Обзорная экскурсия - это экскурсия, которая отличается большим количеством разнообразных тем, а также позволяет за короткий срок получить наиболее общее и цельное представление об объекте. Практически все обзорные экскурсии схожи между собой и имеют несколько подтем. Выбор основных и обязательных подтем - довольно сложная задача экскурсовода.
Отличия обзорных экскурсий объясняются особенностями культурно-исторического развития города, области или края. Чтобы лучше определить специфику той или иной экскурсии, было установлено условное деление городов на типы: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих людей. Таким образом, в обзорных экскурсиях предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна подтема по своей значимости обязательно становится ведущей. Наличие множества подтем для одной экскурсии дает возможность преобразовать каждую из подтем в отдельную экскурсию.
Создание и совершенствование обзорных экскурсий - сложная и проблематичная работа. Раньше все эти проблемы решались совместными усилиями экскурсоводов - членов одной секции бюро путешествий и экскурсий. Сейчас тяжесть этого дела часто возлагается на одного-двух человек [8].
Разработка обзорной экскурсии состоит из нескольких этапов [6]:
1. Предварительная работа. На этом этапе осуществляется подбор материала для будущей экскурсии, его изучение с целью накопления знаний по данной теме. Определяются цели и задачи экскурсии, исходя из полученных сведений разрабатывается маршрут. Одновременно с этим отбираются объекты для показа.
2. Непосредственная разработка экскурсии. На этом этапе составляется экскурсионный маршрут, обрабатывается фактический материал, проводится работа над содержанием экскурсии, в том числе ее основной частью, представленной несколькими основными вопросами. После этого осуществляется написание контрольного текста экскурсии, проводится работа над методикой проведения экскурсии. Затем производится выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии. После всего прорабатывается методическая разработка экскурсий, осуществляется написание индивидуального текста. Данный текст могут писать как экскурсоводы, так и специально обученные для этого люди.
3. Заключительная часть. Этот этап завершает создание экскурсии тем, что осуществляет прием и защиту экскурсии на маршруте. Проводится пробное проведение экскурсии, экскурсоводы же, которые успешно защитили свою тему, допускаются для работы на маршруте.
Независимо от темы, вида и формы проведения экскурсии, по схеме образования они все похожи. Они имеют три главные части: вступление, основную часть и заключение.
1) Вступление состоит из двух частей:
● организационная - ознакомление с экскурсионной группой, а также общий инструктаж, в том числе правила безопасности.
● информационная - краткое сообщение о схеме проводимой экскурсии, длительности и протяженности маршрута, времени отправления и прибытия, наличии санитарных остановок, ответы на вопросы туристов.
2) Основная часть основана на конкретных экскурсионных объектах, а именно экскурсовод сочетает показ и рассказ о них. Важным для экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы они способствовали раскрытию темы экскурсии. Причем необходимо определенное время пребывания на каждом объекте.
3) Заключение, как правило, не связано с экскурсионными объектами, а больше обращается к теме экскурсии. Оно должно состоять по времени не более 5-7 минут, и также иметь две части:
● итог экскурсии - вывод о достигнутой цели экскурсии.
● информационная часть - экскурсовод предоставляет информацию о других экскурсиях, которые могли бы в дальнейшем углубить изучаемую тему [9]
Если рассматривать процесс разработки обзорной экскурсии более подробно, то можно выделить следующие этапы:
1) Выбор темы, определение цели и задач экскурсии, формулировка названия.
Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема организует внимание учащихся в определенном направлении, определяет в значительной степени выбор экскурсионных объектов, ставит твердые рамки для экскурсионной работы. Тема определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут быть включены в несколько экскурсий. Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не совпадать. Названия экскурсий должны быть точными, выразительными, запоминающимися, содержать элемент рекламы.
Цель экскурсии – это главный вопрос, ответ на который дает экскурсия. Например, экскурсия на тему «Город Заречный в прошлом, в настоящем и в будущем»должна показать, какое место занимает наш город в жизни атомщиков России. Главная цель обзорной экскурсии по городу – дать общую характеристику города, показать его культурно-историческое своеобразие.
Задачи – это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Решение этих задач позволит достигнуть цели экскурсии. Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3-4 до 10-15 в зависимости от экскурсии.
2) Составление библиографического списка и изучение литературы по теме.
В библиографический список включаются источники и литература по теме экскурсии.
К источникам относят все материалы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, характеризующие эту эпоху, имеющие непосредственное отношение к характеризуемой личности или событию. Это могут быть письменные источники: документальные (законодательные акты, законы, договоры, указы, распоряжения и т.п.) и повествовательные (летописи, хроники, исторические повести, воспоминания и свидетельства очевидцев, письма и т.п.); вещественные (собираются и изучаются археологией), этнографические (примеры быта, нравов, обычаев народов, которые нередко отсутствуют в письменных источниках); лингвистические; устные (былины, сказки, песни, пословицы); кино-, фоно- и фотоматериалы.
Литература содержит книги, брошюры, статьи по теме экскурсии, в которых анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.
При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные всех опубликованных источников и литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.
Если источники не опубликованы, а находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.
3) Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Правильный отбор объектов имеет огромное значение для успеха экскурсии. Объекты – зрительная основа экскурсии, на их показе строится рассказ экскурсовода, раскрывается тема.
4) Составление маршрута экскурсии.
Маршрут экскурсии – это путь следования экскурсионной группы, который должен строиться таким образом, чтобы охватить все наиболее существенные, важные памятники, необходимые для исчерпывающего освещения темы. При этом при составлении маршрута следует достигать максимальной экономии в передвижении группы, чтобы длинные переходы не утомляли экскурсантов. Исходный и конечный пункты маршрута должны соответствовать характеру изучаемой темы: «Исходный пункт должен дать завязку экскурсионного маршрута... конечный же пункт экскурсии должен намечаться таким образом, чтобы в нем можно было закрепить и обобщить экскурсионный материал всего маршрута и... подвести итог всей экскурсии» [6,c.74].
Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следующие основные требования:
● показ объектов должен вестись в логической последовательности;
● маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;
● компактность маршрута – переезды или переходы от объекта к объекту не должны превышать 10-15 минут;
● необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустроенным магистралям города;
● нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;
● необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объектов;
● необходимо учитывать правила дорожного движения, правила перевозки пассажиров, а также другие документы, регламентирующие передвижение по российским или зарубежным дорогам.
Существует несколько принципов построения экскурсионного маршрута:
Хронологический принцип. Это когда объекты показываются в соответствии с датой возникновения или постройки, порядком участия в событиях или в жизни конкретной личности. По этому принципу могут быть построены маршруты исторических, биографических, искусствоведческих и других экскурсии;
Тематический принцип предполагает показ объектов в соответствии с принадлежностью к теме или подтеме экскурсии;
Комплексный тематико-хронологический принцип применяется чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы [6].
5) Объезд или обход маршрута.
После составления маршрута необходимо совершить его предварительный объезд или обход с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъездов к ним, мест остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы. Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка осмотра будет занята другой туристской группой.
Одновременно осуществляется хронометраж времени: уточняется длительность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, необходимое для показа объекта. Рассчитывается общая продолжительность экскурсии. Также определяется протяженность экскурсии в километрах.
Объезд или обход маршрута необходим тогда, когда экскурсия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть неожиданно перекрыт или объект может быть взят на реставрацию, огорожен забором или покрыт строительными лесами, что сделает невозможным его показ.
«Желательно, чтобы накануне экскурсии руководитель сам прошелся (если это возможно) по маршруту экскурсии, дабы избежать каких- либо неожиданностей во время работы», – писал В.И. Адо [1]. С такими неожиданностями он сам неоднократно сталкивался по время проведения экскурсий по Казани. Например, «при проведении экскурсии вокруг стен Кремля ранней весной передвижение группы было затруднено сугробами снега. Препятствие это расстроило экскурсантов... Другой случай: проходя с экскурсантами по бульвару вокруг Кремля, мы наткнулись неожиданно на недавно обвалившийся участок стены загородивший нам проход заинтересовавший экскурсантов и отвлекший их внимание» [1].
6) Подготовка индивидуального и контрольного текстов экскурсии.
К этому этапу следует переходить после утверждения маршрута экскурсии. Существует два вида экскурсионного текста. Контрольный текст — это текст, который лежит в экскурсионной организации, им может воспользоваться любой другой экскурсовод. Контрольный текст составляется в соответствии с целью и темой экскурсии, но без учета последовательности показа объектов на маршруте. В тексте должны быть цифры и факты, цитаты, подкрепленные ссылками на соответствующие источники или литературу, а также материалы, которые должны войти в состав вступления, заключения и логических переходов. В соответствии с ГОСТ Р 54604–2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования. [5], контрольный текст экскурсии – технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.
Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40-50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной экскурсии – 25-30.
Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя, его текст должен соответствовать контрольному в отношении фактического материала, но материал должен быть изложен строго в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение), а также с последовательностью показа объектов на маршруте.
7) Комплектование «портфеля экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» – это условное название комплекта наглядных пособий, которые используются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановления первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе.
Наглядные пособия можно разделить на группы:
● естественные наглядные пособия (гербарий, семена, коллекции засушенных насекомых, образцы минералов, почвы и др.);
● изобразительные наглядные пособия (репродукции произведений живописи, графики, открытки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, таблицы, диаграммы, фотокопии (фотографии людей, исторических документов, улиц, памятников, животных и др.);
● технические наглядные пособия: экранные (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы) и звуковые (аудиозаписи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).
В портфель можно также включить образцы продукции промышленных предприятий, образцы народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).
Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экскурсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.
В 3-4-часовой экскурсии пособий может быть около, но не более 15. Обилие пособий может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Отбор пособий требует критического подхода. Принципами отбора наглядных пособий являются, в частности, степень помощи пособия в раскрытии темы экскурсии, соответствие теме, степень информативности пособия, наглядность.
8) Определение методических приемов экскурсии.
Методические приемы проведения экскурсии делятся на приемы показа, рассказа и движения, а также на особые методические приемы. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целесообразно использовать при показе каждого конкретного объекта на каждом конкретном участке маршрута.
9) Определение техники ведения экскурсии.
Техника объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Если это автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, место экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фотографирования, покупки сувениров, отдыха.
10) Составление технологической карты экскурсии.
Технологическая карта (в прошлом этот документ называли методической разработкой) является основным документом экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии. В соответствии с ГОСТ Р 54604–2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования[5] технологическая карта экскурсии – технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. Технологическая карта включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии. Здесь определяются тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжительность и продолжительность всех проездов и остановок, методические приемы ведения экскурсии, техника проведения экскурсии. Технологическая карта составляется под каждую тему и для каждой категории слушателей отдельно. Объем карты составляет в среднем 6-12 страниц.
11) Прием экскурсии на маршруте.
Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обычно проводит руководитель группы или один из ее членов. После приема экскурсии происходит утверждении экскурсии и допуск экскурсовода к работе на маршруте.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс создания экскурсии требует большого труда и внимания к деталям. Это весьма кропотливая работа, в которой участвует не один человек. Это совместный труд нескольких людей, результатом которого является познавательный и развлекательный досуг [7].
Переходя к вопросу проектирования экскурсии «Город Заречный в прошлом, в настоящем и в будущем» необходимо охарактеризовать сам город Заречный Свердловской области и его экскурсионный потенциал.
Заречный - один из самых молодых городов Свердловской области. Он появился благодаря развитию атомной энергетики. В 1954 году в 15 километрах от поселка Белоярский было решено построить тепловую электростанцию.
2 июля 1955 года вышел документ об отводе земли под строительную площадку Белоярской электростанции. Это была Всесоюзная комсомольская стройка. Первые строители прибыли в сентябре 1955 года с Украины – из Житомирской, Днепропетровской и Полтавской областей. Постепенно численность строителей росла, прибыли и ленинградцы [2].
Появившийся поселок строителей сами жители называли Лесным. Однако такой населенный пункт в регионе уже был, поэтому решением Свердловского облисполкома от 1 октября 1957 года был образован поселок Заречный Белоярского района.
В 1957 году правительство решило построить вместо тепловой электростанции атомную. БАЭС была запроектирована мощностью 400 тысяч кВт/час и предназначалась для покрытия дефицита мощности в Свердловской энергосистеме, а также для экспериментальных работ. БАЭС стала второй промышленной атомной станцией в Советском Союзе (после Обнинской). В 1960 году строящейся атомной станции было присвоено имя И.В. Курчатова [3].
Для охлаждения реакторов было построено огромное Белоярское водохранилище. В 1963 году был построен реактор мощностью 100 тысяч кВтч/час. 15 июля 1963 года состоялся физический пуск реактора, а 26 апреля 1964 года – энергетический пуск. 29 декабря 1967 года пустили второй реактор, ток начал поступать в систему Свердловэнерго. Третий энергоблок БН-600 с реактором на быстрых нейтронах пустили 8 апреля 1980 года [4].
Вместе с этим рос и населенный пункт. 7 сентября 1992 года рабочий поселок Заречный получил статус города областного подчинения.
Недавно был пущен новый, четвертый, энергоблок БАЭС. По данным на 2017 год, в городе проживает более 27 тысяч человек [3].
Главные достопримечательности города – Белоярское водохранилище и бульвар Алещенкова [3].
Белоярское водохранилище наиболее живописно в районе плотины. Над рекой Пышмой тут поднимаются красивые скалы. На самом водоеме хорошая рыбалка [3].
Город расположен на реке Пышма, в 40 км к востоку от Екатеринбурга. Городской округ Заречный объединяет: город Заречный, село Мезенское, деревни Гагарка, Боярка и Курманка; находится на Среднем Урале, в южной части Свердловской обл. и занимает площадь 29927 гектаров. Старейшим населённым пунктом округа является с. Мезенское, основанное в 1612 г [3].
По городскому округу Заречный проходит [3]:
– автодорога Федерального значения: г. Екатеринбург – г. Тюмень;
– автодорога областного значения: г. Екатеринбург – г. Тюмень – п.Студенческий – д. Большие Брусяны;
– автодороги местного значения: с. Мезенское – д. Курманка – д.Боярка; с. Мезенское – д. Курманка – д. Боярка – санаторий «Баженово»; с.Мезенское – г. Заречный; д. Боярка – гидроузел Белоярского водохранилища; с. Мезенское – станция «Баженово»;
Железные дороги: г. Екатеринбург – г. Тюмень; ст. Баженово – г.Асбест; разъезд Мезенский – д. Курманка.
Город Заречный Свердловской области обладает достаточным потенциалом для составления экскурсионной программы.Под экскурсионной программой понимается последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах [5]. Нами определен маршрут экскурсии: бульвар имени Алещенкова - аллея влюбленных - краеведческий музей - сквер имени Юрия Муракова - ДК Ровесник - Вечный огонь - музей военной техники - стадион «Электрон» - бассейн «Нептун» - Таховский бульвар. Рассмотрев объекты показа, целесообразно перейти к составлению программы экскурсии
Таблица 1
Программа экскурсии
Время |
Мероприятие |
Способ передвижения, расстояние в метрах |
1 |
2 |
3 |
09.45-10.00. |
Сбор группы на бульваре имени Алещенкова |
Пешком |
10.00-10.10 |
Остановка у скульптуры «Я люблю Заречный» Фотосессия |
Пешком |
10.10.-10.20 |
Аллея влюбленных. Памятник святым Петру и Февронии |
Пешком |
10.20-10.30 (10 минут) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (200 м) |
10.30-11.05 (35 мин) |
Посещение и осмотр Краеведческого музея. Рассказ экскурсовода |
Пешком |
11.05-11.10 (5 мин.) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (100 м) |
11.10-11.25 (15 мин) |
Сквер Юрия Муракова. Осмотр фонтана Фотосессия |
Пешком |
11.25-11.35 (10 мин.) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (200 м) |
11.35-11.40 (5 мин) |
ДК Ровесник. Остановка у входа в ДК и осмотр |
Пешком |
11.40-11.50 (10 мин) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (250 м) |
11.50-12.00 (10 мин.) |
Музей военной техники под открытым небом |
Пешком |
12.00-12.10 (10 мин) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (250 м) |
12.10-12.20 |
Спортивный комплекс «Электрон» |
Пешком |
12.20-12.30 (10 мин) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (250 м) |
12.30-12.40 (10 мин) |
Бассейн «Нептун» |
Пешком |
12.20-12.25 (5 мин) |
Переход к следующему объекту показа |
Пешком (100 м) |
12.25-12.45 (20 мин) |
Таховский бульвар |
Пешком |
Таким образом, тема экскурсии: «Город Заречный в прошлом, в настоящем и в будущем» раскрыта, цель достигнута, задачи решены. Десять объектов показа осмотрены. Продолжительность экскурсии – 3 час., а протяженность составила 5 км.
Библиографический список
Адо В.И. Культурно-исторические школьные экскурсии в Казани: Методологические основы и методическая практика./ В.И. Адо. - Казань: [б. и.], 1927. – 74 с.
Город Заречный [Электронный ресурс] / Ураловед: сайт; URL: https://uraloved.ru/goroda-i-sela/sverdlovskaya-obl/gorod-zarechnyj
Город Заречный: история, достопримечательности, фото [Электронный ресурс]; URL: https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/gorod-zarechniy/
Городской округ Заречный [Электронный ресурс]; URL: http://gorod-zarechny.ru/about/
ГОСТ Р 54604–2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования. – М.: Стандартинформ, 2012. – 8 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник / Б.В. Емельянов. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2007.–216 с.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко – Ростов-н-Д.: МарТ, 2008.-272с. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник / Б.В. Емельянов. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2007.–216 с.
Методика проектирования экскурсии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/337338/turizm/metodika_proektirovaniya_ekskursii
Общая характеристика обзорных и тематических экскурсий [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://studbooks.net/712579/turizm/obschaya_harakteristika_obzornyh_tematicheskih_ekskursiy
Разработка обзорной экскурсии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/turizm/razrabotka_obzornoy_ekskursii/