В последнее время можно очень часто увидеть в различных гипермаркетах, супермаркетах, торговых центрах такие выражения как «клиенториентированность», «интересы клиентов».
Вопрос заключается в том, что для продавца, действительно важно: реальное удовлетворение желаний покупателя или навязывание неких стандартов поведения. Любой продавец ищет способ, как же нажиться на своих покупателях или же им манипулировать.
В настоящее время все больше и больше продавцы-консультанты манипулируют людьми. Многие люди сталкиваются при покупке товаров в магазинах с различными примерами манипуляций продавцов с помощью акций и скидок. Таких хитрых вариантов огромное количество. Ярким примером может стать «чёрная пятница», « фестиваль скидок».
К большому сожалению, анализ подобных массовых акций, показывает, что многие продавцы заранее перед акцией завышают цену. И уже от этой завышенной цены дают впечатляющую людей скидку. Лично я сталкивался с такой ситуацией, когда цена с "супер-скидкой" во время подобного мероприятия, оказывалась выше обычной розничной цены за месяц до него.
Например, в некоторых продовольственных магазинах вывешивают ценники на продукты со скидкой размером листа формата А4, на которых написано название продукта. Но на самом деле оказывается, что нет этого продукта, а лежит аналог от другого производителя, но по совершенно другой цене. Человек автоматически, глядя на ценник, бросает товар в корзину, а расхождение с реальной ценой, в большинстве случаев замечает дома, или не замечает вообще. Особо внимательные могут заметить это и на кассе, но таких, к большому сожалению не так уж и много.
Кроме этого, зачастую в магазинах большими буквами указывают, что скидка действует на какой продукт, а мелкими буквами указывают, что скидка действует только при покупке определенного количества товара. Некоторые особо изощренные, ставят количество превышающее количество продуктов в заводской упаковке. Например, при покупке минеральной воды скидка может действовать на 12 бутылок, при этом в заводской упаковке бутылок всего 8. Соответственно, не каждый покупатель будет считать количество бутылок в упаковке, такой тонкий нюанс улавливают очень не многие.
Или еще, к примеру, бывает такое, что в продуктовых магазинах пишется цена товара за 100 грамм этого продукта. Допустим, что 100 грамм Голандского сыра стоит 140 рублей, на торговом прилавке лежит упаковка этого Голандского сыра с массовой долей веса в 600 грамм, а на ценнике крупным шрифтом написано, что этот сыр стоит 140 рублей и мелким шрифтом, что это цена за сто грамм продукта.
Очередной риск распродаж – вещи плохого качества. Но рядом с уцененными товарами в 90 процентов случаев будет этикетка «Товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит», что, кстати, нарушает закон о защите прав потребителей. Продавцы бытовой техники пользуются еще более неприятной уловкой – происходит реклама, к примеру, холодильника; покупатель настраивается на покупку и приходит в магазин с мыслью о том, что сегодня он купит холодильник; покупателю говорят, что данная модель закончилась, предлагают другую намного дороже, и покупатель невольно ведется на такой маркетинговый ход.
Обман на распродажах – вещь довольно стабильная в течение последних 15 лет. Ещё один распространённый приём – объявления типа «товар обмену и возврату не подлежит». Это полная ерунда, если что-то не подошло по размеру, то скидка тут никак не влияет. Если же продавец отказывается принимать, нужно позвать администратора и вместе с ним полистать закон «О защите прав потребителей», и, в крайнем случае, можно подавать в суд или обратиться в Роспотребнадзор.
Все вышеизложенное позволяет прийти к выводу, продавцы в своих манипуляциях используют тонкий психологический расчет, который звучит так: «Скидку видят все! А на условия, большинство не обращает внимание». Будьте внимательны и не поддвайтесь манипуляциям.