Введение. У спортсменов формируется мотивация, предусматривающая самоотверженное физическое и психическое самосовершенствование во имя победы, славы, спортивного результата, материального достатка. Спортсмен отдает себя полностью спорту, и когда приходит время завершить свою спортивную карьеру, перестроить свою жизнь к новой деятельности, спортсмен оказывается не приспособленным, не адаптированным к социальным реалиям окружающего мира, поскольку зачастую бывает, что спортсмен хорошо умеет выполнять только то, чему учился и стремился всю жизнь: быстро бегать, прыгать, забивать в ворота, завоевывать медали. И поэтому спортсменам бывает порой очень трудно перестроить систему установок и мотиваций для достижения новых жизненных целей, соблюдения культурно-этических норм и нравственных ценностей в обществе, помимо спортивных потребностей.
Актуальность данной темы заключается в том, что после завершения спортивной карьеры спортсмены не могут найти для себя подходящей деятельности. «Выход из спорта» для многих спортсменов может сопровождаться негативными последствиями».
Цель исследования: создание предложений по трудовой, образовательной и общественной интеграции спортсменов, завершивших спортивную карьеру, для эффективной социальной и психологической адаптации.
Понятие спортивной карьеры. Термин «карьера» для российской спортивной науки является относительно новым. В отечественной культуре в эпоху советского времени он был отнесен к социальному феномену буржуазного общества. Отсюда возник негативный смысл понятия «карьера»: делать карьеру — значит непременно быть карьеристом, т. е. человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей. Но можно достигать успеха в избранной деятельности и по-другому — путем напряженного труда и постоянного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое честолюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.
Выделяет три существенных признака любой карьеры:
Многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает;
Высокие достижения;
Самосовершенствование субъекта в данной деятельности.
Отсюда спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта [4].
Некоторым шагом для решения проблемы может стать необходимость привлечения для работы со спортсменами специалистов-психологов, которые наиболее полно смогут работать со спортсменом уже на стадии завершении карьеры, а также которые знают специфику спорта и личности спортсмена. Психические состояния спортсменов на этапе ухода из спорта являются достаточно негативными, и психологическое консультирование является эффективным средством их коррекции. У бывших спортсменов по сравнению с «финиширующими», выше тревожность, переживание одиночества, депрессии, невротизации, фрустрации, чувство обиды, астении. В то же время, у них несколько выше негативизм, чувство вины, подозрительность. Относительно неизменным остается уровень агрессии и раздражения [1].
Завершение спортивной карьеры является очень трудным для спортсмена в субъективном плане. Величина этих трудностей такова, что достигает характера кризиса. Следовательно, спортсмены, завершившие спортивную карьеру, нуждаются в психологической помощи даже больше, чем спортсмены, завершающие ее. Психолог поможет спортсмену определиться с дальнейшей индивидуальной траекторией его жизни, выявить, где какое направление в образовании будет интересно спортсмену, и которое будет востребовано на рынке труда. Но, так или иначе, чтобы решать такие вопросы недостаточно помощи специалиста-психолога. Активное участие в определение дальнейшей жизни и судьбы спортсмена, необходимо возлагать на Минспорт Российской Федерации, Олимпийский комитет, Общероссийские спортивные федерации, региональные органы власти, когда лишь многостороннее взаимодействие всех вышеперечисленных субъектов поможет менее болезненно перенести социальную адаптацию спортсмена к условиям после активной спортивной жизни.
Завершая карьеру в спорте, спортсменам необходимо включаться в совершенно новую профессиональную деятельность или деятельность, связанную с физической культурой и спортом, но профессиональные обязанности включают принципиально новый уровень трудовой деятельности, особенно в условиях технологизации общества, развития цифровой экономики, компьютерных технологий, сферы физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. При комплексном подходе к решению обозначенных проблем с одновременным внедрением необходимых механизмов социальной поддержки спортсменов удастся гораздо эффективнее снизить социальное напряжение и негативные социальные последствия от неразрешенности проблем [2].
Степень адаптированности человека к той или иной ситуации определяют две группы критериев: объективные (характеристики деятельности, ее успешность, трудоустройство) и субъективные (эмоциональные состояния, удовлетворенность человека, оценка социальных условий). Личностные качества исполняют роль ведущего регулятора адаптации, по степени их выраженности можно прогнозировать качество адаптации к деятельности. В настоящее время актуальны вариативные модели психолого-педагогической поддержки спортсменов, завершающих профессиональную карьеру, классификация психолого-педагогических условий социальной адаптации спортсменов, завершающих профессиональную карьеру [3].
К основным причинам завершения спортивной карьеры можно отнести получение травм, достижение возрастного лимита, длительный период неудач в соревнованиях, пресыщенность конкретным видом спорта, нехватка финансирования. Первая и третья причины могут повести за собой серьезные проблемы психологического характера и проблемы со здоровьем. В решении этих проблем помогает специальная реабилитация. «Послеспортивная реабилитация» — это системный процесс поэтапного выхода спортсмена из профессионального спорта. Она включает в себя восстановление физиологического, социально-психического состояния человека.
Период завершения спортивной карьеры многие специалисты квалифицируют, как самый кризисный этап в жизни спортсменов. Большое количество спортсменов, в особенности профессиональных спортсменов самого высокого класса, оказываются неготовыми к уходу из спорта и начинают испытывать значительные трудности социальной адаптации в новой для них реальности. Принято выделать следующие проблемы: трудности в приспособлении к жизни вне спорта; профессиональное самоопределение; тяжелые переживания, в связи с завершением профессиональной карьеры.
Конечно, адаптация спортсмена зависит от спортивных достижений: чем больше побед в соревнованиях, тем сложнее дается окончание спортивной карьеры и труднее проходит дальнейшая социальная адаптация. Спортсмены, которые проходили соответствующую психологическую подготовку, параллельно со спортивной деятельностью начинают и карьеру в другой сфере. Например, Олимпийские чемпионы по лыжным гонкам Легков Александр, Антон Шипулин еще до завершения спортивной карьеры начали заниматься благотворительностью в различных фондах, менеджерами спортивных товаров и услуг, а фигурист Плющенко Евгений занимался общественной деятельностью и пропагандой развития фигурного спорта. И на сегодняшний день довольно успешно адаптировались к новым условиям своего жизненного пути и продолжают участвовать в различных спортивных шоу передачах, заниматься благотворительностью, бизнесом в сфере спортивных услуг, работать спортивными комментаторами и спонсорами различных спортивно-массовых мероприятий, а так же вести тренерскую деятельность с детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва.
Как правило, карьера спортсменов заканчивается к 20-30 годам, когда для других людей жизнь только начинается. К этому возрасту люди определяют свое место в мире, в этом и состоит проблема - спортсмену приходится выходить за рамки своей обычной жизни, строить все заново. Человек много лет отдал своей спортивной карьере. Все свое свободное время посвящал различным тренировкам. Поэтому профессиональному спортсмену сложно приспособиться к новой «обычной» жизни. Самым важным и в то же время сложным является вопрос – в чем применить себя дальше.
Завершивших спортивную карьеру спортсменов, к сожалению, начинают забывать, их рекорды и подвиги постепенно начинают стираться из памяти обычных жителей нашей планеты. Важным шагом для того, чтобы спортсмен не пропал в реке забвения, а его рекорды не были забыты, борьба за страну, Родину, Россию воспринималась еще долгое время как мужественный подвиг, является постоянная память и забота о них не только со стороны близких людей, друзей и товарищей, но и общественности, государства, средств массовой информации. Например, с помощью средств массовой информации (СМИ), телевидения, средств массовой коммуникации можно создавать специальные программы о спортсменах, снимать о них фильмы, отображать в них героику и патетику, издавать статьи, постоянно напоминать общественности и воздействовать на сознание людей через телевидение, радио и интернет. К примеру, можно привлекать выдающихся спортсменов для вручения спортивных премий, титулов или для награждения победителей, от окружного до всероссийского соревнования. Такого рода мероприятия помогут спортсмену положительно перейти из одной среды общения в другую, менее болезненно пережить уход из спорта и пройти адаптацию.
Социальная адаптация связана с завершением спортивной карьеры, с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена [5].
Заключение. Итак, мы понимаем, что некоторые люди, уйдя из спорта, все равно продолжают жить им. И именно эта самая направленность личности на спорт способна тормозить процесс адаптации к новой жизни. Тем не менее, единой программы помощи спортсменам, которые завершили спортивную карьеру не существует. Поэтому, нужно чтобы у спортсменов и тренеров была возможность спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним подготовиться. Ведь именно неспособность спортсмена преодолеть кризис и разрешить противоречия, породившие его, обычно ведет к преждевременному уходу из спорта, завершению спортивной карьеры. В ходе адаптации после завершения спортивной карьеры перед спортсменом обычно встают следующие проблемы: необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры; формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения; создание собственной семьи или перестройка отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры. Эта проблема достойна пристального внимания со стороны психологов.
Список использованных источников:
Даниленко Т.А. Социально-педагогические условия адаптации спортсменов высокого класса после завершения спортивной карьеры к условиям гражданского общества / Т.А. Даниленко // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 1. – С. 26 – 27.
Никитушкин В. Г. Социальная адаптация спортсменов, завершивших профессиональную карьеру / В. Г. Никитушкин // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы IV науч. – практ. конф. с международ. участием. – М., 2014. – С. 140 – 144.
Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика ФК. – 1997. – №10
Высоцкая Т.П., Шутова Т.Н., Столяр К.Э., Кузьмин М.А., Предложения по социально-психологической адаптации спортсменов высокой квалификации после завершения спортивной карьеры / Высоцкая Т.П., Шутова Т.Н., Столяр К.Э., Кузьмин М.А. – ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Москва, Россия : – 54 с.
Особенности социальной адаптации спортсменок. Helppiks. Url: http://helpiks.org/6 –57421.html – 14.05. 2018.