ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВНЕТРАНСПОРТНОГО ЭФФЕКТА В ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВНЕТРАНСПОРТНОГО ЭФФЕКТА В ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Василенко М.А. 1, Мушегян А.О. 2, Сухов С.В. 2
1Ростовский государственный медицинский университет
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внетранспортный эффект представляет собой выгоды, сопряженные эффекты или потери, получаемые в разных сферах жизни общества в результате использования того или иного вида транспорта и различных транспортных технологий, но не отражающиеся на финансовых показателях транспортной отрасли [1]. Возникновению внетранспортного эффекта способствуют две основных причины: 1) повышая и улучшая качество транспортного обслуживания, железные дороги привлекают дополнительные объемы перевозок; 2) если значительная часть эффекта от повышения качества образуется у грузовладельца, то железнодорожный транспорт может получить свою долю эффекта посредствам изменения тарифов на перевозки более высокого качества. Сущностью внетранспортного эффекта является взаимосвязь эффектов от деятельности транспорта, которые получены в сферах экономической и социальной жизни общества [2]. Внетранспортный эффект способствует сохранению жизни и здоровья населения, выпуске дополнительной продукции, снижению издержек по её производству, экономии времени пассажиров в пути и прочих результатах в различных сферах жизни человека и общества [3].

Внетранспортный эффект подразделяют на экономический – созданный в отраслях материального производства и в непроизводственной сфере, и социальный, как следствие выравнивания уровней жизни населения в регионах при улучшении транспортного обслуживания. Экономические компоненты внетранспортного эффекта включают результаты реализации инновационных, инвестиционных проектов и учитывают при проведении комплексной оценки эффективности [4].

В составе внетранспортного эффекта учитываются социальный и экономический эффекты (табл. 1).

Таблица 1

Содержание внетранспортного эффекта

Эффект

Экономический

Социальный

Сокращения оборотных средств народного хозяйства, заключенных в грузах круглогодичного производства и потребления

Улучшения медицинского обслуживания населения

Развития дорожной сети

Рекреационный эффект

Сокращения потерь народного хозяйства от изъятия ценных земель из сельскохозяйственного производства

Снижения экологического эффекта транспортных процессов

Сокращения потерь от ДТП

Сокращения моральных потерь в результате сокращения числа ДТП

Ускоренного развития отраслей материального производства

Сокращения времени пребывания в пути пассажиров

Повышения производительности в отраслях экономики

Снижения транспортной усталости пассажиров

Сокращения затрат народного хозяйства в сельско-хозяйственном производстве

Изменение количества рабочих мест в регионе и условий труда работников

Сокращения затрат в непроизводственных отраслях (здравоохранении, народном образовании, коммунально-бытовом обслуживании населения в сельской местности и т.д.)

Изменение структуры производственного персонала

Расширения торговых связей

Изменение надежности снабжения регионов отдельными товарами

Увеличение производственного потенциала транспортного предприятия

Экономия свободного времени населения

Ускорение доставки и сохранности перевозимых грузов

Повышение качества и безопасности обслуживания на предприятиях транспорта

Повышение ритмичности перевозок

Повышение привлекательности региона для проживания, туризма и культурного сотрудничества

Комплексности обслуживания грузовладельцев

Снижение усталости в пути, получение положительных эмоций, чувства удовлетворенности, укрепление здоровья населения

Рост грузооборота и подвижности населения

 

Прирост в сфере производства ВРП

 

Уровень повышения специализации вагонного парка

 

Внетранспортный эффект в социальной сфере включает экономию свободного рабочего времени населения региона, выраженную в стоимостном виде. Социальный эффект в области здравоохранения представляет собой уменьшение заболеваемости населения от негативного влияния транспорта.

Целесообразно оценивать виды внетранспортных эффектов на предприятиях транспорта по удельному вкладу конкретного мероприятия в обеспечение общего внетранспортного эффекта. Данный метод свидетельствует о возможности учета синергического (мультипликационного) характера внетранспортных эффектов, который можно выявить и количественно оценить на уровне высоко агрегированных экономических систем.

Давно известны структурные связи транспортной системы с внетранспортными системами, в частности относительно высокие коэффициенты корреляции связывают развитие транспортной инфраструктуры (по уровню густоты, связности) с уровнем урбанизации, демографическим индексом, уровнем производственно-технического развития территории.

Индексы развития транспортной инфраструктуры России по регионам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индексы развития транспортной инфраструктуры России по регионам

Федеральный округ

Годы

2017

2018

2019

2020

ЮФО

25,98

27,48

24,76

24,99

СФО

31,43

28,28

28,25

28,35

ДФО

32,58

34,79

31,87

32,38

СЗФО

39,24

39,07

39,17

39,31

ПФО

40,97

40,94

40,98

41,04

УФО

21,41

21,75

21,26

21,21

ФО

2,76

2,76

2,74

2,74

ЦФО

57,22

64,77

57,27

57,47

СКФО

21,28

21,28

21,11

21,09

На рисунке 1 представлена динамика развития транспортной инфраструктуры России по регионам в период 2017 – 2020 г.г.

Рис. 1. Динамика развития транспортной инфраструктуры России по регионам в период 2017 – 2020 гг.

Как видно из рисунка 1, транспортная инфраструктура особо развита в Центральном федеральном округе. Это связано с тем, что инвестируют в инфраструктуру эти регионы также больше остальных. Самые низкие значения индекса развития инфраструктуры зафиксированы в Северо-Кавказском федеральном округе. Инфраструктура в этих регионах развита слабее из-за труднодоступности (гористого рельефа) и низкой доли городского населения.

Российская инфраструктура на протяжении десятков лет остро нуждается в инвестициях, а нынешние вложения не покрывают минимальных потребностей [5].

Неравномерное покрытие территории России транспортной инфраструктурой — следствие невысокой плотности населения на большей ее части, точечным расположением добывающих и промышленных производств и километрами неосвоенных территорий [6].

Транспортный комплекс России в последние годы продолжает успешно развиваться, совершенствуется транспортная инфраструктура, растут объемы перевозок грузов и пассажиров [7].

Таким образом, оценка внетранспортного эффекта необходима при разработке мер по улучшению обслуживания населения, развитию транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры России, транспортных коридоров и скоростного движения, определению экономической эффективности инвестиционных проектов.

Список использованной литературы

1. Лапидус Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее \ Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет. – М.: КРАСАНД, 2014 – 234 с.

2. Зырьянов В.В., Семчугова Е.Ю. Качество транспортного обслуживания: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Рост. Гос. строит. Ун-т, 2013. – 195 с.

3. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством. Под ред. Дж. Джурана. Т.1. Перевод с англ. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004 – 208 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

5. Даванков А.Ю. Эколого-экономическая культура регионального природопользования \\ Деловая культура и деловой успех: взаимосвязь и взаимообусловленность. Челябинск. 2004 г.

6. Василенко М.А., Мушегян А.О., Сухов С.В., Кузина Е.Л.Экологический мониторинг в повышении внетранспортного эффекта в транспортном обслуживании железнодорожной отрасли \\ Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 125-летию РУТ (МИИТ). Москва, Российский университет транспорта. [Текст]. – М.: Перо, 2021, – 593 с. – 30,4 Мб. [Электронное издание]. (с. 238-242)

7. Василенко М.А. Кузина Е.Л., Василенко Е. А., Мушегян А. О. Оценка качества транспортного обслуживания в динамике внетранспортного эффекта \\ Василенко, М. А. Оценка качества транспортного обслуживания в динамике внетранспортного эффекта // М. А. Василенко, Е. Л. Кузина, Е. А. Василенко, А. О. Мушегян // Вестник евразийской науки. — 2021 - Т. 13 — № 6 — URL: https://esj.today/PDF/03ECVN621.pdf

Просмотров работы: 166