Дети с ограниченными возможностями – это дети, которые с рождения имеют различные, как психические, так и физические отклонения в развитии. Данные отклонения могут проявляться в нарушениях восприятия, внимания, зрения, слуха, а также отклонения в процессе жизненно важных органов, которые влекут за собой нарушения дыхания, пищеварения, кровообращения и т.д. «Описанные к настоящему моменту нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстрировать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дезадаптации.
Не стоит забывать о родителях, которые проделывают психологическую работу как над собой, так и со своими особенными детьми, ведь это огромный труд, а их наставниками на данном пути служат педагоги. Психологическая работа педагога в данных семьях важна не меньше, чем настрой самих членов семьи.
Коррекционная работа в зарубежной практике производится в ходе косвенных воздействий на своего подопечного с помощью интенсивного взаимодействия в микро-группах. Специалисты видят огромные возможности в детях с особенностями во взаимодействии и свободном общении со сверстниками, именно так создаются условия для формирования социализации. Для детей с отклоняющимся развитием используют ряд методов таких как: разработка правил, и их усвоение, для семейной жизни и разбор конфликтных ситуаций и пути их решений.
Успешной социализации помогает участие в процессе близких родственников и родителей детей. Целесообразным считаются формы неформального общения, общие праздники, прогулки, пикники и другое. Придерживаясь только этого правила, можно добиться положительного результата во взаимодействии с ребенком.
Мария Монтессори была убеждена: «Практически каждый ребенок является нормальным человеком, который способен найти себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, помогает реализовать заложенный в формирующейся личности потенциал, физическое и духовное развитие».
Независимо от уровня психического состояния и умственного развития, личность ребенка с отклонениями также важна. Принцип гуманизации, исходя из этого выдвинул правило, что все имеют возможность получить образование соответствующего уровня.
Специальным стандартом образования для детей с отклонениями является-ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), согласованный с Конституцией РФ и Декларацией о правах ребенка, что дает гарантию на обязательное и бесплатное образование.
Основным стандартом является согласованность и своевременность в воспитании ребенка с отклонениями в развитии. В России созданы специальные дошкольные коррекционные организации, а также все чаще практикуется социализация ребенка в среду нормально развивающихся детей, так называемые учреждения общего типа. Таким образом численность образовательных организаций составляется из здоровых детей, с обычным ходом развития и воспитанников с ограниченными возможностями. Но и есть недоработки в системе образования детей с ОВЗ, так на пример проблема психолого-педагогического сопровождения детей в условиях детского сада. Данный недостаток заключается в категориях заболеваний детей с ОВЗ и их возможностью обучаемости и достижений, в плане навыков и знаний в окружающем мире.
Задача педагога-психолога заключается в правильном создании благоприятных условия для социализации ребенка еще на дошкольном уровне, данная деятельность закладывает в воспитанника умения коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми людьми на основе субъект-субъектные отношения.
Ключевая задача работы педагога-психолога - коррекционная и развивающая деятельность с педагогами и родителями детей данной категории.
Социальный педагог в системе органов внутренних дел также является педагогом-психологом. Объект работы сотрудников ПДН – дети с отклоняющимся поведением, оно может быть как врожденное заболевание, так и нарушением в психики, в ходе неблагоприятной обстановки в семье и социуме.
Цель заключается в общение с неблагополучными семьями, где дети отстают в развитии из-за отсутствия корректного воспитания и правильного подхода к особенным детям. Подростки данной категории отличаются агрессивным поведением, которое прогрессирует в правонарушения и даже опасные преступления. Работа с данными детьми требует особенной ответственности, сдержанности и психологической устойчивости.
Исходя из материала данной работы, можно сделать вывод об актуальности данной работы и данной проблемы, которая затрагивает не только современный мир, но и имеет свои корни в далеком прошлом. Сейчас эта тема все чаще поднимается в образовательных организациях и приравнивается к норме обучение детей с отклоняющимся развитием наравне со здоровыми сверстниками.
Список литературы:
Никитская, Е. А. Индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии / Е. А. Никитская, Д. И. Сиворонов // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2018. – № 2. – С. 32-34.
Ерофеева, М. А. Психическое здоровье как психологическая категория: сущность и границы понятия / М. А. Ерофеева, А. А. Зуйкова // Формирование здорового образа жизни : учебное пособие / Государственный социально-гуманитарный университет. – КОЛОМНА : Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. – С. 4-15.