Культура устной речи в профессиональном образовании - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Культура устной речи в профессиональном образовании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Чем меньше культурный опыт человека, тем беднее его язык», — Д. С. Лихачев.

По тому, как человек говорит, можно судить о нем: о степени его интеллигентности, его психологической уравновешенности, об общей культуре. В обществе от поколения к поколению передаются правила культурной речи. Устная речь формируется в момент говорения. Материальная основа устной речи — звуковые волны, возникающие в результате произносимых звуков, издаваемых речевым аппаратом человека. Это обусловливает ее богатые интонационные возможности, проявляющиеся в мелодике речи, ее интенсивности, темпом и тембром. Большую роль в устной речи играет ударение, четкость произношения и паузирование. Формирование культуры устной речи связано с изучением и знанием орфоэпических норм. Если правописание связано с соблюдением норм орфографии, то правильное произношение регламентируется орфоэпией. Оба этих слова являются однокоренными, при этом общий корень «орфо-» (от греч. orthos) означает «прямой, правильный». И подобно тому, как трудно считать образованным того, кто не умеет грамотно писать, невозможно считать таковым и того, кто неправильно произносит слова, а также ставит в них неверные ударения. В первом случае человек нарушает орфоэпические нормы (единственно возможный вариант правильного произношения), во втором — акцентологические (принятый обществом вариант правильной постановки ударения).

Для устной речи характерны следующие признаки:

Многоканальность. Во время общения восприятие устной речи собеседником происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому довольно важно пространственное расположение общающихся, ситуация общения, психологическое состояние собеседников, а также невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимика и др.).

Необратимость. Для устной речи характерен необратимый характер, точно подмеченный в русской пословице: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь!» Устная речь развивается поступательно и линейно, что затрудняет возможность повторного возврата в какой-то момент сказанного. Тем не менее говорящий имеет возможность интонационно выделять наиболее важные моменты речи, использовать повторы, уточнения, отступления от основной линии повествования, комментарии и т.д.

Спонтанность. Степень спонтанности речи определяется степенью ее подготовки. Подготовленная речь в виде, например, лекции или доклада отличается меньшей спонтанностью, чем неподготовленная. Она более продуманна и структурирована. Неподготовленная речь, встречающаяся чаще, более спонтанна, она создается в момент говорения постепенно, по мере осознания того, что нужно сказать дальше. Поэтому для нее более характерны: остановки, паузы, срывы начатых фраз и речевых конструкций, короткие предложения, замена причастных и деепричастных оборотов сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, меньшая точность словоупотребления, а иногда и речевые ошибки.

Важным качеством хорошей речи является ее уместность. Уместность речи означает:

—соответствие теме;

—соответствие условиям речи, аудитории;

—выбор необходимых речевых средств, т. е. таких, которые наиболее эффективно служат целям общения;

—верный тон общения, такт в общении.

Уже в античной риторике эти особенности считались важнейшими предпосылками успеха оратора. Об этом писал Аристотель в «Риторике». Одним из условий эффективной речи является знание аудитории: уровня образованности, возраста, пола, а также знание условий речи, например, времени и места произнесения речи. Уместность речи означает выбор необходимых языковых средств. Прежде всего следует учитывать, что в языке существует две параллельные системы — система разговорной речи и система кодифицированного (нормированного) литературного языка. Таким образом, мы говорим иначе, чем пишем, но и говорим по-разному в быту и в официальной обстановке.

Разговорная речь конситуативна, т. е. во многом зависит от ситуации: времени и места действия, участников общения, речевого этикета, принятого в данной среде. Уместность выбора языковых средств необходима как в официальном общении, в письменной речи, так и в повседневном­ общении. В. Г. Костомаров отмечает, что «чувство соразмерности и соответствия» определяет стиль нашей речи. К. И. Чуковский писал, что невозможно представить беседу за обедом о домашних делах в таком стиле: «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади»... [Чуковский К. И. Живой как жизнь. М., 1962, с. 112]. Такое качество, как уместность речи, наглядно проявляется при выборе формул приветствия. У многих народов выбор приветствия зависит от возраста, пола, рода занятий, степени близости общающихся и даже времени суток. При этом большую роль играют мимика, жесты, интонация.

В русском языке «Здравствуйте!» сочетается с формами на вы, применяется по отношению к малознакомым или к знакомым в официальной обстановке общения.

Формула «Здравствуй!» допускается в общении с людьми близкими.

Нейтральными являются приветствия «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброе утро!».

Выделяется группа стилистически повышенных приветствий, употребляемых в официальной обстановке: «Приветствую Вас!», «Разрешите приветствовать Вас!», «Мое почтение!». Подобные приветствия используют обычно интеллигенты старшего и среднего поколения.

Формула «Привет!» свойственна непринужденному общению хорошо знакомых людей, как правило, общающихся на ты.

Приветствие «Здорово!» имеет помету «просторечное» и употребляется в основном при обращении к лицам мужского пола.

Необходимое требование к хорошей речи — ее логичность, последовательность в изложении мыслей.

Краткость речи также является признаком культуры речи. Краткость речи не означает краткости времени, в течение которого произносится речь. Краткость речи означает отсутствие всего лишнего, неважного, не относящегося к теме выступления, беседы, разговора. «Краткость — сестра таланта», — писал А. П. Чехов. Краткость влияет на то, как аудитория понимает выступление. Ведь чем больше слов в предложении, тем сложнее его понять. Если многие предложения в речи состоят из 20 или более слов, речь плохо усваивается аудиторией. Такую речь следует изменить. Краткость и простота речи обусловливают во многом ее успех. Так, известно, что первый президент США Авраам Линкольн произнес свою знаменитую речь о значении гражданской войны и демократических ценностей, состоящую всего из 10 предложений, большинство слов в которых насчитывает не более пяти букв.

Существенным признаком хорошей речи является ее точность. Точность речи понимается как употребление слов в полном соответствии с их языковым значением, строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности. Неточное употребление обусловлено часто смешением близких по сфере употребления, но все-таки разных по значению слов, например, ошибочно давать употреблять вместо продавать, брать вместо покупать и т. д.

В русском языке многообразны однокоренные слова, близкие по образованию, но разные по значению и употреблению. Их смешение наблюдается даже в официальной речи. Часто ошибочно употребляются слова героизм и героика. Существительное героизм сочетается преимущественно с существительными одушевленными. Слово героизм имеет значение «способность к совершению подвига». Слово героика употребляется с неодушевленными существительными, имеет значение «героическое содержание, героическая сторона чего-либо»: героика революции, героика коммунизма, героика труда, борьбы и т. д. Поэтому ошибочным будет такое употребление слова героика: «Пламенный патриотизм и высокая героика (нужно: высокий героизм) советских людей». Слова героизм и геройство употребляется как синонимические, обозначая смелость, храбростьгеройство (героизм) защитников города. Часто смешиваются слова преемник и приемник. При употреблении этих слов следует помнить, что преемник — существительное одушевленное, это тот, кто получил преемственно от кого-либо какие-либо права, общественное положение, обязанности; продолжатель чьей-либо деятельности, каких-либо традиций. Приемник — это существительное неодушевленное — устройство для приема, собирания чего-либо. Ошибочным является следующее употребление слова приемник: это позволяет новичкам быстро найти свое место в коллективе, полюбить его, стать достойным приемником (нужно: преемником) его хороших традиций.

В русском языке богатая синонимия. Синонимы — это слова, близкие по значению, но различающиеся оттенками значения или сферой употребления, стилистически. Знание языка позволяет выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию. Очень важно стилистически правильно употреблять синонимические слова. Из нарушений стилистических норм чаще всего встречаются случаи неуместного употребления стилистически окрашенных слов в нейтральном контексте. Например, вряд ли кто в разговорной речи будет говорить: «Мы с супругой поели». Ведь супруг, супруга — слова официально–книжные, и место им в официальной речи. Русские писатели призывали к борьбе за точность речи. Л. Н. Толстой писал: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розг» [Русские писатели о языке. Л., 1955, с. 288].

Одно из главных качеств хорошей речи — ее богатство, или разнообразие, прежде всего лексическое. Богатство речи предполагает также синтаксическое разнообразие (разнообразие разных типов предложений). Например, в выступлениях на любую тему хорошо «работает» так называемый «тройной прием» — объединение трех слов, фраз или предложений. Этот прием использовали величайшие ораторы мира. Стала крылатой фраза Юлия Цезаря: «Пришел. Увидел. Победил». Еще пример «тройного приема»: «Вольтер однажды сказал о Священной Римской империи, что она оказалась не священной, не римской, не империей. То же самое можно сказать и о системе гражданского судопроизводства Соединенных Штатов: она не гражданская, не судебная, не система»

Богатство речи проявляется в употреблении синонимов, антонимов, в соблюдении некоторых правил, например: следует избегать повторения в тексте однокоренных или одних и тех же слов в близком соседстве необходимо устранять лишние слова, которые могут появиться даже в короткой фразе. Разнообразны синонимические возможности русского языка. Синонимы помогают избегать ненужных повторений одного и того же слова, точнее передают мысли, выражая многообразие оттенков значения [Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка]. Богатство речи проявляется в употреблении антонимов (антонимы — это слова с противоположным значением). Употребление антонимов делает речь более выразительной. Употребление антонимов лежит в основе такой стилистической фигуры речи, как антитеза (см. далее), которая позволяет подчеркнуть характерные особенности сопоставляемых явлений, например: Глупый ищет видное место, а умного и в углу видать (Посл.).

Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Чистота речи предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Что же нарушает чистоту речи?

Диалектизмы. Говоря о необходимости избегать употребления диалектных слов, уместно вспомнить слова М. Горького: «Писать надо не по-вятски, не по-балахонски, писать надо по-русски».

Мы говорим, что диалектизмы нарушают чистоту литературной речи, особенно речи официальной, однако следует знать, что диалектизмы — слова, свойственные определенной системе. Это означает, что в народном языке определенной территории они не являются неправильными. Народный язык, в том числе и язык говоров (диалектов), — очень экспрессивный, выразительный, он отражает материальную и духовную культуру народа. Народ всему дает меткую характеристику, оценку, и не случайно русские писатели используют диалектные слова как важное средство изобразительности (вспомните, например, произведения С. Есенина, М. Шолохова и др.) Так, для характеристики неаккуратного человека литературному слову неряха в окающих говорах Тюменской области соответствуют слова охредь, растрепай и др., вялого, нерасторопного человека называют лемзя, пентюх, пыхтун, потихоня, охря, а значение «работая, сильно устать, наработаться» выражается словами: напластаться, утенькаться, утетенькаться, ухамаздаться, ухряпаться, ухлябаться и др. Д. С. Лихачев писал: «Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет».

Засоряют речь и так называемые словапаразиты, или слова– сорняки, — это слова, каждое из которых само по себе не вызывает никакого осуждения. Употребленные без необходимости, по привычке, для заполнения пауз, они являются «сором» в речи. Часто такими словами становятся: значит, вот, видите ли, собственно говоря, так сказать и т. п. Слова–сорняки появляются в устной, плохо подготовленной или неподготовленной речи, когда говорящий, с трудом подбирая слова, делает длинные паузы и для их заполнения употребляет семантически пустые слова (скажем так, стало быть, да, значит, короче, вообще, как его, в общем-то, это самое, там, ну и др.).

Как известно, речь человека может быть правильной, но она может не привлекать слушателей. Одной из причин этого является ее невыразительность. Еще В. Г. Белинский предупреждал, что в нормах языка не содержится всех элементов, необходимых для совершенного владения речью: «Грамматика учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке: она учит не ошибаться в согласии слов, в этимологических и синтаксических формах. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо — совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет, как олицетворенная грамматика, а его нельзя ни слушать, ни читать» [Русские писатели о языке, с. 196–197]. Выразительная речь — это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора или дипломата, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, однако любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.

Отчего зависит выразительность речи? Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко произносит слова, т. е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи — это фундамент культуры речи.

Составные части техники речи — дикция, дыхание, голос. Каждое слово, а в слове каждый звук должны произноситься четко — таково главное требование дикции.

По экспериментальным данным, оптимальное условие легко воспринимаемой речи — средний темп произношения. Изложение сложного материала диктует замедленный темп речи, обращение же к фактам, явлениям, связанным с чувственным опытом, жизненными ассоциациями, требует сравнительно убыстренного темпа. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Текст звучит не фразами, а отдельными словами.

Особенно внимательно нужно относиться к выразительной роли интонации (высота, сила, тембр, темп речи, паузы). Интонация позволяет подчеркнуть логическую и эмоциональную значимость высказывания. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. Для интонации важным является соблюдение пауз. Гладкая речь производит иногда впечатление заученности, поэтому может не нравиться слушателям, и некоторые ораторы, чтобы создать впечатление импровизированной речи, используют паузы припоминания.

Для того чтобы речь была выразительной, используют пословицы, поговорки, афоризмы, а также тропы: метафоры, сравнения гиперболы, эпитеты, экспрессивную лексику. Тропы — это такие обороты речи, которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления выразительности речи. Эпитет — это троп, основанный на использовании определений, придающих высказыванию образность и эмоциональность и, тем самым, воздействующих на адресата. Сравнение — троп, основанный на сопоставлении одного предмета с другими. К тропам, способствующим выразительности речи, относится метафора — троп, основанный на использовании переносного значения слов, при котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по сходству. Гипербола — троп, основанный на художественном преувеличении, литота — это троп, основанный на художественном преуменьшении (происходит увеличение или преуменьшение величины или значимости предмета, явления).

Качества хорошей речи — свойства речи, способствующие эффективному общению, характеризующие языковую личность говорящего (пишущего). Грамотная речь должна удовлетворять требованиям правильности, уместности, логичности, краткости, точности, чистоты, богатства, выразительности речи. Правильность речи — базовое коммуникативное качество речи, состоящее в соблюдении литературных норм — (орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических, стилистических). Уместность речи — соответствие содержания речи целям и условиям общения. Уместность речи обеспечивается адекватным пониманием речевой ситуации и умелым использованием слов и устойчивых оборотов. Логичность — последовательное изложение мыслей, соответствие высказываний законам логики, проявляющееся в связности и смысловой завершенности текста. Краткость речи состоит в умении выразить наиболее существенные признаки предмета речи, избегая излишних повторений, избыточных конструкций. Точность речи достигается путем строгого отбора слов и выражений, контексты употребления которых отражают их языковые значения. Чистота речи — устранение из речи жаргонных, просторечных, инвективных слов, слов–«сорняков». При создании речевых произведений следует помнить, что некоторые слова и выражения имеют ограниченную сферу употребления. К таким словам и словосочетаниям относятся неологизмы, архаизмы, историзмы, заимствования, профессионализмы, диалектизмы, канцеляризмы. Богатство речи зависит от разнообразия языковых средств, используемых автором сообщения. Большой объем лексико–синтаксического активного словаря дает возможность сформулировать одну и ту же мысль разными способами. Выразительности речи способствует созданию особого настроя у собеседника, позволяет усилить впечатление от сказанного, воздействовать не только на логическую, но и на эмоциональную сферу человека. Выразительность речи достигается использованием различных речевых фигур и тропов, пословиц и поговорок, афоризмов и фразеологических оборотов.

Список литературы:

Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.

Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М., 1998.

https://bstudy.net/723109/psihologiya/osobennosti_kultury_ustnoy_rechi

Просмотров работы: 54