ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЮФО) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЮФО)

Василенко М.А. 1, Прокопова А.М. 2, Прокопчук В.Ю. 2
1Ростовский государственный медицинский университет
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффективная и надежная работа пассажирского транспорта является важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности.

Несомненно, значение транспорта в экономике очень велико. Транспорт является важнейшим органом хозяйства, выполняя транспортировку всех видов сырья. Без транспорта не смогла бы функционировать экономика в целом. Если страна имеет большую территорию, то без системы транспорта особо отдалённые города и регионы не смогут развиваться и расти, что, конечно же, негативно отразится на экономике этой страны.

Развитие транспортного комплекса региона и его обслуживание – актуальные задачи, они оказывают всё большее влияние на развитие региона в целом.

Транспортная система Южного федерального округа включает все виды современного транспорта — железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. В последние годы благодаря быстрому развитию транспортной системы округа и повышению ее роли в обеспечении потребностей населения и экономики округа и страны в целом, транспортная система превратилась в отрасль специализации региона и стала самой динамично развивающейся отраслью хозяйства на юге России.

В современном мире транспорт становится все более значимой частью социально-экономической системы общества.

Система транспортного обслуживания региона является важнейшим фактором, объединяющим различные отрасли и производства экономики. Различные подходы к определению транспортного обслуживания сведены в таблицу 1.

Таблица 1. Исследование подходов к определению транспортного обслуживания

Источник

Определение транспортного обслуживания

В. С. Бачмага, Л. А. Белоусова

Процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями; это составляющая часть логистики, т. к. оно включает в себя деятельность по предоставлению услуг транспортными компаниями по организации доставки товара от отправителя до получателя груза соответствующего качества и необходимого количества точно в срок согласно требованиям потребителя с наименьшими издержками [1].

Миротин Л.Б.

транспортное обслуживание - это деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг [2].

А.Н. Азрилиян

представляет собой конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки. Представляет совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной продукции (услуги) перед его заказчиком (продавцом или покупателем) [3].

Федоров В. А.

рассматривает понятие «транспортное обслуживание» как предоставление услуг перевозки [4].

Громов Н.Н.

Транспортное обслуживание – это комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих регулярность перевозки пассажиров и багажа (грузов) [5].

Золотов В.А.

понимает под транспортным обслуживанием процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями [6].

Осипова О. Я.

которая понимает под транспортным обслуживанием деятельность, связанную с процессом перемещения пассажиров и грузов (багажа) в пространстве, с предоставлением сопутствующей этой деятельности транспортных услуг [7].

Виноградова С.Н.

Транспортное обслуживание (сервис) – это деятельность транспортных и транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения пассажиров, багажа и грузов и предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных и других видов услуг [8].

Большой экономический словарь

Транспортное обслуживание – это конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки, представляющий собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной услуги перед заказчиком (клиентом, пассажиром) [9].

Таким образом, под транспортным обслуживанием понимают деятельность по предоставлению транспортных услуг и других сопутствующих транспортных услуг в процессе перемещения пассажиров и груза.

Проведение логического и сравнительного анализа определений позволило сформулировать авторское понятие транспортного обеспечения и транспортного обслуживания региона.

Система транспортного обслуживания региона представляет собой совокупность элементов транспортной инфраструктуры, через взаимодействие которых отвечают требованиям в перемещении грузов и пассажиров в регионе. Она является открытой системой, имеющей обособленную внутреннюю среду и взаимодействующей с внешней средой. При этом первая состоит из элементов, связь между которыми гораздо сильнее, чем с элементами, составляющими последнюю. В условиях рынка проблема неопределенности внешней среды влияет на состояние и развитие системы транспортного обслуживания региона, изменяя условия ее функционирования.

Предпосылками государственного регулирования транспортного обслуживания в регионе являются следующие [8, 9]: 1) Существование и развитие естественного монополизма региональных предприятий; 2) Значимость контроля и ограничения уровня транспортных тарифов в регионе; 3) Необходимость защиты работающих транспортных предприятий от недобросовестной конкуренции в регионе и за его пределами; 4) Требования к защите потребителей автотранспортных услуг от недобросовестной конкуренции; 5) Важность содействия транспортным предприятиям в ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф. 6) Существенная оборонная роль транспорта, которая должна контролироваться государством; 7) Необходимость выполнения межрегиональных, всероссийских и международных соглашений, конвенций, договоров в области транспортного обслуживания; 8) Повышенные риски транспортной деятельности, которые следует сокращать; 9) Приоритет рационального распределения транспортного обслуживания по территории региона и страны; 10) Необходимость нормативно-правового регулирования государством выполнения стратегических и прогнозных документов. Большое влияние на эффективность работы транспорта оказывают методы регулирования транспортной деятельности в регионе (таблица 2) [10, 11].

Таблица 2

Методы регулирования транспортного обслуживания в регионе

Группа методов регулирования

Перечень методов регулирования транспортного обслуживания

Экономические методы

Приватизация, налоговая политика региона, тарифная система транспортного обслуживания, система штрафных санкций, дотационные методы на транспорте, кредитование транспортного развития региона, финансирование транспортных операций

Нормативные методы

Лицензирование транспортной деятельности в регионе, квотирование транспортного обслуживания, система разрешительных мер на транспорте

Ограничительные методы

Комплекс методов ограничения транспортной деятельности на различных видах транспорта; система ограничений деятельности на транспортном рынке по числу транспортных компаний и по размеру парка транспортных средств, региональное регулирование транспорта как естественной монополии

Методы регулирования безопасности

Правила дорожного движения, правила перевозок грузов, правила перевозок опасных грузов, правила перевозок пассажиров, правила транспортно-экспедиторской деятельности, устав различных видов транспорта

Методырегулированияразвития

Методы достижения задач Транспортной стратегии РФ и регионов, методы развития транспортной инфраструктуры региона, методы регулирования достижения индикаторов транспортного развития в регионе

В состав Южного федерального округа входят республики Адыгея,Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия,Северная Осетия, Чечня; Волгоградская, Ростовская. Центром Южногофедерального округа является г. Ростова-на-Дону.

ЮФО - мощный транспортный транзитный потенциал округа, включающий развитую систему транспортных коммуникаций- железных и автомобильных дорог, морских и речных портов и путей, трубопроводы, трассы воздушных линий и сеть аэропортов. Ее задача заключается не только в обслуживании транспортных потребностей округа, но и в обеспечении транзитных связей.

Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание на сегодняшний день является довольно распространенной услугой, которой пользуются многочисленные предприятий, компании и организации.

В систему транспортного обслуживания входит перевозка пассажиров, которые являются сотрудниками крупных фирм и компаний, доставка почты и другого багажа, осуществление других видов перевозок, выполняемых в хозяйственных и коммерческих целях.

Таким образом, устойчивое и эффективное функционирование и развитие транспорта как составной части производственной инфраструктуры России является условием стабилизации и структурной перестройки экономик, особенно региональных. Последние формируют особенности национального транспортного комплекса, уровень его развития и приоритетные цели. Транспорт также служит обеспечению национальной безопасности и обороноспособности страны и региона, решению социальных проблем, связанных с транспортной доступностью, а также развитию инновационных направлений в сфере транспортного обслуживания.

Список использованной литературы

1. Бачмага В.С., Белоусова Л.А. Анализ стратегии транспортного обслуживания // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 385–387.

2. Миротин Л.Б.. Логистика: управление в грузовых транспортнологистических системах – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.

3. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е. В. Новый экономический словарь. Издательство: Омега-Л, 2008г.- 1472с.

4. Федоров В. А. Организация транспортного обслуживания туристов : конспект лекций / В. А. Федоров – СПб. : СПбГИЭУ, 2010. – 99 с.

5. Громов Н. Н. Менеджмент на транспорте / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков. – М.: Академия, 2012. – 528 с.

6. Куренков П.В. Транспортный и внетранспортный эффекты ускорения доставки грузов в современных условиях. \ П.В. Куренков\\ Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта : Межвузовский сборник научных трудов \ СамИИТ. – Вып.20. ч.2. – 2000 – с.14

7. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание / О. Я. Осипова. – М.: Академия, 2012. – 376 с.

8. Виноградова С. Н. Транспортное обслуживание / С. Н. Виноградова, Н. Г. Петухова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2010. – 221 с.

9. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: [http://big_economic_dictionary.academic.ru].

10. Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев : монография \ Ю.И. Соколов. –Москва: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» 2011 г. – 184 с.

11. Трихунков М.Ф. Транспортное пространство в условиях рынка: Качество и эффективность \ М.Ф. Трихунков. – М.: Транспорт, 1993 – 255 с.

Просмотров работы: 29