К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ проблемы построения индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с задержкой психического развития показал, насколько широки проблемы в развитии у детей, имеющих этот подтверждённый диагноз.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе. Стоит отметить, что диагноз «задержка психического развития» редко бывает самостоятельным, как правило, у ребенка есть сопутствующие нарушения: резидуальная энцефалопатия, перинатальное поражение центральной нервной системы, нарушение развития речи системного характера, синдром гиперактивности с дефицитом внимания и т.д.

Патология проявляется как в мыслительной медлительности, плохой памяти, низких коммуникативных навыках, так и физическом развитии детей, которое отличается замедленностью, либо неравномерностью. Учитывая эти особенности, ясно одно – обучение и развитие ребенка с задержкой психического развития не может осуществляться по стандартным общеобразовательным программам.

Важно отметить, что практически все формы задержки развития компенсируются по мере взросления ребенка, а так же его обучения по АООП в дошкольном возрасте. Благодаря этому, в дальнейшем данный диагноз не является препятствием обучения ребенка в обычных общеобразовательных школах (по программе коррекционных занятий для детей с задержкой психического развития).

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению каждого ребёнка с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. И, тем не менее, существующие противоречивые взгляды на развитие и обучение таких детей свидетельствуют о том, что необходимо уделять больше внимания изучению данного диагноза и разработке методов развития и обучения детей с задержкой психического развития. Есть мнение о том, что ребенок с задержкой психического развития может обучаться на основе инклюзии, а есть мнение иное, говорящее о том, что дети с задержкой психического развития должны обучаться в специально созданных группах.

На данном этапе развития системы дошкольного образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными психическими и физическими возможностями развития. Количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии увеличивается с каждым годом, это вызывает особую тревогу, следовательно, актуальность исследований, разработка и апробация научно-методических материалов будет высока всегда. Немаловажным фактором является и то, что увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

Современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОО – процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Дети с особыми образовательными потребностями, так же как и дети с нормальным развитием, должны иметь возможность получения уровня образования, соответствующего их возможностям.

Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования, имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с задержкой психического развития в среду обычных сверстников, т.е. инклюзии. Для этого необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом всех возможностей и потребностей каждого ребенка.

В трудах ученых важнейшее внимание обращено на исследование познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития (H.A. Никашина, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер и др.). В то же время, эмоциональная сфера сильно воздействует на социальную компетентность дошкольников и стимулирование образовательной деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).

Поэтому, выявление психолого-педагогических условий, которые способствуют развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, и разработка индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих эффективность данной работы, особенно актуально.

Сложность изучения, разработки и апробация методических материалов состоит в том, что учету индивидуальных особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в современных ДОУ уделяется не так много внимания, как широки в этом потребности. Следовательно, вопрос разработки научно-методического обеспечения данного направления работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития является одним из первостепенных в специальной педагогике и психологии.

При разработке научно-методического обеспечения важно учитывать особенности детей с задержкой психического развития:

снижение работоспособности;

повышенная истощаемость;

неустойчивость внимания;

более низкий уровень развития восприятия;

недостаточная продуктивность произвольной памяти;

отставание в развитии всех форм мышления;

дефекты звукопроизношения;

своеобразное поведение;

бедный словарный запас;

низкий навык самоконтроля;

незрелость эмоционально-волевой сферы;

ограниченный запас общих сведений и представлений;

трудности в счете, в решении задач.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих эффективность работы по развитию и обучению детей с задержкой психического развития, является первой ступенью на пути к развитию полноценной личности.

В реализации индивидуальных образовательных маршрутов большое внимание должно уделяться не только слаженной работе специалистов, но и активному участию семьи ребенка с целью ликвидации отставания в речевом, психическом и в общем развитии.

Индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития. Основной формой развития и обучения ребенка в дошкольном возрасте является организованная образовательная деятельность, где особая роль отводится индивидуальной коррекционной работе. Индивидуальные занятия с ребенком являются более эффективными по сравнению с фронтальными и подгрупповыми, потому, что ребенок развивается в процессе общения с взрослым. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, который постепенно перерастает в сотрудничество, а оно в свою очередь становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт ребенку, но и ребенок хочет и может усвоить этот опыт. Поэтому в ДОУ специалисты разрабатывают и внедряют в свою практическую деятельность индивидуальные занятия. Одна часть индивидуальных занятий, как правило, предусматривает работу по тематическим блокам, вторая часть предусматривает развитие сенсомоторных представлений и психических процессов. Содержание индивидуальных занятий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых в образовательной деятельности.

В дошкольный период у детей формируются предпосылки будущей учебной деятельности. В это время происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействии ребенка и взрослого. Дефектологи, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого проблемного ребенка. Только при тесном контакте и взаимодействии всех участников образовательного процесса можно помочь ребенку с задержкой психического развития стать полноценным членом общества.

Просмотров работы: 29