ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ЖИВОТНЫХ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ЖИВОТНЫХ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ

Новоселова В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы экологии – это современная тенденция образования, проявляющаяся в проникновении экологических идей, понятий, принципов в дисциплине биологии. Именно экология требует внимания вообще всей системы образования и воспитания. Именно через понимание актуальных вопросов экологии и системе борьбы за сохранность животного мира, можно спасти человечество от экологической катастрофы. [1]

Именно поэтому экологическая ситуация, которая складывается на данный момент в России и в мире целом, требует к себе пристального внимания. По этой причине подписан указ президента (05.01.2016) о проведении в России в 2017 году «Года экологии» [6]. Сегодня остро стоит проблема роли формирования экологической культуры учащихся, так как она определяет будущую жизнь всего человечества и каждого человека в отдельности.

Формирование экологического сознания у учащихся, будет включать в себя следующие знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере обитания и в целом в окружающей человека природной среде. Его главной частью будут являться эстетические чувства и экологическая ответственность перед окружающим миром. Все это будет формировать у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; поможет так же устанавливать следственно-причинные связи для вывода, обобщать относительное состояние природы и правильное взаимодействие с ней.

В разделе школьной зоологии программа предоставляет картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Школьники имеют возможность узнать, что такое экологического равновесие, каким образом животные, простейшие могут взаимодействовать друг с другом и с антропогенными факторами. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и все обшей взаимосвязи между представителями царства животных. Также учащие, учатся понимать, что нарушение этих связей может поменять биологический баланс в природе, нанести ей непоправимый ущерб и ухудшает условия жизни человека. [1]

Каждый раздел в школьном курсе биологии несет свою смысловую нагрузку и задачи. Для учителя биологии важнейшей задачей является формирование готовности учащихся в условиях постоянного контакта с живой природой к практическому применению получаемых предметных знаний.

Ведущие исследования в области экологического образования принадлежит И.Д.Звереву, А.Н.Захлебному, И.Т.Суравегиной и др., в работах которых раскрываются концептуальные положения, теоретические основы содержания экологического образования, цели и задачи экологической деятельности учащихся. Непременным условием формирования у учащихся экологической культуры является взаимосвязь экологического образования, эстетического воспитания и научно-практической деятельности. Сформировать высокий уровень экологической образованности недостаточно путем проведения уроков и классных часов. Наиболее эффективный результат дает вовлечение учащихся в деятельность, где постоянно формируются знания, умения и воспитывается бережное отношение к природе. Примером деятельности в школе может быть озеленение кабинетов, пришкольной территории, проведение классных часов, предметных недель экологии, различных экологических акций, трудовых десантов. [2]

Но анализируя работу школьников, нужно отметить, что наиболее эффективным способом стало вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность с помощью дополнительного экологического образования. Проектная деятельность дает возможность выйти за рамки урока и предоставить изучаемую проблему объемно с позиции разных дисциплин.

Так же важно понимать, что в курсе «Экология животных» для 7 класса, например, содержание занятий посвящено изучению жизни животных: их поведению в обычных экстремальных условиях, способам приспособления к условиям обитания, взаимосвязи и взаимозависимости, взаимопомощи и общению среди животных. [5]

Поэтому хорошим опорным материалом для учителя будет являться учебник, при помощи которого появится возможность правильно организовать по четкому плану процесс обучения школьников (возьмем, к примеру, учебник биологии для 7 класса, раздел «Животные»).

Была разработана полная план-характеристика биологического объекта для раскрытия его основных характеристик:

- Название и систематическое положение

- Размер

- Образ жизни, место обитания

- Внешнее и внутреннее строение

- Процессы жизнедеятельности: питание, движение, дыхание, выделение, способы размножения

- Тип развития

- Представители данной систематической группы

- Внешний вид по изображению (рисунок, фотография)

- Значение в природе

- Значение в жизни человека

Этот план позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и на уроке, и при выполнении домашнего задания. В соответствии с принципом системности необходимо создать условия для усвоения школьником конкретных взаимосвязей строения биологического объекта, образа жизни организма, способ питания, роли в природе и жизни человека. Системное построение материала позволяет учащимся прийти к пониманию важности каждого существа на планете Земля, роли человека в поддержании и сохранении многообразия представителей царства животных, бережного их использования в своих нуждах и целях. Особое внимание следует уделить изучению животных, которые могут нанести вред здоровью человека и домашних животным, а также растениям, предметам быта; изучению способов заражения и предотвращения возникновения заболеваний. Эти цели и задачи ставят перед учителем и ФГОС, и ЕГЭ. [7]

Готовым результатом при изучении экологии, должны быть важнейшие вопросы, ответ на которые учащийся может ответить, а именно: какую роль играют животные, представители типа, класса, отряда в природе и отдельно – значение в жизни человека. Кто и чем (с примерами) полезен человеку, кого человек приручил, стал использовать в своей жизни, а кто опасен и вреден человеку и чем. Обязательно с конкретными названиями и наглядным материалом, цветными иллюстрациями. Ведь учащиеся встречаются с разнообразными представителями животного мира, к тому же современные средства изображения дают прекрасную возможность представить материал с максимальной биологической точностью и достоверностью. [4]

Поскольку в современном мире значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. Можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.

В курсе школьной зоологии изучаются вопросы экологии и охраны животных. В таблице 1 представим, содержание вопросов экологии и охраны животных в курсе зоологии 7 класса на уроках. [3]

Таблица 1

Изучение вопросов экологии и охраны животных в курсе школьной зоологии

(линия В. В. Пасечника)

Тема

Кол-во часов

Основное содержание учебного курса

Деятельность обучающихся

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

1 ч.

Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных среды обитания.

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опрных схем, практическая работа, наблюдение, определение видов с помощью определителя.

Условия существования животных

5ч.

Условия существования. Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязь организма и среды обитания. Роль и место животных в природе, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. Предельные условия существования животных. Происхождение животных.

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», работы с атласом, зоографическими картами, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации.

Среды жизни

5 ч.

Среда обитания: воданя характеристика. Водоемы как жилище, бентос, планктон. Животный мир морей и рек. Животный мир почвы. Среда обитания: почвенная характеристика. Почва, плотность почвы, кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные – землерои. Живой организм как среда обитания животных. Среда обитания: организменная характеристика. Животные - паразиты

Работа с дополнительной литературой, просмотр презентаций, видеофрагмента, обсуждение после просмотра, написание эссе. КТД, работа в группах, творческий отчет.

Численность животных

3 ч.

Популяции животных. Характеристика популяций. Плотность популяций. Неоднородность среды. Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная книга.

Работа со справочной литературой, видеофрагментов, обсуждение, составление опорных схем. Составление творческого отчета.

Изменения в животном мире Земли

6 ч.

Естественные и искусственные условия обитания. Деятельность человека, загрязнение. Домашние животные, охрана, редкие и исчезающие животные. Красная книга. Охраняемые виды животных нашего края.

Работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов, обсуждение, составление опорных схем. Составление творческого отчета.

Таким образом, использование как традиционных, так и инновационных технологий обучения школьников позволяют достигнуть хороших результатов, как в оценке промежуточных знаний, так и в оценке общей подготовки обучающихся.

Список используемых источников

Актуальные проблемы педагогики и психологии // Сборник научных трудов КГПУ. – Вып. 6. – 2003. – 270 с. – Текст : непосредственный.

Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Методика обучения биологии в современной школе. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: «Юрайт», 2017. – Текст : непосредственный.

Пасечник В. В. Биология.7 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова. ФГОС; Просвещение; 2014. – Текст : непосредственный.

Пономарева И.Н. Экология: наука и образование. СПб, РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. -353 с. – Текст : непосредственный.

Сухорукова Л.Н., Сорокин А.Д., Власова Е.А. Системный подход в конструировании содержания общего биологического образования – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. 2017.- № 2.- С.90–94.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 01 февраля 2011 года № 19644 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html / Рус. яз. Заголовок с экрана (дата обращения 14.09.17).

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями 2017) http://relasko.ru/forum/66 20473 1 excel.

Просмотров работы: 39