Содержание понятия качества транспортного обслуживания можно раскрыть с помощью освещения различных аспектов. Рассматривая термин качество с философских позиций получаем существенную определенность рассматриваемого объекта, с помощью которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество многие объекты делает однородными, то есть объединяет их в совокупность.
В настоящее время в определении понятия качества применительно к продуктам производственной деятельности очевиден перенос акцента с объективных характеристик объекта на удовлетворение требований тех, для кого он предназначен. В литературе существует множество толкований определения качества. Одна группа авторов (Джуран Дж., Кросби Ф., Правдин Д.И., Бычковский Г.В., Гличев А.В.) характеризуют качество каксовокупность характеристик и свойств объекта, уровень или вариант которых формируется производителями (поставщиками) при ее создании, и относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Вторая группа (Гончаров В.Н., Колесникова В.В., Аристов А.В., Боженко Л.И., Сиченко В.Г., Койфман Ю.И.) характеризуют качество как совокупность характеристик объекта (процесс, который индивидуально описывается и рассматривается, продукция, организация, система или любая их комбинация), относящихся к его способности удовлетворять установленные, ожидаемые и многообразные потребности общества и каждого человека. Согласно международным стандартам ИСО-8402, ISO 9000-2015 - под качеством следует понимать совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность и возможность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В ГОСТе Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества, качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя [1].
В Международном Стандарте ИСО 8402 качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности [2].
Под качеством транспортного обслуживания понимается совокупность свойств транспортной услуги, обуславливающих ее способность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением. Снижение качества транспортного обслуживания препятствует повышению конкурентоспособности транспорта. Для проведения оценки эффективности улучшения качества транспортного обслуживания целесообразно применять методику оценки.
Железнодорожный транспорт – это отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. В транспортной системе России исторически ведущим звеном выступает железнодорожный транспорт, который представляет собой, по мнению Р.М.Царева, сложную динамическую систему, включающую комплекс технических и технологических средств, а также совокупность организационных, социальных, экономических и правовых отношений, обеспечивающих эффективность и качество транспортного обслуживания [3].
Железнодорожный транспорт представляет собой совокупность и взаимосвязь всех звеньев (структурных подразделений, объектов), его составляющих, осуществляющих взаимодействие как между собой, так и с другими видами транспорта, отраслями экономики и урбанизированными территориями в процессе выполнения перевозок пассажиров и грузов, и являющихся органической частью народного хозяйства в целом. Особенность железнодорожного транспорта заключается в том, что он в процессе своего функционирования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, пролегает по урбанизированной территории и оказывает влияние на ее окружающую среду. Функционирование железнодорожного транспорта рассмотрено на примере финансово-хозяйственной деятельности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и его филиала - Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) [4].
В Российской Федерации, транспорт является крупнейшей базовой отраслью хозяйства, важной составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
ОАО «Российские железные дороги» является лидером на российском транспортном рынке с точки зрения объемов и географии оказания транспортных услуг.
Корпоративная интегрированная система управления (менеджмента) качеством на железнодорожном транспорте в ОАО «РЖД» создана с целью повышения эффективности и достижения стратегических целей, а также для совершенствования бизнес-процессов [5].
Показатели качества транспортного обслуживания являются объективными измерителями уровня проявления свойств, которые характеризуют качество. При их сравнении с нормативами или стандартами можно делать выводы о соответствии или несоответствии фактического уровня нормируемой величине.
Структура транспортного обслуживания представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура транспортного обслуживания1
Транспортное обслуживание |
|||||
1. Транспортная продукция |
2. Транспортный процесс |
3. Взаимодействие между пользователем транспортно-го обслуживания и транспортными компаниями |
|||
1.1. Перемеще-ние грузов (материальная составляющая) |
Перевозка грузов; погрузочно-разгрузочные работы; складские услуги; подача отремонтированных \ новых средств транспорта; предоставление средств перевозки в аренду; экспедиционные и транспортные услуги. |
2.1. Достиже-ние компро-мисса условий |
Согласование условие пе-ревозки; предоставление требуемого оборудования, тары; выбор оптимальной схемы доставки с учетом ставки на перевозку; зак-репление договора норма-тивными документами; со-гласование дополнитель-ных услуг; подготовка за-явок на размещение груза на судне и в порту; подго-товка груза к перевозке; предоставление всех необ-ходимых документов в по-рт; в случае использования наземных транспортных средств, согласование вре-мени подачи; предостав-ление информации о гра-фике следования груза и соблюдение норм и правил перевозки, действующих на соответствующих видах транспорта; предоставле-ние необходимых доку-ментов на груз, целостно-сть упаковки и наличие пломб; подписание и опла-та счетов по выполненным операциям. |
3.1. Культура обслужива-ния |
Приспособ-ляемость к требовани-ям клиента; характер отношения персонала к потребите-лям; воз-можность получения достовер-ной инфор-мации о та-рифах, ус-ловиях пе-ревозки и местополо-жении гру-за; точность и своевре-менность исполнения |
1.2. Сопутствую-щие услуги (нематериаль-ная составляю-щая) |
2.2. Оформ-ление условий договора |
3.2. Квалифи-кация специа-листов |
|||
2.3. Подгото-вка транспор-тного процесса |
|||||
2.4. Процесс перемещения груза |
|||||
2.5. Принятие груза получателем |
|||||
2.6. Докумен-тальное оформление конечным получателем |
|||||
2.7. Рассмотрение взаимных претензий |
Сравнительная характеристика различных видов транспорта производится при выборе эффективного способа перевозок с учетом требований рынка к условиям транспортного обслуживания пользователей.
В «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», указывается, что «высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы» [6].
Транспортная доступность является одним из наиболее важных критериев, необходимых для оценки качества транспортного обслуживания. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.
Список использованной литературы:
1. Терешина Н.П., Абрамов А.П., Галабурда В.Г., Рышков А.В. Методы оценки конкурентоспособности транспортной продукции с учетом внетранспортного эффекта\\ Экономика железных дорог. 2002мг. №4. с.23-34.
2. Соколов Ю.И., Лавров И.М., Аникеева-Науменко Л.О., Галабурда В.Г. Оценка внетранспортного эффекта от повышения качества грузовых перевозок\\ Этап: экономическая теория, анализ, практика. №1, 2018. с. 118-126.
3. Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Папазьян М.В. ВЕСТНИК ОГУ №10 (171)/октябрь`2014. С.241-243
4. Галабурда В.Г. Маркетинг на транспорте: учебник для вузов\ Абрамов А.П., Галабурда В.Г., Иванова Е.А.: под общ. ред. д.э.н., проф. В.Г. Галабурды. – Москва: Желдориздат. – 2001 – 329 с.
5. Василенко Е.А., Магомедов С.Ш. Василенко М.А. Взаимосвязь категорий и параметров качества при реализации основных бизнес-процессов железнодорожного транспорта \\ Труды XI международной научной конференции «Студенческий научный форум 2019» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016365
6. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Прокопчук В.Ю. Управление качеством и конкурентоспособностью транспортных предприятий под влиянием опережающего маркетинга \\ Транспорт: проблемы, цели, перспективы (ТРАНСПОРТ 2021): материалы всероссийской научно-технической конференции с международным участием (Пермь, 12 февраля 2021 г.) /под ред. канд. пед. наук., доц. Е.В. Чабановой – Пермь: Пермский филиал ФГБОУ ПО «ВГУВТ», 2021 – 770 с. (с. 339-346)