Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на занятиях математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Вычисляем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе.
Целью изучения стали нестандартные приёмы вычислений, демонстрация которых показывает, что их применение делает процесс вычислений полезным и интересным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
найти необычные способы вычислений;
научиться их применять;
рассмотреть конкретные примеры на практике;
передать полученные знания окружающим.
Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5
При возведении в квадрат числа, оканчивающегося на 5, нужно:
умножить число десятков на число, которое на единицу больше;
к полученному произведению приписать 25.
Например, рассмотрим , где 8 - число десятков, тогда 89=72. Затем к произведению 72 припишем 25 и получим 7225. Следовательно, .
Умножение числа на 11
Для умножения числа на 11, нужно поступать так:
- записать число, которое нужно умножить на 11;
- вставить между цифрами исходного числа сумму этих цифр;
- прибавить 1 к первой цифре исходного числа, если сумма, полученная в предыдущем пункте, является двузначным числом.
Например, 54∙11 = 5(5+4)4 = 594.
Такой способ подходит только для умножения двузначных чисел.
Умножение трёхзначного числа на 101
Для умножения заданного числа на 101, нужно:
- увеличить первый множитель (заданное число) на число его сотен;
- приписать справа к полученному результату две последние цифры первого множителя.
Умножим число 155 на 101:
155 + 1 = 156;
к 156 приписываем справа 55: 15655.
Таким образом, 155∙101 = 15655.
Таблица Оконешникова
Способы вычислений постоянно совершенствуются. Рассмотрим один из новых способов умножения, который разработал Василий Иванович Оконешников. По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки, на калькуляторе.
7 8 9
6 5 4
3 2 1
При этом, каждая “кнопка” делится еще на 9 квадратов, в которой записываются результаты перемножения числа данной кнопки на числа от одного до девяти, то есть получаем своеобразную таблицу умножения. Данный метод имеет ограничение - умножение возможно на однозначное число. Например, найдем произведение чисел 9654 и 2. Для этого обратимся к квадрату, соответствующему двойке, Выбираем числа, соответствующие цифрам в записи данного числа по порядку: девятке, шестёрки, пятёрки, четвёрки. Получаем: 18 12 10 08. Левую цифру (в нашем примере - 1) оставляем без изменений, а следующие складываем попарно: восьмёрку с единицей, двойку с единицей. Последняя цифра также без изменений. 1(8 + 1)(2+1)(0+0)8 = 19308. Число 19308 является результатом умножения. Умножение многозначного числа на однозначное по методу Василия Ивановича Оконешникова позволяет выполнить расчеты достаточно просто и быстро, если имеется готовая таблица. Таблицу не обязательно держать в уме, достаточно иметь ее перед глазами, а также научиться пользоваться.
Таким образом, знание нестандартных способов вычислений позволяет людям обходиться без калькулятора и дополнительных технических средств, овладеть навыками, способствующими развитию памяти и логики. Данными навыками счета может овладеть любой человек, главное – иметь желание научиться.
Библиографический список
Перельман Я. И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: Издательство Русанова, 1994. – С. 142-144.
Корнеев А.А. Феномен русского умножения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.numbernautics.ru