Изучение мотивации учебной деятельности у младших школьников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Изучение мотивации учебной деятельности у младших школьников

Смирнова А.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «мотивация» в современной науке имеет два значения: система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2]. Основными характеристиками мотивации являются: целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Исследование учебной мотивации особенно важно в младшем школьном возрасте, это связано с возникновением различных конфликтов в эмоциональной и волевой сферах личности ребенка, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организации формирования мотивации учебной деятельности должна быть уделено повышенное внимание и работа должна быть ориентирована на самостоятельное преодоление трудностей ребенком, что соответствует современным требованиям в части результатов образования [2].

С точки зрения А.К. Марковой, термин «учебная мотивация» определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, который побуждает, вызывает активность учащегося, определяет направленность его деятельности [1]. Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Р.С. Немов выделяет общие характеристики учебной мотивации у младших школьников: чувство долга; мотив избегания наказания; престижная мотивация [2].

Уметь учится – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность, которая состоит из разных действий: подготовка своего рабочего места к уроку, ведение дневника или видов и подвидов учебной деятельности, например, выполнение домашней работы и многое другое. Структуру учебной деятельности составляют: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличии условий её достижений; учебные действия, направленные на решения учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели. Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний. Эти действия объединяются по выполняемой ими функции.

Сегодня формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве, трудового, нравственного воспитания учеников, формирования у них активной жизненной позиции.

Нами было проведено исследование учебной мотивации младших школьников (3 класс) в количестве 30 человек. По данным методик (анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» (разработаны Е.П. Ильиным и Н.А. Кудрюковой); Методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьников» (М.В. Матюхина)) можно сделать вывод о том, что сформированность мотивации учебной деятельности младших школьников находится на недостаточно развитом уровне.

Анкета Н.Г. Лускановой показала, что высокий уровень учебной мотивации наблюдается только у 20% учеников в классе. Большинство детей данного класса имеют хорошую школьную мотивацию – 37%. Процент учеников, имеющих положительное отношение к школе, составляет 23%. С низкой школьной мотивацией детей – 13%, эти дети неохотно посещают школу, испытывают затруднения в учебной деятельности. Обучающихся с негативным отношением к школе – 7%, это говорит о том, что у них присутствует школьная дезадаптация дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

По результатам методики Е.П. Ильина и Н.А. Кудрюковой мы отметили, что 57% обучающихся имеют направленность на отметку, и 43% - на получение знаний. Это говорит о необходимости включения системы приемов и упражнений, направленных на формирование мотивации к учению.

Методика М.В. Матюхиной позволила выявить, что наиболее распространёнными мотивами являются позиция школьника – у 30% испытуемых, и познавательные мотивы – у 16,7%. Это значит, что большинство учеников ориентированы на усвоение способов добывания знаний, к методам и приемам самостоятельного приобретения знаний, а также ученики стремятся овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что в классе присутствуют дети с различными уровнями сформированности мотивации. В классе преобладает направленность на получение оценок, а не знаний; более выражена внешняя мотивация к обучению, основанная на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции. Средний и низкий уровень мотивации обучения может привести к значительным трудностям в обучении, отношениях с учителями и окружающими.

При этом результаты диагностики на начальном этапе опытной работы показали, что развитие мотивации у большинства школьников характеризуется средним уровнем ее сформированности, что предполагает хорошие резервы для более интенсивного развития этого качества. Следовательно, возникает потребность в рассмотрении комплекса психолого-педагогических средств формирования мотивации у детей младшего школьного возраста по развитию мотивации школьников.

Список литературы:

Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.

Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т. 1. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

Просмотров работы: 16