Эффективная и надежная работа пассажирского транспорта является важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности.
Несомненно, значение транспорта в экономике очень велико. Транспорт является важнейшим органом хозяйства, выполняя транспортировку всех видов сырья. Без транспорта не смогла бы функционировать экономика в целом. Если страна имеет большую территорию, то без системы транспорта особо отдалённые города и регионы не смогут развиваться и расти, что, конечно же, негативно отразится на экономике этой страны.
Развитие транспортного комплекса региона и его обслуживание – актуальные задачи, они оказывают всё большее влияние на развитие региона в целом.
Транспортная система Южного федерального округа включает все виды современного транспорта — железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. В последние годы благодаря быстрому развитию транспортной системы округа и повышению ее роли в обеспечении потребностей населения и экономики округа и страны в целом, транспортная система превратилась в отрасль специализации региона и стала самой динамично развивающейся отраслью хозяйства на юге России.
В современном мире транспорт становится все более значимой частью социально-экономической системы общества.
Система транспортного обслуживания региона является важнейшим фактором, объединяющим различные отрасли и производства экономики. Различные подходы к определению транспортного обслуживания сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Исследование подходов к определению транспортного обслуживания
Источник |
Определение транспортного обслуживания |
В. С. Бачмага, Л. А. Белоусова |
Процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями; это составляющая часть логистики, т. к. оно включает в себя деятельность по предоставлению услуг транспортными компаниями по организации доставки товара от отправителя до получателя груза соответствующего качества и необходимого количества точно в срок согласно требованиям потребителя с наименьшими издержками [1]. |
Миротин Л.Б. |
транспортное обслуживание - это деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг [2]. |
А.Н. Азрилиян |
представляет собой конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки. Представляет совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной продукции (услуги) перед его заказчиком (продавцом или покупателем) [3]. |
Федоров В. А. |
рассматривает понятие «транспортное обслуживание» как предоставление услуг перевозки [4]. |
Громов Н.Н. |
Транспортное обслуживание – это комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих регулярность перевозки пассажиров и багажа (грузов) [5]. |
Золотов В.А. |
понимает под транспортным обслуживанием процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями [6]. |
Осипова О. Я. |
которая понимает под транспортным обслуживанием деятельность, связанную с процессом перемещения пассажиров и грузов (багажа) в пространстве, с предоставлением сопутствующей этой деятельности транспортных услуг [7]. |
Виноградова С.Н. |
Транспортное обслуживание (сервис) – это деятельность транспортных и транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения пассажиров, багажа и грузов и предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных и других видов услуг [8]. |
Большой экономический словарь |
Транспортное обслуживание – это конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки, представляющий собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной услуги перед заказчиком (клиентом, пассажиром) [9]. |
Таким образом, под транспортным обслуживанием понимают деятельность по предоставлению транспортных услуг и других сопутствующих транспортных услуг в процессе перемещения пассажиров и груза.
Проведение логического и сравнительного анализа определений позволило сформулировать авторское понятие транспортного обеспечения и транспортного обслуживания региона.
Система транспортного обслуживания региона представляет собой совокупность элементов транспортной инфраструктуры, через взаимодействие которых отвечают требованиям в перемещении грузов и пассажиров в регионе. Она является открытой системой, имеющей обособленную внутреннюю среду и взаимодействующей с внешней средой. При этом первая состоит из элементов, связь между которыми гораздо сильнее, чем с элементами, составляющими последнюю. В условиях рынка проблема неопределенности внешней среды влияет на состояние и развитие системы транспортного обслуживания региона, изменяя условия ее функционирования.
Предпосылками государственного регулирования транспортного обслуживания в регионе являются следующие [8, 9]: 1) Существование и развитие естественного монополизма региональных предприятий; 2) Значимость контроля и ограничения уровня транспортных тарифов в регионе; 3) Необходимость защиты работающих транспортных предприятий от недобросовестной конкуренции в регионе и за его пределами; 4) Требования к защите потребителей автотранспортных услуг от недобросовестной конкуренции; 5) Важность содействия транспортным предприятиям в ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф. 6) Существенная оборонная роль транспорта, которая должна контролироваться государством; 7) Необходимость выполнения межрегиональных, всероссийских и международных соглашений, конвенций, договоров в области транспортного обслуживания; 8) Повышенные риски транспортной деятельности, которые следует сокращать; 9) Приоритет рационального распределения транспортного обслуживания по территории региона и страны; 10) Необходимость нормативно-правового регулирования государством выполнения стратегических и прогнозных документов. Большое влияние на эффективность работы транспорта оказывают методы регулирования транспортной деятельности в регионе (таблица 2) [10, 11].
Таблица 2
Методы регулирования транспортного обслуживания в регионе
Группа методов регулирования |
Перечень методов регулирования транспортного обслуживания |
Экономические методы |
Приватизация, налоговая политика региона, тарифная система транспортного обслуживания, система штрафных санкций, дотационные методы на транспорте, кредитование транспортного развития региона, финансирование транспортных операций |
Нормативные методы |
Лицензирование транспортной деятельности в регионе, квотирование транспортного обслуживания, система разрешительных мер на транспорте |
Ограничительные методы |
Комплекс методов ограничения транспортной деятельности на различных видах транспорта; система ограничений деятельности на транспортном рынке по числу транспортных компаний и по размеру парка транспортных средств, региональное регулирование транспорта как естественной монополии |
Методы регулирования безопасности |
Правила дорожного движения, правила перевозок грузов, правила перевозок опасных грузов, правила перевозок пассажиров, правила транспортно-экспедиторской деятельности, устав различных видов транспорта |
Методырегулированияразвития |
Методы достижения задач Транспортной стратегии РФ и регионов, методы развития транспортной инфраструктуры региона, методы регулирования достижения индикаторов транспортного развития в регионе |
В состав Южного федерального округа входят республики Адыгея,Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия,Северная Осетия, Чечня; Волгоградская, Ростовская. Центром Южногофедерального округа является г. Ростова-на-Дону.
ЮФО - мощный транспортный транзитный потенциал округа, включающий развитую систему транспортных коммуникаций- железных и автомобильных дорог, морских и речных портов и путей, трубопроводы, трассы воздушных линий и сеть аэропортов. Ее задача заключается не только в обслуживании транспортных потребностей округа, но и в обеспечении транзитных связей.
Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
Транспортное обслуживание на сегодняшний день является довольно распространенной услугой, которой пользуются многочисленные предприятий, компании и организации.
В систему транспортного обслуживания входит перевозка пассажиров, которые являются сотрудниками крупных фирм и компаний, доставка почты и другого багажа, осуществление других видов перевозок, выполняемых в хозяйственных и коммерческих целях.
Таким образом, устойчивое и эффективное функционирование и развитие транспорта как составной части производственной инфраструктуры России является условием стабилизации и структурной перестройки экономик, особенно региональных. Последние формируют особенности национального транспортного комплекса, уровень его развития и приоритетные цели. Транспорт также служит обеспечению национальной безопасности и обороноспособности страны и региона, решению социальных проблем, связанных с транспортной доступностью, а также развитию инновационных направлений в сфере транспортного обслуживания.
Список использованной литературы
1. Бачмага В.С., Белоусова Л.А. Анализ стратегии транспортного обслуживания // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 385–387.
2. Миротин Л.Б.. Логистика: управление в грузовых транспортнологистических системах – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
3. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е. В. Новый экономический словарь. Издательство: Омега-Л, 2008г.- 1472с.
4. Федоров В. А. Организация транспортного обслуживания туристов : конспект лекций / В. А. Федоров – СПб. : СПбГИЭУ, 2010. – 99 с.
5. Громов Н. Н. Менеджмент на транспорте / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков. – М.: Академия, 2012. – 528 с.
6. Куренков П.В. Транспортный и внетранспортный эффекты ускорения доставки грузов в современных условиях. \ П.В. Куренков\\ Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта : Межвузовский сборник научных трудов \ СамИИТ. – Вып.20. ч.2. – 2000 – с.14
7. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание / О. Я. Осипова. – М.: Академия, 2012. – 376 с.
8. Виноградова С. Н. Транспортное обслуживание / С. Н. Виноградова, Н. Г. Петухова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2010. – 221 с.
9. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: [http://big_economic_dictionary.academic.ru].
10. Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев : монография \ Ю.И. Соколов. –Москва: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» 2011 г. – 184 с.
11. Трихунков М.Ф. Транспортное пространство в условиях рынка: Качество и эффективность \ М.Ф. Трихунков. – М.: Транспорт, 1993 – 255 с.