Внетранспортный эффект представляет собой выгоды, сопряженные эффекты или потери, получаемые в разных сферах жизни общества в результате использования того или иного вида транспорта и различных транспортных технологий, но не отражающиеся на финансовых показателях транспортной отрасли [1]. Возникновению внетранспортного эффекта способствуют две основных причины: 1) повышая и улучшая качество транспортного обслуживания, железные дороги привлекают дополнительные объемы перевозок; 2) если значительная часть эффекта от повышения качества образуется у грузовладельца, то железнодорожный транспорт может получить свою долю эффекта посредствам изменения тарифов на перевозки более высокого качества. Сущностью внетранспортного эффекта является взаимосвязь эффектов от деятельности транспорта, которые получены в сферах экономической и социальной жизни общества [2]. Внетранспортный эффект способствует сохранению жизни и здоровья населения, выпуске дополнительной продукции, снижению издержек по её производству, экономии времени пассажиров в пути и прочих результатах в различных сферах жизни человека и общества [3].
Внетранспортный эффект подразделяют на экономический – созданный в отраслях материального производства и в непроизводственной сфере, и социальный, как следствие выравнивания уровней жизни населения в регионах при улучшении транспортного обслуживания. Экономические компоненты внетранспортного эффекта включают результаты реализации инновационных, инвестиционных проектов и учитывают при проведении комплексной оценки эффективности [4].
В составе внетранспортного эффекта учитываются социальный и экономический эффекты (табл. 1).
Таблица 1
Содержание внетранспортного эффекта
Эффект |
|
Экономический |
Социальный |
Сокращения оборотных средств народного хозяйства, заключенных в грузах круглогодичного производства и потребления |
Улучшения медицинского обслуживания населения |
Развития дорожной сети |
Рекреационный эффект |
Сокращения потерь народного хозяйства от изъятия ценных земель из сельскохозяйственного производства |
Снижения экологического эффекта транспортных процессов |
Сокращения потерь от ДТП |
Сокращения моральных потерь в результате сокращения числа ДТП |
Ускоренного развития отраслей материального производства |
Сокращения времени пребывания в пути пассажиров |
Повышения производительности в отраслях экономики |
Снижения транспортной усталости пассажиров |
Сокращения затрат народного хозяйства в сельско-хозяйственном производстве |
Изменение количества рабочих мест в регионе и условий труда работников |
Сокращения затрат в непроизводственных отраслях (здравоохранении, народном образовании, коммунально-бытовом обслуживании населения в сельской местности и т.д.) |
Изменение структуры производственного персонала |
Расширения торговых связей |
Изменение надежности снабжения регионов отдельными товарами |
Увеличение производственного потенциала транспортного предприятия |
Экономия свободного времени населения |
Ускорение доставки и сохранности перевозимых грузов |
Повышение качества и безопасности обслуживания на предприятиях транспорта |
Повышение ритмичности перевозок |
Повышение привлекательности региона для проживания, туризма и культурного сотрудничества |
Комплексности обслуживания грузовладельцев |
Снижение усталости в пути, получение положительных эмоций, чувства удовлетворенности, укрепление здоровья населения |
Рост грузооборота и подвижности населения |
|
Прирост в сфере производства ВРП |
|
Уровень повышения специализации вагонного парка |
Внетранспортный эффект в социальной сфере включает экономию свободного рабочего времени населения региона, выраженную в стоимостном виде. Социальный эффект в области здравоохранения представляет собой уменьшение заболеваемости населения от негативного влияния транспорта.
Целесообразно оценивать виды внетранспортных эффектов на предприятиях транспорта по удельному вкладу конкретного мероприятия в обеспечение общего внетранспортного эффекта. Данный метод свидетельствует о возможности учета синергического (мультипликационного) характера внетранспортных эффектов, который можно выявить и количественно оценить на уровне высоко агрегированных экономических систем.
Давно известны структурные связи транспортной системы с внетранспортными системами, в частности относительно высокие коэффициенты корреляции связывают развитие транспортной инфраструктуры (по уровню густоты, связности) с уровнем урбанизации, демографическим индексом, уровнем производственно-технического развития территории.
Индексы развития транспортной инфраструктуры России по регионам представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индексы развития транспортной инфраструктуры России по регионам
Федеральный округ |
Годы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
ЮФО |
25,98 |
27,48 |
24,76 |
24,99 |
СФО |
31,43 |
28,28 |
28,25 |
28,35 |
ДФО |
32,58 |
34,79 |
31,87 |
32,38 |
СЗФО |
39,24 |
39,07 |
39,17 |
39,31 |
ПФО |
40,97 |
40,94 |
40,98 |
41,04 |
УФО |
21,41 |
21,75 |
21,26 |
21,21 |
ФО |
2,76 |
2,76 |
2,74 |
2,74 |
ЦФО |
57,22 |
64,77 |
57,27 |
57,47 |
СКФО |
21,28 |
21,28 |
21,11 |
21,09 |
На рисунке 1 представлена динамика развития транспортной инфраструктуры России по регионам в период 2017 – 2020 г.г.
Рис. 1. Динамика развития транспортной инфраструктуры России по регионам в период 2017 – 2020 гг.
Как видно из рисунка 1, транспортная инфраструктура особо развита в Центральном федеральном округе. Это связано с тем, что инвестируют в инфраструктуру эти регионы также больше остальных. Самые низкие значения индекса развития инфраструктуры зафиксированы в Северо-Кавказском федеральном округе. Инфраструктура в этих регионах развита слабее из-за труднодоступности (гористого рельефа) и низкой доли городского населения.
Российская инфраструктура на протяжении десятков лет остро нуждается в инвестициях, а нынешние вложения не покрывают минимальных потребностей [5].
Неравномерное покрытие территории России транспортной инфраструктурой — следствие невысокой плотности населения на большей ее части, точечным расположением добывающих и промышленных производств и километрами неосвоенных территорий [6].
Транспортный комплекс России в последние годы продолжает успешно развиваться, совершенствуется транспортная инфраструктура, растут объемы перевозок грузов и пассажиров [7].
Таким образом, оценка внетранспортного эффекта необходима при разработке мер по улучшению обслуживания населения, развитию транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры России, транспортных коридоров и скоростного движения, определению экономической эффективности инвестиционных проектов.
Список использованной литературы
1. Лапидус Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее \ Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет. – М.: КРАСАНД, 2014 – 234 с.
2. Зырьянов В.В., Семчугова Е.Ю. Качество транспортного обслуживания: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Рост. Гос. строит. Ун-т, 2013. – 195 с.
3. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством. Под ред. Дж. Джурана. Т.1. Перевод с англ. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004 – 208 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
5. Даванков А.Ю. Эколого-экономическая культура регионального природопользования \\ Деловая культура и деловой успех: взаимосвязь и взаимообусловленность. Челябинск. 2004 г.
6. Василенко М.А., Мушегян А.О., Сухов С.В., Кузина Е.Л.Экологический мониторинг в повышении внетранспортного эффекта в транспортном обслуживании железнодорожной отрасли \\ Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 125-летию РУТ (МИИТ). Москва, Российский университет транспорта. [Текст]. – М.: Перо, 2021, – 593 с. – 30,4 Мб. [Электронное издание]. (с. 238-242)
7. Василенко М.А. Кузина Е.Л., Василенко Е. А., Мушегян А. О. Оценка качества транспортного обслуживания в динамике внетранспортного эффекта \\ Василенко, М. А. Оценка качества транспортного обслуживания в динамике внетранспортного эффекта // М. А. Василенко, Е. Л. Кузина, Е. А. Василенко, А. О. Мушегян // Вестник евразийской науки. — 2021 - Т. 13 — № 6 — URL: https://esj.today/PDF/03ECVN621.pdf