АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

Клопов А.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе обучения в школе у обучающихся нередко возникают различного рода затруднения. Представления разных субъектов образовательного процесса о причинах этих затруднений могут существенно различаться. Для изучения представлений школьников о причинах трудностей в обучении мы провели исследование с обучающимися разных возрастов:

1) обучающиеся младшего школьного возраста (4 класс);

2) обучающиеся подросткового возраста (7 класс);

3) обучающиеся раннего юношеского возраста (10 и 11 классы).

Представления школьников о причинах трудностей в обучении мы выявляли с помощью анкетирования. Цель – выявление причин трудностей, с которыми школьники встречаются чаще всего.

Анкета включает в себя 11 утверждений о причинах трудностей и 12-й открытый вопрос, в котором предлагается указать другие причины трудностей в обучении, которые ученики считают значимыми для себя.

На момент проведения анкетирования в 4 классе было 20 учеников. Для учеников младшего звена школы наиболее часто встречающимися причинами трудностей оказались:

- первое место: неразвитость внимания, рассеянность (ответило 11 человек из 20);

- второе место: неразвитость творческого мышления (ответило 10 человек из 20);

- третье место поделили: сложность учебного материала, плохие взаимоотношения с одноклассниками (или стеснение), малое количество помощи в подготовке домашних заданий со стороны взрослых (ответило по 7 человек из 20 на каждое из утверждений).

На момент проведения анкетирования в 7 классе был 21 человек. Для учеников среднего звена школы наиболее часто встречающимися причинами трудностей оказались:

- первое место: сложность учебного материала (12 человек из 21);

- второе место: низкая эффективность учебной деятельности (11 человек из 21);

- третье место поделили: плохие взаимоотношения с педагогами и неразвитость внимания, рассеянность (по 9 человек из 21 на каждое из утверждений).

На момент проведения анкетирования в 10 классе присутствовало 19 человек. Для учеников старшего звена школы наиболее часто встречающимися причинами трудностей оказались:

- первое место: низкая эффективность учебной деятельности (ответило 10 человек из 19);

- второе место: плохие взаимоотношения с педагогами (8 человек из 19);

- третье место: слишком сложный учебный материал (7 человек из 19).

В старшей школе перед учащимися стоит проблема выбора дальнейшей профессиональной деятельности. Выбор этот является едва ли не самым сложным в жизни человека, так как от него зависит будущий род занятий. Сейчас в России появляется все больше и больше школ с профильным обучением. Это один из видов дифференциации и индивидуализации обучения, форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья учащихся, создаются условия для развития учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Не следует исключать и тот факт, что выбор профиля образования не случаен и непосредственно связан с преподаванием данного предмета в школе и интересом к этой сфере. Есть и отрицательный момент в профильном обучении: делая акцент на том или ином направлении, учащиеся, как правило, уделяют меньше внимания предметам, не относящимся к данному направлению, чего случаться не должно. Отсюда следует вывод, что в большей или меньшей степени учителя должны формировать у учащихся заинтересованность во всех предметах.

Нами было проведено анкетирование на предмет определения мотивационной сферы среди учащихся 11-го класса.

Результаты анкетирования позволяют говорить о следующих фактах:

- более 40 % учащихся нравится учиться в школе, но они не могут заявить, что каждое утро с радостью идут на занятия;

- 10 % учащихся рассказывают о школе родителям и друзьям только при условии, если произошло что-либо интересное;

- 60 % учащихся нравится, когда уроки проходят необычно (то есть уроки с использованием компьютеров, фильмов, игр и т. п.).

Дальнейший опрос показал следующие результаты:

- 35 % учащихся 11 класса не знают, для чего им необходимы обучение в школе и знания;

- ни одного из учащихся не принуждают учиться родители, они делают это из чувства собственной необходимости (45 %) или же из-за их будущего и профессии (55 %);

- 90 % учащихся изучают материал добросовестно, если он им интересен, 10 % - в хорошем настроении, и ни один учащийся - если его заставляют.

Отсюда можно заключить, что положительная мотивация учащихся, принимавших участие в анкетировании, достаточно велика. Так же у опрошенных учащихся хорошо развито понимание собственной необходимости в знаниях, а соответственно в учебе.

Можно так же сделать вывод о том, что мотивацию, возможно поднять с помощью использования креативных методов и форм обучения, что заинтересовывает практически всех учащихся.

Но с другой стороны, школа не всегда выполняет свое прямое предназначение – развитие учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, так как треть учащихся к середине 11 класса не определилась с необходимостью знаний и обучения в школе, хотя предполагались варианты ответа «для поступления в вуз» и «для будущей профессии».

Таким образом, в старших классах проблема мотивации стоит достаточно остро в связи с выбором будущей профессиональной деятельности учащимися и их отношения к учебе и различным предметам, понимания необходимости образования.

У школьников среднего и старшего звена проблемы в обучении вызвали, в основном, одинаковые причины – сложность учебного материала (решение: индивидуализация обучения; формирование творческого подхода учащихся к учению; включение в структуру учебного процесса разнообразных технических средств) и плохие взаимоотношения с педагогом (решение: организовать коллективную учебную деятельность учащихся, усиливая деловую взаимосвязь между ними; нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету, подвергать ситуацию психологическому анализу для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации).

Практическая ценность результатов данного исследования заключается в том, что изучая проблему возникновения трудностей в обучении, мы вовлекли в ее решение и самих учеников. Часто бывает, что обучающиеся сами заинтересованы в повышении своего уровня знаний. Но при постоянно появляющихся трудностях, которые они не в силах решить в одиночку, этот интерес угасает. Поэтому необходимо поддерживать школьников и показать им, что ряд проблем им самим по силам преодолеть.

Просмотров работы: 4