В современном мире программирование является востребованным практически во всех сферах нашей жизни. Сложность программирования заключается в его изучении, так как оно не всем дается просто, не всем доступно, не всем понятно. Азы программирования изучаются еще в школе на уроках информатики, но эпидемиологическая ситуация не дает возможности учиться очно и лично с преподавателем обсуждать сложные моменты материала. На помощь в проведении уроков приходит сервис quizizz позволяющий учителю создавать презентации, к которым ученики могут удаленно подключиться, и работать с материалами дистанционно.
Quizizz (https://quizizz.com) – удобный онлайн-сервис для создания презентаций, викторин, опросов, тестов. С помощью Quizizz можно создавать задания по самым разным темам, организовывать опросы, домашние задания, игры. Сервис позволяет работает в двух режимах: викторина или урок. Викторина представляет собой тестирование, которое ученики проходят по изученной теме. Урок создается в виде презентации, в которую можно добавить не только слайды с теоретическим материалом, но и слайды с опросами, голосованием и возможностью рисования. Оба режима можно использовать как «живой урок», то есть в реальном времени, так и в асинхронном формате, обозначаемый как «Домашнее задание», где ученики обучаются в удобном для них темпе и время суток (рис. 1). Кроме того, для режима асинхронного обучения ставится ограничение по времени выполнения до 14 дней.
Рис. 1. Режимы работы сервиса Quizizz
Рассмотрим проведение дистанционного урока по информатике, в 8 классе по теме «Что такое Python?» с использованием данного сервиса. Для проведения урока была подготовлена презентация – https://quizizz.com/admin/presentation/61b0b231e0c20f001d440496.
Чтобы ученики подключились к уроку, который проводится в асинхронном режиме (домашнее задание), надо всего лишь перейти по ссылке, данной учителем и пройти занятие. Для проведения живого урока, учитель дает ученикам либо ссылку на занятие, либо код от занятия, который необходимо ввести в поле, которое открывается после нажатия на кнопку в верхнем правом углу сайта (рис. 2).
Рис. 2. Код присоединения к живому уроку.
Первый этап урока – целеполагание. Презентация начинается с титульного листа, на котором описана тема урока: «Что такое Python?”. Ученики ставят цели и задачи, которые будут решаться во время урока (рис.3).
Рис. 3. Титульный слайд урока.
Второй этап урока – объяснение нового материала. С помощью презентации происходит объяснение нового материала: что такое Python и где применяется, кто его создал, логотип, возможности использования и какие популярные компании его используют, а также его простота, по сравнению с другими языками программирования. Пример информационного слайда представлен на рис. 4.
Рис. 4. Информационный слайд.
После тема переходит в рассматривание программ для написания кода: какие являются популярными, чем они отличаются и какой будет использоваться на уроках. Это показано на двух следующих слайдах (рис. 5 и рис. 6).
Рис. 5. Популярные редакторы кода.
Рис. 6. Редактор кода, используемый на уроках.
Так как урок дистанционный и проходит через компьютер/ноутбук/телефон, необходимо отвлечься от экрана и размяться. Для этого учитель проводит физкульт минутку, на которой ученики разминают глаза и шею.
Изучив материал, размявшись, переходим к закреплению полученных знаний.
Важной особенностью, которую предоставляет сервис, является возможность встраивать в презентацию интерактивные вопросы.
Ученикам дается небольшой тест, в котором даны вопросы и 4 варианта ответа. Ученики выбирают ответы, учитель у себя как организатор видит выбор и когда все ответили на вопросы, преподаватель дает комментарий по этому вопросу. На рисунках 7 и 8 показаны виды вопросов, которые можно дать ученикам: множественный выбор и открытый вопрос соответственно.
Рис. 7. Множественный выбор.
Рис. 8. Открытый вопрос.
Тест занимает 6 слайдов. Результат тестов и опросов учитель может посмотреть в разделе «Отчеты» сервиса. В нем переходим на вкладку «обзор» и видим, как ученики отвечали на вопросы и где возникли сложности (рис. 9).
Рис. 9. Результат тестирования.
После них следует слайд с описанием домашнего задания и слайд, в котором подводится итог, учитель проводит рефлексию, и дети на слайде выбирают вариант ответа к вопросу «Оцените, насколько Вам понравился урок?» (рис. 10).
Рис. 10. Рефлексия.
Результат опроса можно также увидеть на рис. 11. Все ученики выбрали вариант «Все было интересно!», что говорит о том, что ученикам материал был донесен понятным языком и урок им понравился.
Рис. 11. Результат рефлексии.
На этом урок заканчивается.
Таким образом, сервис позволяет организовать синхронную работу со слайдами для каждого ученика, включить интерактивные слайды в урок и получить мгновенную обратную связь, организовать опрос в конце урока. Т.е. вместо различных ресурсов – отдельно презентации, отдельно теста, отдельно опроса можно использовать возможности одного сервиса.
Список литературы:
Информатика. 8 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 176 с. : ил. ISBN 978-5-9963-3044-7
Босова Л. Л. Информатика. 8-9 классы. Начала программирования на языке Python. Дополнительные главы к учебникам / Л. Л. Босова, Н. А. Аквилянов, И. О. Кочергин и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 96 с. : ил. – ISBN 978-5-9963-5091-9