«Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности» [1].
В современном мире очень важна роль коммуникаций. Каждая секунда, минута, день заполнена информацией. Информацией – это любые сведения, независимо от той формы, в которой они представлены.
Всем известно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром.
В данное время основным способом получения информации является интернет, а в деловых отношениях, порой важна каждая минута, а также уникальность полученной информации. Именно в вопросах бизнеса, коммуникации между людьми играют важнейшую роль - побеждает тот, у кого эффективнее налажены коммуникации.
«Роль этики делового общения заключается в следующих положениях:
− добиться заданных целей,
− построить успешно-функционирующую систему бизнеса,
− рост по карьерной лестнице.
Без этических норм делового общения отношения имеют беспорядочную структуру. Этика нужна в целях развития общения между работниками организации, а также в целях проведения переговоров с иными компаниями, клиентами и т. д.» [2].
«Благодаря интернету сформировалось ещё и такое понятие, как сетевой этикет — общение в мессенджерах, социальных сетях, блогах, форумах, видеоконференциях и по электронной почте» [3].
«Мы все общаемся в сети, но часто не задумываемся о том, правильно ли это делаем. Как вести себя на веб-форумах и в блогосферах?» [4]. Каким принципам следовать пользователям, чтобы сделать цифровую коммуникацию эффективной и приятной?
Внезапно переведенные люди на удаленную работу перенесли перевели в формат мероприятий (конференций, блогов, форумов) свои обычные привычки в общении: неумение акцентировать внимание на основном, болтовню, комментарии с вырванным контекстом, из-за чего они могут показаться оскорбляющими и неприятными для собеседников. Многие не понимают своих ошибок.
В период пандемии видео общение с помощью разнообразных веб ресурсов стали новоиспеченной формой во всех сферах сообщества. И пока значительные массы человечества выбирают видеоконференции реальным встречам. Это очень удобно: нет необходимости тратиться на дорогу, одеваться парадно и держать социальную дистанцию. В видео отлично тем, что лицезреете собеседника и читаете его эмоции, и это упрощает общение. К подготовке следуют приступить с оформления своего аккаунта. Предпочтительно установить деловое фото и прописать полное ФИО — так собеседникам будет удобнее общаться и понимать, кто в данный момент говорит. необходимо обратить внимание и на вид условия помещения на заднем фоне собеседника видеоконференции – засвеченность камеры и раскиданных вещей по квартире.
Большую часть времени просить собеседника повторить сказанное, переспрашивать вновь и вновь, повторяться самому - это самое неприятное что может случится с вами во время общения.
А также в начале конференции лучше предупредить собеседников о плане мероприятий, если вдруг конференция или общение оборвется. Заранее проверьте качество и скорость собственного интернета и тоже самое попросите сделать собеседникам. Тогда вы сможете пообщаться максимально продуктивно.
Ежели деловая встреча - отправьте за несколько дней ход обсуждения и таймер на выступление, попросите оформить вопросы и предложения к каждому выступлению, на встрече останется лишь обсудить.
«Ориентироваться подобает на собеседников: если все с веб-камерами — подсоединяем свою, ежели нет — то необязательно. Не хотите подсоединять камеру — спросите, удобно ли будет собеседникам, если вы будете говорить с ними голосом. Ежели камеры нет — убедитесь, что у вас включена аватарка (заставка), потому что черный экран с выступающим смотрится очень тревожно. Картинка в большинстве случаев автоматически переключается на того, кто говорит. Чтобы она не маячила при каждом лишнем фоновом шуме, можно отключить микрофон во время молчания и попросить собеседников делать то же самое. Поставьте в настройках автоматический вход без камеры и микрофона — так с вами не случатся всякие казусы, если вы подключитесь и неожиданно забудете, что у вас камера и звук транслируются на всех» [4].
Ежели ли вы, стучите ручкой по столу или за открытым окном работающий трактор- все будет слышно другим собеседникам, поэтому обратите внимание на окружающую вас обстановку.
Необходимо обозначить ответственного за успешность и проведение мероприятия. Ежели мероприятие имеет большой формат аудитории, то назначить администратора, который будет помогать: подтверждать уведомления на вход в мероприятие, знакомить участников мероприятия с правилами, так же решать проблемы технического плана, дублировать информацию важного характера (например, данные для связи). Ежели не продумать это, то могут возникнуть различные трудности, чего вам не надо.
А также договоритесь, кто сможет конспектировать кратко вопросы, обсуждаемые на мероприятии. Это продемонстрирует вашу заинтересованность в беседе и создаст дополнительную ценность общения с вами в глазах собеседников.
Подведем итоги по правилам общения на форумах, в блогосферах, видеоконференциях:
поприветствуйте собеседников;
оденьтесь в офисную одежду не до пояса, а полностью;
будьте активны: высказывайтесь аргументированно;
будьте вежливы и пунктуальны, а также уважайте собеседников мероприятия;
обращайтесь «на Вы»;
перед отправкой сообщения в блок, на форуме - проверьте на отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;
не перебивайте выступающего, все вопросы после выступления;
не используйте нецензурную лексику;
добавляйте людей на мероприятие с их согласия;
говорите, пишите только по определенной тематике;
не публикуйте спам;
слушайте внимательно других;
назначьте администратора для помощи;
помощника по фиксированию вопросов на мероприятии;
поддерживайтесь цели вашего присутствия на мероприятии;
в спорах и дискуссиях не переходите на личности;
не выдавайте чужое за своё;
не злоупотребляйте рекламой своих услуг, организации.
Эти правила могут вам помочь в достижении максимальной продуктивности при общении на онлайновых деловых встречах. Не забывайте о главном, которое должно быть на первом месте – удобство для собеседника и целесообразность мероприятия!
Список литературы:
https://nb16.ru/vse-patologii/vidy-i-formy-delovyh-kommunikacij.html
Оленица, А. А. Этика делового общения / А. А. Оленица, А. Г. Зеленский. — Текст: непосредственный // журнал «Молодой ученый». — 2021. — № 6 (348). — С. 304-307.
https://ru.wikipedia.org/wiki/СетевойЭтикет
https://zen.yandex.ru/media/id/5eba7859749e2a74d9fd0dca/9-delovyh-sovetov-i-pravil-etiketa-na-vremia-videokonferencii-5ee0b7b2b1204610073e9d86