);

- методика 3. Тест рисуночнойфрустрацииС.Розенцвейга.

Обработкавключаласледующиевидыанализа:

кластерный анализ (k-means) для деления выборки младших школьников группы по уровню психоэмоционального напряжения и тревоги;

корреляционный анализ Ч. Спирмена для выявления корреляционных взаимосвязей эмоциональной сферы детей в норме и патологии и их последующего сравнения;

t-критерий Стьюдента для выявления статистически значимых различий в выраженности изучаемых показателей между детьми группы нормы и патологии

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные эмпирические данные могут быть использованы школьными психологами и клиническими психологами в практической работе с младшими школьниками, с целью смягчения негативных проявлений эмоциональной сферы у детей с патологией в развитии - повышенной возбудимости, тревожности, напряженности и пр.

База экспериментального исследования. Исследование проводилось в двух школах: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Ставрополя, где обучаются дети в норме психического развития и в Государственном казенном общеобразовательном учреждении ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33» города Ставрополя, где обучаются младшие школьники с умственной отсталостью.

Были отобраны 15 детей со статусом задержка психического развития, «неуспевающих учеников» в учебной деятельности (1 группа; средний возраст - 9-10 лет); 15 детей, со статусом норма психического развития «успевающих учеников» (2 группа; средний возраст - 9-10 лет) с опорой на нормативы успеваемости в учебной деятельности.

Анализ выявленных различий в параметрах эмоциональной сферы младших школьников группы норма и патология, можно отметить следующие основные моменты:

- младшие школьники группы патология отличаются более высоким уровнем возбудимости, чувствительности, импульсивности, активности, отвлекаемости, беспокойства, тревоги и психоэмоционального напряжения;

- младшие школьники группы норма отличаются большим спокойствием, стабильностью, уверенностью в своих силах и способностях, социальной смелостью, умением общаться и сотрудничать с другими людьми, силой «Я» и склонностью фиксироваться на самозащите в ситуации фрустрации.

Просмотров работы: 19